Короткие стихи Лермонтова

Короткие стихи Лермонтова

Короткие стихи Лермонтова посвящены разным темам – влюбленности, одиночеству, природе, судьбе. При этом лаконичность формы не ограничивает глубину содержания: в большинстве своем лирика автора исполнена философских раздумий и точных наблюдений.

Предлагаем вам подборку из 10 коротких стихотворений Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В душе моей, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Кто может, океан угрюмый,

Твои изведать тайны? Кто

Толпе мои расскажет думы?

Я — или бог — или никто!

Будучи представителем романтизма, Лермонтов страстно увлекался творчеством другого романтика – Джорджа Байрона. В результате он написал стихотворение, в котором сравнивает свою личную судьбу с жизнью английского поэта.

Лирический герой Лермонтова сливается в одно целое с автором. Он стремится познать себя и предсказать будущее. Стихотворение можно отнести к пророческим: поэт предсказывает себе недолгую жизнь («раньше начал, кончу ране»).

Слушать стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…»

Произведение написано в жанре элегии с преобладанием философских мотивов. Мысли героя выражены в форме монолога и перетекают из одной в другую, поэтому произведение не делится на строфы. Размер стихотворения – четырехстопный ямб. 

В тексте используются метафоры («груз разбитых надежд»), сравнения («душа как океан угрюмый»), эпитеты («неведомый избранник»).

 

«Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Воспитанный в традициях христианства, Лермонтов нередко обращался в своих стихах к Богу. «Молитва» написана в 1839 году и вдохновлена знакомством с княгиней М.А. Щербатовой.

Жанр стихотворения – лирический монолог, посвященный духовным поискам героя. Текст можно причислить к религиозно-философской лирике

Слушать стихотворение «Молитва»

В стихотворении говорится о силе искренней веры. Образ лирического героя очень близок самому Лермонтову – это сомневающийся человек. Однако в трудные жизненные минуты он находит покой, обращаясь к высшим силам.

Можно выделить следующие средства выразительности: эпитеты («чудная молитва», «благодатная сила», «святая прелесть»), метафоры («теснится грусть», «дышит прелесть»), а также фразеологизм «камень с души упал».

 

«Прощай, немытая Россия…»

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

 

Быть может, за стеной Кавказа

Укроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

В стихотворении отразились взгляды автора на социальную и политическую обстановку своего времени. Лирический герой разочарован «раболепностью» общества перед лицом политики царской России.

В произведении звучит обида: поэт не принимает пассивный образ жизни дворянства и вездесущий жандармский контроль. Он использует антитезу – противопоставляет «немытой» России свободу гордого Кавказа. 

Из средств выразительности можно также назвать эпитеты «всевидящий глаз» и «всеслышащие уши», которые одновременно являются сатирическими гиперболами. Вместо слова «жандармы» используется синекдоха «голубые мундиры». Метафоры переплетаются с антитезой: «страна рабов, страна господ».

Слушать стихотворение «Прощай, немытая Россия»

 

«Благодарность»

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был…

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.

 

Для позднего периода творчества Лермонтова характерны размышления о жизни, судьбе, универсальных истинах. В стихотворении «Благодарность» слышны мотивы исповедальной лирики: поэт адресует к Богу самые сокровенные чувства.

В названии произведения скрыта ирония: за благодарностью героя кроется горечь. Герой испытывает разочарование от несбывшихся надежд и чувствует себя обманутым и «растраченным». Он просит Бога сократить его земное пребывание.

Небольшое по объему стихотворение наполнено метафорами: «горечь слез», «отрава поцелуя», «жар души». С «пустыней» автор сравнивает пустую и бесплодную жизнь. Важную роль играют повторы и анафора: «за все, за все».

Слушать стихотворение «Благодарность»

 

«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Лермонтов часто писал стихи об одиночестве. Ощущая себя изгнанником, он противопоставлял личность толпе. Отдушину поэт находил на Кавказе с его яркими пейзажами.

Короткое стихотворение-размышление «Тучи» проникнуто разочарованием, печалью, горечью. Чтобы это подчеркнуть, автор использует соответствующую лексику: «зависть», «злоба», «преступление», «клевета» и т. д.

Стихотворение построено на приеме олицетворения: тучи предстают живыми «собеседниками» героя, а сам он соотносит себя с ними. В качестве средств выразительности автор также использует риторические вопросы во второй строфе. Стихотворный размер – дактиль.

Слушать стихотворение «Тучи»

 

«Я не люблю тебя…»

Я не люблю тебя; страстей

И мук умчался прежний сон;

Но образ твой в душе моей

Всё жив, хотя бессилен он;

Другим предавшися мечтам,

Я всё забыть его не мог;

Так храм оставленный — всё храм,

Кумир поверженный — всё бог!

Стихотворение принадлежит к любовной лирике Лермонтова и посвящено первой возлюбленной поэта Екатерине Сушковой. Автор говорит о силе верности первому чувству, которое, хоть и остыло, все еще живо в его памяти.

Говоря о возлюбленной, герой использует образы храма и божества, что говорит о его готовности преклоняться перед ней. Поэт метафорически называет сном прежнюю одержимость героиней.

Также в стихотворении присутствует инверсия: «храм оставленный», «кумир поверженный». Это придает строкам более интересное звучание.

 

«Как дух отчаянья и зла…»

Как дух отчаянья и зла,

Мою ты душу обняла;

О! для чего тебе нельзя

Ее совсем взять у меня?

 

Моя душа твой вечный храм;

Как божество, твой образ там;

Не от небес, лишь от него

Я жду спасенья своего.

Данное стихотворение продолжает тему предыдущего – в них видна перекличка тех же образов – «храм» и «божество» – обращенных к возлюбленной. Героиня так же завладела душой лирического героя. 

Совпадение неслучайно – оба стиха были написаны в конце 1831 года, их автографы располагаются в одной тетради. В произведении использованы сравнения: «как дух отчаянья и зла», «как божество» – и они же играют роль антитезы.

Слушать стихотворение «Как дух отчаяния и зла»

 

«Итак, прощай…»

Итак, прощай! Впервые этот звук

Тревожит так жестоко грудь мою.

Прощай! — шесть букв приносят столько мук!

Уносят все, что я теперь люблю!

Я встречу взор ее прекрасных глаз,

И, может быть, как знать… в последний раз!

Как и немалая часть любовной лирики поэта, стихотворение обращено к Е. Сушковой. Оно написано осенью 1830 года, когда пара рассталась на долгих 4 года – избранница переехала к родственникам в Петербург.

Поэт испытал горечь безвозвратной потери. Чувства лирического героя переданы с помощью многократных восклицаний.

 

«Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Стихотворение относится к типичному для Лермонтова направлению пейзажно-философской лирики, объединяя изображение природы и размышления на вечные темы.

Строфы различаются между собой интонационно: первая наполнена радостным, беззаботным чувством, движением: «умчалась», «весело играя». Второй части присущи печаль и тяжелые думы: утес «стоит одиноко», «задумался глубоко», «плачет в пустыне».

Основной художественный прием – олицетворение. Тучка символизирует беспечную юность, в то время как утес – старость и конец жизни. Размер стихотворения – пятистопный хорей.

Слушать стихотворение «Утес»

 

«Солнце»

Как солнце зимнее прекрасно,

Когда, бродя меж серых туч,

На белые снега напрасно

Оно кидает слабый луч!

 

Так, точно дева молодая,

Твой образ предо мной блестит;

Но взор твой, счастье обещая,

Мою ли душу оживит?

Одно из ранних стихотворений Лермонтова, написанное в 1832 году. В это время поэт увлекался Натальей Ивановой, дочерью московского литератора. Увлечение молодого поэта осталось безответным.

В основе стихотворения лежит художественный прием сравнения: холодность избранницы уподобляется зимнему солнцу, которое блистает, но не греет. Лучи его слабы и неспособны растопить снег. Поэт заканчивает произведение риторическим вопросом, словно и сам не верит в возможность счастья с возлюбленной.

Короткие стихи других поэтов

Яндекс.Метрика