Стихи о любви Александра Блока

Стихи о любви Александра Блока

Стихи о любви Александра Блока – не просто абстрактные рифмованные строки. Они – отражение его биографии, поэтому в каждой строке звучит подлинное чувство, будь то восторг или страдание.

К женщинам, которых любил, Блок часто обращался посредством своей поэзии, ведь в ней он лучше всего мог выразить то, о чём думал. О некоторых из таких стихотворных посланий мы писали в статье «Биография Александра Блока в 12 стихах».

Стихи о любви Александра Блока продолжают вдохновлять поэтов спустя век после того, как были написаны. Сегодня предлагаем вам подборку лучшей любовной лирики поэта. Знакомясь со стихами Блока о любви, вы увидите, как это чувство по-разному выражалось в его творчестве, но никогда не теряло своей великой силы.

«Две любви»

Любви и светлой, и туманной
Равно изведаны пути.
Они равно душе желанны,
Но как согласье в них найти?

 

Несъединимы, несогласны,
Они равны в добре и зле,
Но первый — безмятежно-ясный,
Второй — в смятеньи и во мгле.

 

Ты огласи их славой равной,
И равной тайной согласи,
И, раб лукавый, своенравный,
Обоим жертвы приноси!

 

Но трепещи грядущей кары,
Страшись грозящего перста:
Твои блаженства и пожары —
Всё — прах, всё — тлен, всё — суета.

У этого стихотворения 1900 года автобиографическая основа: молодой поэт рассуждает о своих чувствах к двум женщинам – Ксении Садовской и Любови Менделеевой.

Роман с Садовской, элегантной светской дамой, начался на немецком курорте. Любовные переживания юности отразились в ранних стихах Блока. Первая влюбленность здесь сравнивается с дорогой «в смятеньи и во мгле».

Знакомство с будущей женой, Любой Менделеевой, тогда юной гимназисткой, произошло летом 1898 года. Оно определило и судьбу, и творческий путь автора.

Композиция стихотворения построена на антитезе. В душе героя живут две равно «желанные» любви – «светлая» и «туманная». Первая строфа заканчивается риторическим вопросом, отражающим двойственность чувств лирического героя.

Стихотворение завершается намерением героя разрешить внутренний конфликт: примирить оба чувства, осознать их равную власть над собой. Завершающая строка восходит к библейскому изречению о суете сует.

«Одной тебе, тебе одной…»

                    A la tres-chere, a la tres-belle..

                    Baudelaire

 

Одной тебе, тебе одной,
Любви и счастия царице,
Тебе прекрасной, молодой
Все жизни лучшие страницы!

 

Ни верный друг, ни брат, ни мать
Не знают друга, брата, сына,
Одна лишь можешь ты понять
Души неясную кручину.

 

Ты, ты одна, о, страсть моя,
Моя любовь, моя царица!
Во тьме ночной душа твоя
Блестит, как дальняя зарница.

Одно из стихотворений, вошедших в цикл отроческих стихов Блока. Стихи о любви написаны в 1898 году и связаны с переживаниями ранней юности поэта: с первой влюбленностью в К. М. Садовскую и встречей с Л. Д. Менделеевой.

Эпиграф – неточная цитата из стихотворения Бодлера: «Тебе, дорогой, тебе, прекрасной…» С творчеством французского поэта, предшественника символизма, Блок познакомился в домашнем окружении: его мать А. А. Кублицкая-Пиоттух много переводила из французской поэзии.

«Тебе прекрасной, молодой» – эпитеты, часто использовавшиеся Блоком при обращении к Садовской в письмах. Мать поэта была против увлечения сына взрослой дамой и даже лично требовала у Садовской оставить юношу в покое. Впечатлительный же Блок воспевал возлюбленную как «царицу» своей души, способную понять его как никто другой.

«Прошли года, но ты — все та же…»

                            Я знал её еще тогда,

                            В те баснословные года.

                            Тютчев

 

Прошли года, но ты — все та же:
Строга, прекрасна и ясна;
Лишь волосы немного глаже,
И в них сверкает седина.

А я — склонен над грудой книжной,
Высокий, сгорбленный старик,—
С одною думой непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.

Да. Нас года не изменили.
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили

Те баснословные года

Их светлый пепел — в длинной урне.
Наш светлый дух — в лазурной мгле.
И все чудесней, все лазурней—
Дышать прошедшим на земле.

Стихотворение посвящено супруге поэта – Любови Блок (Менделеевой). В качестве эпиграфа взяты первые строчки стихотворения Тютчева (1861 г.) Говоря о «баснословных годах», Александр Блок обращается воспоминаниями к периоду 1898-1902 гг., когда он мучительно долго добивался любви избранницы, а также получил признание как поэт.

Свою спутницу лирический герой описывает как «строгую, прекрасную, ясную». О строгости Менделеевой к Блоку в период ухаживания говорят многие автобиографические стихи поэта. В год создания стихотворения – 1906-й – в семейной жизни Блоков наметился разлад, который в дальнейшем будет только усугубляться.

Себя автор представляет как старика, корпящего над книгами, хотя на момент написания этих строк Блоку было только 25 лет. Лейтмотив старости встречается в ряде других стихотворений: с возрастом Блок всё чаще стал говорить о разочаровании в юношеских мечтах.

Слушать стихотворение «Прошли года, но ты — все та же…»

«Благословляю все, что было…»

Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

 

Пускай и счастие и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке
Я не утратил прежний свет.

 

И ты, кого терзал я новым,
Прости меня. Нам быть — вдвоем.
Все то, чего не скажешь словом,
Узнал я в облике твоем.

 

Глядят внимательные очи,
И сердце бьет, волнуясь, в грудь,
В холодном мраке снежной ночи
Свой верный продолжая путь.

В стихотворении 1912 года Блок развивает тему любви к жизни, принятия пути, провозглашает верность идеалам, открытость навстречу будущему. В строках звучит романсная интонация, а также перекличка со стихотворением Лермонтова «Благодарность» («За всё, за всё тебя благодарю я…»).

Но блоковские строки по сути ему противоположны. У Лермонтова – горькая ирония и пессимистическая концовка. Блок же, напротив, утверждает, что «не утратил прежний свет» и готов «продолжать верный путь».

Третья строфа обращена к жене поэта. В начале их отношений Блок увлекался философскими и мистическими идеями В. Соловьева, чуждыми избраннице. Но предопределенность их союза всегда ощущалась Блоком («Нам быть – вдвоем»). Через несколько лет, во время кризиса семейной жизни поэт писал жене: «Мы должны жить вместе и будем».

«Пусть я и жил, не любя…»

Пусть я и жил, не любя,
Пусть я и клятвы нарушу,—
Все ты волнуешь мне душу,
Где бы ни встретил тебя!

 

О, эти дальние руки!
В тусклое это житье
Очарованье свое
Вносишь ты, даже в разлуке!

 

И в одиноком моем

Доме, пустом и холодном

В сне, никогда не свободном,
Снится мне брошенный дом.

 

Читать полностью

Тема «брошенного» или одинокого дома в стихах о любви и в письмах Блока автобиографична, связана с Л. Д. Блок. Долгая разлука с женой произошла в 1908 году, когда она уезжала на гастроли с театральной труппой.

У самого Блока тоже появлялись романтические увлечения (Н. Волохова, Л. Дельмас). Но даже в разлуке с женой он всегда возвращался думами к ней, своей Прекрасной Даме, вспоминая «старые минуты», «старые года». В последней строфе автор отказывается от возможных соблазнов «суетливой нежности», замыкаясь в воспоминаниях о прожитых годах.

Слушать стихотворение «Пусть я и жил, не любя…» полностью

«Как день, светла, но непонятна…»

Как день, светла, но непонятна,
Вся — явь, но — как обрывок сна,
Она приходит с речью внятной,
И вслед за ней — всегда весна.

 

Вот здесь садится и болтает.
Ей нравится дразнить меня
И намекать, что всякий знает
Про тайный вихрь ее огня.

 

Но я, не вслушиваясь строго
В ее порывистую речь,
Слежу, как ширится тревога
В сияньи глаз и в дрожи плеч.

 

Читать полностью

Любовь Андреева-Дельмас, оперная певица с красивым голосом и харизматичной внешностью, очаровала поэта в роли Кармен. Сильнейшее впечатление выразилось в многочисленных стихах, посвященных ей.

Порывистость, стихийность, вихрь – с этими качествами ассоциировалась у Блока возлюбленная. Она покоряет мужчину и влюбляет в себя, чтобы затем отказаться от страстей в пользу здравого рассудка.

Стихийная любовь – одна из основных тем цикла «Кармен», как и более ранних стихов о любви 1907 года (периода увлечения Н. Волоховой). Любовь к женщине сравнивается с влюбленностью в ветер (символ свободы) и в поэзию.

С появлением музы душа героя просыпается, словно с наступлением весны. Образ героини строится на противопоставлениях: «светла» – «непонятна», «явь» – «сон», «страсть» – «холод ума».

«Я помню нежность ваших плеч…»

Я помню нежность ваших плеч
Они застенчивы и чутки.
И лаской прерванную речь,
Вдруг, после болтовни и шутки.

 

Волос червонную руду
И голоса грудные звуки.
Сирени темной в час разлуки
Пятиконечную звезду.

 

И то, что больше и странней:
Из вихря музыки и света —
Взор, полный долгого привета,
И тайна верности… твоей.

Стихотворение посвящено Л. Дельмас. Взгляд влюбленного поэта подмечает все черточки её внешности: нежность плеч, голос и манеру говорить, волосы с червонным отливом и, наконец, взор, скрывающий тайну. Вновь Блок сравнивает Дельмас со стихией – вихрем из музыки и света.

В последней строке автор делает небольшую паузу, после чего обращается к музе на «ты». Этим Блок придает доверительную, интимную интонацию своему признанию: он обращается не столько к известной актрисе, сколько к обычной женщине, в которую влюблен.

«О да, любовь вольна, как птица…»

О да, любовь вольна, как птица,
Да, все равно — я твой!
Да, все равно мне будет сниться
Твой стан, твой огневой!

 

Да, в хищной силе рук прекрасных,
В очах, где грусть измен,
Весь бред моих страстей напрасных,
Моих ночей, Кармен!

 

Я буду петь тебя, я небу
Твой голос передам!
Как иерей, свершу я требу
За твой огонь — звездам!

 

Читать полностью

Личное знакомство Блока с Любовью Дельмас произошло в конце марта 1914 года. Под впечатлением от этой встречи было написано это стихотворение о любви.

Начальные строки восходят к тексту знаменитой «У любви, как у пташки, крылья…» из оперы «Кармен» и одновременно являются как бы ответом на арию. Но если там звучит мотив переменчивости любви и любовной измены, то в стихотворении, напротив, развивается тема верности поэта своей избраннице.

Страстность оперы отпечаталась и на поэтических строках – отсюда использование множества восклицаний. Экспрессивность и напевность стихотворению придают многократные повторы: «да… да», «твой… твой», «что ты… что ты», «моих… моих».

Слушать стихотворение «О да, любовь вольна, как птица…» полностью

«Мы были вместе, помню я…»

Мы были вместе, помню я…
Ночь волновалась, скрипка пела…
Ты в эти дни была — моя,
Ты с каждым часом хорошела…

 

Сквозь тихое журчанье струй,
Сквозь тайну женственной улыбки
К устам просился поцелуй,
Просились в сердце звуки скрипки…

Одно из ранних стихотворений Блока. Здесь тема прошедшей любви раскрывается с помощью музыкального образа – пения скрипки. Счастливые воспоминания героя о прошлом («мы были», «в эти дни») заставляют предположить, что в настоящем он одинок.

Детали внешнего мира лаконичны: ночь, пение скрипки, журчание реки. Во второй строке используется художественный прием персонификации: ночь и скрипка наделяются человеческими способностями.

Женский облик тоже описывается без детализации: речь идет о хорошенькой девушке с «женственной улыбкой». Но лирический герой восхищен избранницей. В его глазах она хорошеет с каждым часом.

Стихотворение отличается обилием многоточий. Они призваны передать неторопливый, элегический характер произведения, недосказанные воспоминания героя. Еще один прием, подчеркивающий сходство любовных переживаний с природой и музыкой, – лексический параллелизм («ты была» – «ты хорошела», «сквозь журчанье» – «сквозь тайну», «просился поцелуй» – «просились звуки»).

«Я и молод, и свеж, и влюблен…»

Я и молод, и свеж, и влюблен,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клен,
Неизменно склоненный к тебе.
Теплый ветер пройдет по листам —
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращенном к звездам,-
Ароматные слезы хвалы.
Ты придешь под широкий шатер
В эти бледные сонные дни
Заглядеться на милый убор,
Размечтаться в зеленой тени.
Ты одна, влюблена и со мной,
Нашепчу я таинственный сон.
И до ночи — с тоскою, с тобой,
Я с тобой, зеленеющий клен.

Посвященное Любови Менделеевой стихотворение написано в семейном имении Шахматово летом 1902 года. Строки дышат атмосферой свежести, особенно заметной в начале лета, когда краски зелени – самые яркие. Точно так же распускается любовь в душе говорящего, в мольбе обращающего «слезы хвалы» к небесам. Тема служения возлюбленной – ключевая в блоковском цикле стихов о Прекрасной Даме.

Себя лирический герой сравнивает с зеленеющим кленом, под сень которого возлюбленная может прийти помечтать. Молодых людей связывает тайна взаимного чувства – отсюда «таинственный» сон. В первых двух строках используется художественный прием – синтаксический повтор, подчеркивающий нарастающее волнение, эмоциональный подъем, ажитацию героя.