Стихи о любви Сергея Есенина

Стихи о любви Сергея Есенина

Стихи о любви Сергея Есенина – отражение его свободолюбивой и страстной натуры. В жизни поэта было много женщин, себя он сравнивал с Дон Жуаном. Как и многие творческие натуры, в любовных отношениях он не терпел холодности и однообразия. Поиск идеала женщины стал «плотью и кровью» его любовной лирики.

Красивые современные стихи о любви

Любовь в стихах Есенина разная: нежная, возвышенная, радостная – в ранних произведениях; страстная, языческая, чувственная – в «Стихах хулигана»; безотрадная, продажная, пустая – в поздних стихах периода «Москвы кабацкой».

Благодаря своей удивительной музыкальности многие любовные стихи Есенина обрели второе рождение в песнях.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого
Читать на ЛитРес

Стихи о любви Сергея Есенина

Мы составили для вас подборку из 10 стихотворений Сергея Есенина о любви. Среди них вы встретите как уже хорошо знакомые, так и менее известные. Надеемся, все они помогут понять и прочувствовать душу поэта.

«Письмо к женщине»

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.

 

Читать полностью

Стихотворение «Письмо к женщине» в исполнении Сергея Безрукова

Стихотворение Есенин посвятил первой официальной жене – Зинаиде Райх. Они поженились в 1917 г., но семейная жизнь складывалась трудно. Молодого поэта влекла бурная городская жизнь. Есенин предпочитал все больше времени проводить в компании приятелей и алкоголя.

«Письмо к женщине» написано уже после распада семьи – в 1924-м году. В нем автор оправдывается перед бывшей возлюбленной и признает свои ошибки («я мучил вас»), в то же время упрекая её в неспособности понять («не знали вы», «меня вы не любили»).

Финал стихотворения, скорее, оптимистичен. Есенин выражает радость, что женщина устроила личную жизнь без него. Он не держит на нее зла, а вспоминать будет с легким сердцем.

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

 

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

 

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

 

Читать полностью

Песня на стихи о любви Сергея Есенина (в исп. Александра Щербакова)

В родном селе Константинове юный Есенин был тайно влюблен в Анну Сардановскую. Эта неосуществившаяся история любви легла в основу светлого, хоть и печального, стихотворения в жанре элегии. Поэт прощается с возлюбленной, переставшей занимать его мысли – она «отоснилась» для него.

Воспоминания, оставшиеся от былого чувства, – эфемерны: это растаявший звук имени, запах меда, говор кроткий сот и шепот ветра. Прощание происходит так, как если бы девушки уже не было в живых, хотя прямого указания на смерть героини нет.

Влюбленность в девушку переплетена с любовью к природе и родному краю. Поэтому и средства выразительности вдохновлены природой: эпитеты «сноп волос овсяных», «зерна глаз твоих»; сравнения «похожа на закат», «как снег, лучиста»; олицетворения «заря моет лапкой рот», «шепчет вечер».

«Заметался пожар голубой…»

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

 

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

 

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

 

Читать полностью

Песня на стихи о любви Сергея Есенина (в исп. Сергея Дужих)

Один из лучших стихов о любви Сергея Есенина. Входит в известный цикл из семи стихотворений 1923-го года «Любовь хулигана», посвященный актрисе Августе Миклашевской.

С новой страстью известный поэт связывал множество надежд, стремясь бросить опостылевший беспорядочный образ жизни («разонравилось пить и плясать»). Есенин стремится убедить возлюбленную, что станет «покорным» для той, которая поможет ему стать чище и лучше.

Автор сравнивает себя с «запущенным садом», обещает отречься от скандального поведения и сочинения стихов (а это, наверное, самая большая жертва в устах поэта). Он готов пойти за спасительницей на край света. В финальной строфе используется лексический повтор, закольцовывая композицию и подтверждая твердость намерений поэта. Однако, ухаживания Есенина были встречены без взаимности.

«Мне грустно на тебя смотреть…»

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.

 

Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.

 

Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.

 

Читать полностью

Песня на стихи о любви Сергея Есенина (в исп. Александра Малинина)

Еще одно стихотворение из цикла «Любовь хулигана». Его главная тема – конец жизни и конец любви. Автор проводит параллель с приходом осени: с сентябрем, наступившим после августа (возможно, здесь обыгрывается имя возлюбленной – Августы Миклашевской). В финале поэт говорит о зиме – олицетворении смерти.

Собственное прошлое оценивается Есениным в не очень радужных тонах: «мало пройдено дорог», «много сделано ошибок». Возлюбленную поэт упрекает в том, что она растратила себя на многих поклонников. Возможно, её популярность тяготила его, и он испытывал ревность.

Тема осени и увядания заметна в лексике, которую использует автор: «дождик моросит», «желтый тлен», «сырость», «сад, как кладбище», «берез изглоданные кости». Жизненные проблемы, ссоры с возлюбленной кажутся ему смешными по прошествии времени. В конце Есенин сравнивает себя и героиню с увядшими цветами – какой контраст с предыдущим стихотворением, полным надежд!

«Дорогая, сядем рядом…»

Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу.

 

Это золото осеннее,
Эта прядь волос белесых —
Все явилось, как спасенье
Беспокойного повесы.

 

Я давно мой край оставил,
Где цветут луга и чащи.
В городской и горькой славе
Я хотел прожить пропащим.

 

Читать полностью

Песня на стихи о любви Сергея Есенина (в исп. Павла Соколова)

Стихи о любви Сергея Есенина затрагивают самые нежные струны души. Это справедливо и для стихотворения «Дорогая, сядем рядом…». В нем отражена мечта поэта о спокойных и доверительных отношениях с любимой. Есенин видел возможность таких отношений с избранницей, и потому говорит о «спасении беспокойного повесы». Он готов уцепиться за любовь к Августе Миклашевской, как за соломинку, которая вытащит его из «пропащей» городской жизни.

К ушедшей безвозвратно юности и близящейся смерти поэт относится философски, смиренно принимая скорый переход под «кущи» крестов на кладбище. Душа героя полнится светом и нежностью, которые автор чувствует к возлюбленной. В стихотворении присутствуют характерные для Есенина метафоры и олицетворения, рожденные природой: «золото осеннее», «музыка лягушек», «ветки-лапы», «липы ищут».

«Пускай ты выпита другим…»

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.

 

О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.

 

Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.

 

Читать полностью

Стихотворение в исполнении Сергея Безрукова

И вновь в стихах о любви у Есенина – сентябрь, вновь осенняя усталость. Влюбленный лирический герой прощается с «хулиганством» и «непокорною отвагой». По убеждению поэта, возлюбленная способна понять и поддержать его. Она видится ему и верной спутницей, и сестрой, и другом. Стихотворение носит исповедальный характер.

Есенин кается в разгульном образе жизни, но делает это с достоинством и покорностью судьбе, «без принужденья» встречая возраст осени. Именно любовь помогает ему осознать ошибки молодости и смириться со многими внутренними переменами.

Художественные средства в стихотворении: метафоры («ты выпита», «дым волос»), эпитеты («стеклянный дым», «осенняя усталость»), олицетворение («сентябрь постучал»), лексический повтор («мне осталось, мне осталось»). Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.

«Ты меня не любишь, не жалеешь…»

Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

 

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

 

Знаю я — они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

 

Читать полностью

Стихотворение в исполнении Маши Матвейчук

Стихотворение написано поэтом незадолго до смерти, в нем ощущается разочарование любовью и равнодушие. По выражению автора, он уже «отгорел», поэтому сердце его холодно. Вряд ли строки посвящены конкретной женщине. Скорее всего, поэт обращается к одной из «ночных бабочек».

Любовные отношения здесь – только временная встреча. Женщина, хоть и «млеет от страсти», но отводит взгляд, а сам лирический герой ничего к ней не чувствует, кроме «легкодумной вспыльчивой страсти».

Автор спрашивает женщину, скольких мужчин она ласкала, но вопрос этот – риторический, он не чувствует ревности. Возможно, в беспорядочной жизни девушки ему слышен отзвук собственного разгульного прошлого.

В стихотворении поэт часто прибегает к приему лексического повтора: «сколько – сколько», «только – только», «и ничто – и ничто», акцентируя внимание на этих незначительных словах – параллель с незначительностью мимолетной связи. Угасшие чувства сравниваются с прогоревшим огнем.

«Ну, целуй меня, целуй…»

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

 

Опрокинутая кружка
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

 

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.

 

Читать полностью

Стихотворение в исполнении Сергея Безрукова

В последнем браке с Софьей Толстой Есенин не был счастлив. Он ощущал холодность и излишнюю (на его взгляд) сдержанность избранницы, не похожей на его идеал женщины – страстной и темпераментной. К этой абстрактной возлюбленной поэт обращается в стихотворении, написанном незадолго до смерти.

Предчувствуя скорую смерть, Есенин остается верным своему образу жизни кутилы и повесы. Он просит у любимой забыть обо всем и отдаться страсти и поцелуям, пока еще у них есть время.

В поздних стихах о любви Сергея Есенина все острее чувствуется обреченность. Поэт использует лексику, близкую к теме смерти («тлен», «мгла», «увядающая сила», «кончина»). С другой стороны – экспрессия: многократное повторение пожелания «целуй», восклицания, фатализм «умирать так умирать!»

«Не гляди на меня с упреком…»

Не гляди на меня с упреком,
Я презренья к тебе не таю,
Но люблю я твой взор с поволокой
И лукавую кротость твою.

 

Да, ты кажешься мне распростертой,
И, пожалуй, увидеть я рад,
Как лиса, притворившись мертвой,
Ловит воронов и воронят.

 

Ну, и что же, лови, я не струшу.
Только как бы твой пыл не погас?
На мою охладевшую душу
Натыкались такие не раз.

 

Читать полностью

Стихотворение в исполнении Александра Злищева

Одно из последних стихотворений о любви, написанных Есениным. Оно обращено, по-видимому, к одной из мимолетных возлюбленных, которой автор исповедуется в сильной любви к другой женщине («в лице твоем – другая»).

Не ясно, о ком здесь идет речь, но поэт готов последовать за той, другой, беспрекословно («и не хочешь, да пойдешь»). Новая же возлюбленная – лишь тень, и не может вызвать в душе его сильных чувств. В этом стихотворении тот же мотив, что у одного из рассмотренных ранее: «кто любил, уж тот любить не может».

«Может, поздно, может, слишком рано…»

Может, поздно, может, слишком рано,
И о чем не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.

 

Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен.
Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен.

 

Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Вилось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин —
Легкодумных, лживых и пустых?

 

Читать полностью

Песня на стихи о любви Сергея Есенина (в исп. Сергея Безрукова)

Стихотворение принадлежит к поздней любовной лирике Есенина. Это своего рода подведение итогов на любовном фронте. Лирический герой размышляет об отношениях с прекрасным полом, примеряя на себя образ Дон Жуана – покорителя женских сердец.

Герой понимает, что выбор его часто падал на «легкодумных, лживых и пустых» женщин. Верность одной избраннице не была частью любовной жизни Есенина, провозглашающего «свободу чувств». В конце концов он остался в одиночестве и с «горечью измен».

В стихотворении много риторических вопросов, которыми задается поэт: «Что случилось?», «Что я ищу?» Другие средства выразительности: эпитеты: «шелест голубой», «лимонный свет»; оскюморон: «холодное кипенье»; лексический повтор: «случилось, сталось», «может / может».

На этом наша подборка любовной поэзии Сергея Есенина завершается. Поделитесь в комментариях, какие стихи этого русского поэта нравятся вам.

Читайте также другие наши статьи, например, о том «Зачем нужна поэзия».

Яндекс.Метрика