Короткие стихи Блока

Короткие стихи Блока

Короткие стихи Блока полны метафор, символов и личных переживаний – так же, как и вся его поэзия, но в более концентрированной форме. Ведь в нескольких строках нужно было суметь сказать столь многое!

Короткие стихи Блока

Мы подготовили подборку из 10 коротких стихов Александра Блока. В них диковинным образом сочетаются надежды на будущее и воспоминания о прошлом, влюбленность и одиночество, веселость и отрицание счастья.

«Ветер принес издалёка…»

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где-то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

 

В этой бездонной лазури

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

 

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

Ранний этап в творчестве Блока связан с символизмом – литературным направлением, ключевой чертой которого была образность. Поэтому стихи его первых циклов отличаются обилием метафор, мистических предчувствий.

Символизм предполагал отношение к мелочам как к предзнаменованиям чего-то свыше. В стихотворении, написанном в конце января 1901 года, поэт пишет о приближающейся оттепели («песни весенней намек») – он почувствовал её в легких звуках ветра, долетевшего издалека.

Приближающаяся весна всколыхнула струны сердца поэта: в стихотворении он обращается к Любови Менделеевой, своей музе, возлюбленной и будущей жене.

Ветер принес издалека автограф

Автограф стихотворения с правками Блока

«Ужасен холод вечеров…»

Ужасен холод вечеров,

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Несуществующих шагов

Тревожный шорох на дороге.

 

Холодная черта зари,

Как память близкого недуга

И верный знак, что мы внутри

Неразмыкаемого круга.

Тревожным ожиданием и плохими предчувствиями проникнуто символическое стихотворение из цикла «Стихов о Прекрасной Даме». Холод вечеров и зорь здесь подразумевает несостоявшееся свидание с Дамой, одиночество и бесплодные поиски лирического героя.

Символика «шороха» связывалась у Блока с предчувствием надвигающихся тревог. Шорох «несуществующих шагов» подчеркивает не только обманчивость, но и «дьявольскую», мистическую природу ожиданий. Образ «неразмыкаемого круга» выражает иллюзорность, недостижимость идеала.

В стихотворении, помимо алогичного «шороха несуществующих шагов», используется и оксюморон «память близкого [приближающегося] недуга», то есть буквально – воспоминание о будущем событии.

Слушать стихотворение «Ужасен холод вечеров…»

«Вербочки»

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

 

Огонечки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

 

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

 

В Воскресенье Вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

В стихотворении идет речь о праздновании вербной недели (накануне пасхальной недели), которая традиционно связывается с началом весны («пахнет весной»). Вербная неделя имела особое значение для детей: в это время в столицах учреждались детские базары, где торговали преимущественно игрушками, вербами, цветами и сладостями.

В Вербное воскресенье на утреннем богослужении присутствующие в храме держат в руках ветви этого кустарника. Освященные в вербное воскресенье, они хранились за образами в течение целого года.

По одной из версий стихотворение было написано Блоком для детского букваря, по другой – для детского журнала.

Слушать стихотворение «Вербочки»

«Как тяжело ходить среди людей…»

Там человек сгорел.

Фет

 

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагической страстей

Повествовать еще не жившим.

 

И, вглядываясь в свой ночной кошмар,

Строй находить в нестройном вихре чувства,

Чтобы по бледным заревам искусства

Узнали жизни гибельной пожар!

Стихотворение из цикла «Страшный мир» написано в тяжелый для Блока этап биографии. Он чувствовал себя опустошенным, мертвецом среди живых. В петербургских литературных кругах такие периоды называли «периодами мрачности Блока», когда его нельзя было встретить в обществе.

Во второй строфе поэт сравнивает внутреннее хаотическое мироощущение со стройностью творчества. Он надеется, что в его стихах, «бледным заревом» отражающих внутренний пожар, читатели разглядят его настоящую жизнь, полную трагизма.

Слушать стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…»

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

 

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Существуют две версии насчет прообраза аптеки, изображенной в стихотворении. Корней Чуковский в мемуарах о Блоке упоминал петербургскую аптеку на Офицерской улице, рядом с каналом Пряжки. Мимо здания этой аптеки поэт проходил и проезжал каждый день – она была по пути к его дому.

По свидетельству Е. П. Иванова аптека, изображенная в стихотворении, находилась на углу Большой Зелениной улицы и набережной Крестовского острова (сейчас – набережная Адмирала Лазарева, д. 44). Аптека стояла на низком берегу Малой Невки и отражалась в воде, что могло способствовать «зеркальной» композиции  стихотворения.

Слушать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«О, я хочу безумно жить…»

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

 

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, –

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

 

Простим угрюмство – разве это

Сокрытый двигатель eгo?

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество!

Замысел стихотворения возник у Блока в 1909 году во время преодоления духовного кризиса (отсюда – «угрюмство» и «сон тяжелый»). Окончательная редакция в 1914 году вошла в цикл «Ямбы» – один из самых духоподъемных в творчестве поэта.

В произведении Блок обращается к будущему, к творческим замыслам: «Я хочу…!» Этим он провозглашает, что «жить» для художника – значит «творить», значит быть свободным, отдаться на волю стихии («безумно жить»). Вероятно, такое свободолюбие поэт унаследовал у своего знаменитого предшественника и тёзки – Александра Пушкина.

«Я – Гамлет. Холодеет кровь…»

Я – Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце – первая любовь

Жива – к единственной на свете.

 

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю

Клинком отравленным заколот.

Стихотворение построено на приеме аллюзии и связано с воспоминаниями о любительской постановке трагедии «Гамлет» в имении Менделеевых летом 1898 года. Роли Гамлета и Офелии тогда исполняли будущие супруги: 17-летний Блок и 16-летняя Люба Менделеева.

Отождествляя себя с Гамлетом, поэт воспринимал события личной жизни как театральное действо. Мотивы «холода» и «гибели» навеяны разладом в семейной жизни и проходят через письма 1908 года к жене, которая надолго покинула его, отправившись на гастроли по югу России.

Говоря о «сетях коварства» и «отравленном клинке», Блок, вероятно, имеет в виду критику и публичные выпады против него со стороны бывших единомышленников и «друзей-врагов» (Мережковских, А. Белого и других).

«Грустя и плача и смеясь…»

Грустя и плача и смеясь,

Звенят ручьи моих стихов

У ног твоих,

И каждый стих

Бежит, плетет живую вязь,

Своих не зная берегов.

 

Но сквозь хрустальные струи

Ты далека мне, как была…

Поют и плачут хрустали…

Как мне создать черты твои,

Чтоб ты прийти ко мне могла

Из очарованной дали?

В стихотворении, написанном в конце 1908 года, слышен отзвук стихов Блока минувших лет. О Прекрасной Даме напоминает стремление героя постичь облик возлюбленной: «создать черты твои» перекликается с ранним страхом – «изменишь облик ты» («Предчувствую тебя…»).

К Незнакомке отсылает последняя строка: «очарованная даль» символизировала для поэта недостижимый идеал, не связанный с окружающим миром пошлости.

Стихотворение могло быть посвящено и реальной женщине – Н. Волоховой. С ней у Блока в 1908 году был роман, и поэт действительно посвятил актрисе много стихов («мои стихи у ног твоих»), разливавшихся половодьем чувств («не зная берегов»).

«Утро в Москве»

Упоительно встать в ранний час,

Легкий след на песке увидать.

Упоительно вспомнить тебя,

Что со мною ты, прелесть моя.

 

Я люблю тебя, панна моя,

Беззаботная юность моя.

И прозрачная нежность Кремля

В это утро, как прелесть твоя.

Погожим июльским днем 1909 года, сидя на скамейке в Александровском саду в Москве Блок пишет проникнутое оптимизмом короткое стихотворение. Такая радость обусловлена атмосферой города и влюбленностью, восторгом лирического героя.

Москву Блок воспринимал жизнерадостной, беззаботной, более открытой и благожелательной по сравнению с мрачным, депрессивным Петербургом. Ощущение лёгкости, окрылённости передано и в повторении наречия «упоительно», и в эпитетах «лёгкий след», «беззаботная юность», «прозрачная нежность».

Герой влюблён, но кто его возлюбленная – реальная женщина или некий возвышенный образ? Ведь польское слово «панна» относилось не только к незамужней барышне, но и к Богородице.

«Ты жил один. Друзей ты не искал…»

Ты жил один. Друзей ты не искал

И не искал единоверцев.

Ты острый нож безжалостно вонзал

В открытое для счастья сердце.

 

«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть!.. »

«Зачем? Средь бурного ненастья

Мы, все равно, не можем сохранить

Неумирающего счастья».

Написанное в августе 1914 года стихотворение говорит об одиночестве – теме, которая позже более подробно раскроется в автобиографическом «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» Неспособность быть счастливым и даже отрицание счастья – вот отношение к жизни лирического героя.

«Зачем быть счастливым, если это мимолетное чувство?» Романтик в Блоке не мог удовлетвориться ограниченностью счастья, он максималистски жаждал бесконечности. В его дневнике 1912 года есть такая запись: «Я искал “удовольствий”, но никогда не надеялся на счастье».

Короткие стихи других поэтов

Яндекс.Метрика