Короткие стихи Блока полны метафор, символов и личных переживаний – так же, как и вся его поэзия, но в более концентрированной форме. Ведь в нескольких строках нужно было суметь сказать столь многое!
Короткие стихи Блока
Мы подготовили подборку из 10 коротких стихов Александра Блока. В них диковинным образом сочетаются надежды на будущее и воспоминания о прошлом, влюбленность и одиночество, веселость и отрицание счастья.
«Ветер принес издалёка…»
Ветер принес издалёка
Песни весенней намек,
Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок.
В этой бездонной лазури
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны.
Робко, темно и глубоко
Плакали струны мои.
Ветер принес издалёка
Звучные песни твои.
Ранний этап в творчестве Блока связан с символизмом – литературным направлением, ключевой чертой которого была образность. Поэтому стихи его первых циклов отличаются обилием метафор, мистических предчувствий.
Символизм предполагал отношение к мелочам как к предзнаменованиям чего-то свыше. В стихотворении, написанном в конце января 1901 года, поэт пишет о приближающейся оттепели («песни весенней намек») – он почувствовал её в легких звуках ветра, долетевшего издалека.
Приближающаяся весна всколыхнула струны сердца поэта: в стихотворении он обращается к Любови Менделеевой, своей музе, возлюбленной и будущей жене.
Автограф стихотворения с правками Блока
«Ужасен холод вечеров…»
Ужасен холод вечеров,
Их ветер, бьющийся в тревоге,
Несуществующих шагов
Тревожный шорох на дороге.
Холодная черта зари,
Как память близкого недуга
И верный знак, что мы внутри
Неразмыкаемого круга.
Тревожным ожиданием и плохими предчувствиями проникнуто символическое стихотворение из цикла «Стихов о Прекрасной Даме». Холод вечеров и зорь здесь подразумевает несостоявшееся свидание с Дамой, одиночество и бесплодные поиски лирического героя.
Символика «шороха» связывалась у Блока с предчувствием надвигающихся тревог. Шорох «несуществующих шагов» подчеркивает не только обманчивость, но и «дьявольскую», мистическую природу ожиданий. Образ «неразмыкаемого круга» выражает иллюзорность, недостижимость идеала.
В стихотворении, помимо алогичного «шороха несуществующих шагов», используется и оксюморон «память близкого [приближающегося] недуга», то есть буквально – воспоминание о будущем событии.
Слушать стихотворение «Ужасен холод вечеров…»
«Вербочки»
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
В стихотворении идет речь о праздновании вербной недели (накануне пасхальной недели), которая традиционно связывается с началом весны («пахнет весной»). Вербная неделя имела особое значение для детей: в это время в столицах учреждались детские базары, где торговали преимущественно игрушками, вербами, цветами и сладостями.
В Вербное воскресенье на утреннем богослужении присутствующие в храме держат в руках ветви этого кустарника. Освященные в вербное воскресенье, они хранились за образами в течение целого года.
По одной из версий стихотворение было написано Блоком для детского букваря, по другой – для детского журнала.
Слушать стихотворение «Вербочки»
«Как тяжело ходить среди людей…»
Там человек сгорел.
Фет
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находить в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!
Стихотворение из цикла «Страшный мир» написано в тяжелый для Блока этап биографии. Он чувствовал себя опустошенным, мертвецом среди живых. В петербургских литературных кругах такие периоды называли «периодами мрачности Блока», когда его нельзя было встретить в обществе.
Во второй строфе поэт сравнивает внутреннее хаотическое мироощущение со стройностью творчества. Он надеется, что в его стихах, «бледным заревом» отражающих внутренний пожар, читатели разглядят его настоящую жизнь, полную трагизма.
Слушать стихотворение «Как тяжело ходить среди людей…»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять сначала,
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Существуют две версии насчет прообраза аптеки, изображенной в стихотворении. Корней Чуковский в мемуарах о Блоке упоминал петербургскую аптеку на Офицерской улице, рядом с каналом Пряжки. Мимо здания этой аптеки поэт проходил и проезжал каждый день – она была по пути к его дому.
По свидетельству Е. П. Иванова аптека, изображенная в стихотворении, находилась на углу Большой Зелениной улицы и набережной Крестовского острова (сейчас – набережная Адмирала Лазарева, д. 44). Аптека стояла на низком берегу Малой Невки и отражалась в воде, что могло способствовать «зеркальной» композиции стихотворения.
Слушать стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
«О, я хочу безумно жить…»
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, –
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель eгo?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!
Замысел стихотворения возник у Блока в 1909 году во время преодоления духовного кризиса (отсюда – «угрюмство» и «сон тяжелый»). Окончательная редакция в 1914 году вошла в цикл «Ямбы» – один из самых духоподъемных в творчестве поэта.
В произведении Блок обращается к будущему, к творческим замыслам: «Я хочу…!» Этим он провозглашает, что «жить» для художника – значит «творить», значит быть свободным, отдаться на волю стихии («безумно жить»). Вероятно, такое свободолюбие поэт унаследовал у своего знаменитого предшественника и тёзки – Александра Пушкина.
«Я – Гамлет. Холодеет кровь…»
Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.
Стихотворение построено на приеме аллюзии и связано с воспоминаниями о любительской постановке трагедии «Гамлет» в имении Менделеевых летом 1898 года. Роли Гамлета и Офелии тогда исполняли будущие супруги: 17-летний Блок и 16-летняя Люба Менделеева.
Отождествляя себя с Гамлетом, поэт воспринимал события личной жизни как театральное действо. Мотивы «холода» и «гибели» навеяны разладом в семейной жизни и проходят через письма 1908 года к жене, которая надолго покинула его, отправившись на гастроли по югу России.
Говоря о «сетях коварства» и «отравленном клинке», Блок, вероятно, имеет в виду критику и публичные выпады против него со стороны бывших единомышленников и «друзей-врагов» (Мережковских, А. Белого и других).
«Грустя и плача и смеясь…»
Грустя и плача и смеясь,
Звенят ручьи моих стихов
У ног твоих,
И каждый стих
Бежит, плетет живую вязь,
Своих не зная берегов.
Но сквозь хрустальные струи
Ты далека мне, как была…
Поют и плачут хрустали…
Как мне создать черты твои,
Чтоб ты прийти ко мне могла
Из очарованной дали?
В стихотворении, написанном в конце 1908 года, слышен отзвук стихов Блока минувших лет. О Прекрасной Даме напоминает стремление героя постичь облик возлюбленной: «создать черты твои» перекликается с ранним страхом – «изменишь облик ты» («Предчувствую тебя…»).
К Незнакомке отсылает последняя строка: «очарованная даль» символизировала для поэта недостижимый идеал, не связанный с окружающим миром пошлости.
Стихотворение могло быть посвящено и реальной женщине – Н. Волоховой. С ней у Блока в 1908 году был роман, и поэт действительно посвятил актрисе много стихов («мои стихи у ног твоих»), разливавшихся половодьем чувств («не зная берегов»).
«Утро в Москве»
Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя.
И прозрачная нежность Кремля
В это утро, как прелесть твоя.
Погожим июльским днем 1909 года, сидя на скамейке в Александровском саду в Москве Блок пишет проникнутое оптимизмом короткое стихотворение. Такая радость обусловлена атмосферой города и влюбленностью, восторгом лирического героя.
Москву Блок воспринимал жизнерадостной, беззаботной, более открытой и благожелательной по сравнению с мрачным, депрессивным Петербургом. Ощущение лёгкости, окрылённости передано и в повторении наречия «упоительно», и в эпитетах «лёгкий след», «беззаботная юность», «прозрачная нежность».
Герой влюблён, но кто его возлюбленная – реальная женщина или некий возвышенный образ? Ведь польское слово «панна» относилось не только к незамужней барышне, но и к Богородице.
«Ты жил один. Друзей ты не искал…»
Ты жил один. Друзей ты не искал
И не искал единоверцев.
Ты острый нож безжалостно вонзал
В открытое для счастья сердце.
«Безумный друг! Ты мог бы счастлив быть!.. »
«Зачем? Средь бурного ненастья
Мы, все равно, не можем сохранить
Неумирающего счастья».
Написанное в августе 1914 года стихотворение говорит об одиночестве – теме, которая позже более подробно раскроется в автобиографическом «Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух…» Неспособность быть счастливым и даже отрицание счастья – вот отношение к жизни лирического героя.
«Зачем быть счастливым, если это мимолетное чувство?» Романтик в Блоке не мог удовлетвориться ограниченностью счастья, он максималистски жаждал бесконечности. В его дневнике 1912 года есть такая запись: «Я искал “удовольствий”, но никогда не надеялся на счастье».