Стихи о любви Асадова

Стихи о любви Эдуарда Асадова

Стихи о любви Эдуарда Асадова исполнены подлинного чувства и кристальной ясности. Они трогают души романтиков и циников, потому что основаны на личных переживаниях поэта, понятных каждому. Асадов, прошедший войну и полностью ослепший в результате полученного ранения, «видел» сердцем и считал любовь высшим даром, главным, ради чего стоит жить.

Стихи о любви Асадова многочисленны – творческая деятельность поэта длилась больше полувека. В нашу подборку вошла только малая часть его любовной лирики.

«Я могу тебя очень ждать»

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

 

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

 

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

 

Читать полностью

Стихи о любви Асадова отражают все разнообразие этого чувства. В основу лирического стихотворения 1968 года легли элементы личной биографии поэта. Он посвятил строки своей второй жене, актрисе Галине Разумовской, которую часто ждал с длительных гастролей. Описывая томительное время ожидания, поэт сравнивает «листочки календаря» и «листву у сада». 

Асадов образно готов последовать за любимой «по чащобам, пескам, горам» – так в его поэтическом сознании предстают житейские тревоги и трудности. В первом браке поэта уже постигло предательство, поэтому теперь он многократно повторяет: «Только знать бы, что все не зря». В качестве средства художественной выразительности используются и другие повторы («долго-долго», «верно-верно»), а также параллельные конструкции.

Слушать стихотворение «Я могу тебя очень ждать» полностью

«Не привыкайте никогда к любви»

Не привыкайте никогда к любви!
Не соглашайтесь, как бы ни устали,
Чтоб замолчали ваши соловьи
И чтоб цветы прекрасные увяли.

 

И, главное, не верьте никогда,
Что будто всё проходит и уходит.
Да, звёзды меркнут, но одна звезда
По имени Любовь всегда-всегда
Обязана гореть на небосводе!

 

Не привыкайте никогда к любви,
Разменивая счастье на привычки,
Словно костёр на крохотные спички,
Не мелочись, а яростно живи!

 

Читать полностью

Стихотворение о любви из поздней лирики Асадова призывает исполниться «возвышенным искусством» и быть благодарным за чудо любви. Поэт по собственному опыту знал, как трудно найти любовь и как легко ее потерять. Автор использует множество глаголов повелительного наклонения («не привыкайте», «смотрите», «дивитесь»), наставляя читателя на особое отношение к любви. 

Лирический герой сравнивает возвышенное чувство со стихией – ветром, ливнем. Здесь же используется игра звукописи: «грохочущего грома». Восклицания и лексические повторы усиливают экспрессию стиха. Поэт сравнивает любовь со звездой, горящей на небосклоне, а настоящее чувство с алмазом, которому не страшны года.

Слушать стихотворение «Не привыкайте никогда к любви» полностью 

«Слово о любви»

Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

 

Любить — это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

 

Любить — значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.

 

Читать полностью

В стихотворении Асадов рассуждает о том, что такое любовь. Он отметает одни доводы (любовь – «не бухгалтерские подсчеты», «не фейерверк», «не жалкие рассуждения») и приводит другие (любить – это «отдавать», «бороться», «истину защищать»). Другими словами, она – то, ради чего живут. Сам Асадов был счастлив со своей второй женой Галиной Разумовской, поэтому справедливо будет предположить, что эти строки вдохновлены ею. 

Стихотворение, особенно вначале, наполнено возвышенным настроем, об этом же говорят восклицательные предложения. Далее тон становится чуть более приземленным – поэт рассуждает о том, что любовь требует ежедневной работы, складывается из повседневных мелочей, доверия, помощи. Две последние строфы – это опять гимн любви, в котором она сравнивается с солнцем и провозглашается вечной («живет всегда»).

Слушать стихотворение «Слово о любви» полностью  

«Свободная любовь»

Слова и улыбки ее, как птицы,

Привыкли, чирикая беззаботно,

При встречах кокетничать и кружиться,

Незримо на плечи парней садиться

И сколько, и где, и когда угодно!

 

Нарядно, но с вызовом разодета.

А ласки раздаривать не считая

Ей проще, чем, скажем, сложить газету,

Вынуть из сумочки сигарету

Иль хлопнуть коктейль коньяка с «Токаем».

 

Мораль только злит ее: – Души куцые!

Пещерные люди! Сказать смешно!

Даешь сексуальную революцию,

А ханжество – к дьяволу за окно!

 

Читать полностью

В произведении 1978 года поэт обращается к молодой девушке – разодетой кокетке, порхающей от мужчины к мужчине. Основная идея стихотворения – «любовь не минутный хмельной угар», а подлинное чувство дороже тысячи «жалких» связей. По мнению лирического героя в сексуальной революции с ее идеей свободной любви нет ничего нового. Вот только она «оциничивает» высочайший дар.

Автор пытается донести до героини (и читателей) мысль, что спрос на «живую игрушку» будет только пока она молода. Похожую идею – о том, что любовь «скукоживается» со временем – выражал в стихах о любви Маяковский, полная противоположность Асадову в творческом плане. О мимолетной любви идет речь и в стихотворении Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь…»

 

«Они студентами были»

Они студентами были.

Они друг друга любили.

Комната в восемь метров –

чем не семейный дом?!

Готовясь порой к зачетам,

Над книгою или блокнотом

Нередко до поздней ночи сидели они вдвоем.

 

Она легко уставала,

И если вдруг засыпала,

Он мыл под краном посуду и комнату подметал.

Потом, не шуметь стараясь

И взглядов косых стесняясь,

Тайком за закрытой дверью

белье по ночам стирал.

 

Но кто соседок обманет –

Тот магом, пожалуй, станет.

Жужжал над кастрюльным паром их дружный

осиный рой.

Ее называли «лентяйкой»,

Его – ехидно – «хозяйкой»,

Вздыхали, что парень –

тряпка и у жены под пятой.

 

Читать полностью

Один из сюжетных стихов о любви Асадова. В нем автор рассказывает историю о молодой семье, осуждении окружающих и о том, как проявляется истинная любовь. Вначале читатель наблюдает за студентами – влюбленной парой – живущими в коммунальной квартире. Поэт в форме риторического высказывания предполагает, что их любовь – истинная, несмотря на бытовые заботы. 

Во второй части стихотворения мы видим уже взрослых людей. После нескольких лет «без ссор и печали» в семье происходит измена. Лирический герой не может простить предательство жене и уходит, не выясняя отношений, не взяв «ни рубля, ни рубахи». Горькая семейная драма заставляет автора вновь вернуться к мысли о том, что же такое истинная любовь.

Слушать стихотворение «Они студентами были» полностью

  

«Вторая любовь»

Что из того, что ты уже любила,
Кому-то, вспыхнув, отворяла дверь.
Все это до меня когда-то было,
Когда-то было в прошлом, не теперь.

 

Мы словно жизнью зажили второю,
Вторым дыханьем, песнею второй.
Ты счастлива, тебе светло со мною,
Как мне тепло и радостно с тобой.

 

Но почему же все-таки бывает,
Что незаметно, изредка, тайком
Вдруг словно тень на сердце набегает
И остро-остро колет холодком…

 

Читать полностью

Стихотворение Асадова о любви – ностальгия о первом чувстве, сберечь которое не удалось. Сам поэт был счастлив во втором браке с Галиной Разумовской. Но, как не бывает «двух равных песен», так и две любви не могут сравниться между собой, и зачастую первая любовь остается в сердце навсегда, то и дело напоминая о себе. 

Лирический герой ревнует любимую к ее прошлому – «все это уже было»: новизна чувств, разговоры, бытовые мелочи, понятные только двоим. Поэт словно ведет спор с призраком бывшего возлюбленного женщины. И пусть второе чувство – более зрелое, мудрое, крепкое, лишь первая любовь, по его мнению, обладает волшебством. 

Художественные средства в стихотворении: лексический повтор («остро-остро»), эпитеты («трепетное слово»), сравнения («как ветка», «как во сне»), метафора («тень на сердце»), эмоциональные междометия (о нет), усилительные конструкции («незаметно, изредка, тайком»).

Слушать стихотворение «Вторая любовь» полностью

 

«Не надо отдавать любимых»

Не надо отдавать любимых,
Ни тех, кто рядом, и ни тех,
Кто далеко, почти незримых.
Но зачастую ближе всех!

 

Когда всё превосходно строится
И жизнь пылает, словно стяг,
К чему о счастье беспокоиться?!
Ведь всё сбывается и так!

 

Когда ж от злых иль колких слов
Душа порой болит и рвётся —
Не хмурьте в раздраженьи бровь.
Крепитесь! Скажем вновь и вновь:
За счастье следует бороться!

 

Читать полностью

В своих поздних стихах о любви Асадов остается верен идеалам молодости и говорит, что за любовь нужно бороться. Поэт на личном опыте знал, что счастье – непостоянно. Разрушить любовь легко, а вот вернуть – практически невозможно. Автор призывает не сжигать мосты в трудные минуты отношений, не поддаваться «мщению ревности» и «бурям острых объяснений». 

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Основной художественный прием – противопоставление безоблачного счастья в любви периоду житейских невзгод. Поэт использует эпитеты («колких слов», «тайные неверности», «нервно-раскаленные фразы»), сравнения («пылает, словно стяг»), метафоры («жизнь пылает», «душа болит»). Глаголы, в том числе в повелительном наклонении («крепитесь», «решайте», «не отдавайте»), придают стиху динамику и экспрессию.

Слушать стихотворение «Не надо отдавать любимых» полностью

 

«Письмо любимой»

Мы в дальней разлуке. Сейчас между нами

Узоры созвездий и посвист ветров,

Дороги с бегущими вдаль поездами

Да скучная цепь телеграфных столбов.

 

Как будто бы чувствуя нашу разлуку,

Раскидистый тополь, вздохнув горячо,

К окну потянувшись, зеленую руку

По-дружески мне положил на плечо.

 

Душа хоть какой-нибудь весточки просит,

Мы ждем, загораемся каждой строкой.

Но вести не только в конвертах приносят,

Они к нам сквозь стены проходят порой.

 

Читать полностью

Стихи Асадова о любви – исповедь разлученных сердец, обещание вечной любви. Жанр стихотворения – элегия. Пару лирических героев разлучают расстояния и жизненные обстоятельства. За пределами их любви мир жесток, но герой говорит любимой, что разлучить их могут только трагические случайности (обман, смерть), а в своей верности он клянется. Сам поэт сталкивался в жизни и с предательством тех, кого считал друзьями, и с изменой в отношениях.

В стихотворении используются олицетворения (тополь вздохнул и положил руку на плечо героя, весть ворвется и скажет), сравнения (как метельная мгла), эпитеты (скучная цепь глухие слова, колючая стужа). Поэт прибегает к взволнованным восклицаниям («не может!», «никогда!»), горьким многоточиям («сомкнулись навек…»), вводным словам, повторам. Разговорная лексика чередуется с возвышенной.

Слушать стихотворение «Письмо любимой» полностью

«Обидная любовь»

Пробило десять. В доме тишина.

Она сидит и напряженно ждет.

Ей не до книг сейчас и не до сна,

Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!

 

Пусть вечер люстру звездную включил,

Не так уж поздно, день еще не прожит.

Не может быть, чтоб он не позвонил!

Чтобы не вспомнил – быть того не может!

 

«Конечно же, он рвался, и не раз,

Но масса дел: то это, то другое…

Зато он здесь и сердцем и душою».

К чему она хитрит перед собою

И для чего так лжет себе сейчас?

 

Читать полностью

Стихотворение Асадова о любви является ярким примером сюжетной лирики. В нем рассказывается о безответных чувствах влюбленной женщины. Лирическая героиня тщетно ожидает встречи с любимым и ведет мучительный внутренний монолог, оправдывая пренебрежительное отношение. Здесь же поэт рисует потрет «героя-любовника»: самоуверенный хвастун, грубиян, обманщик. Слепая, раболепная любовь героини подливает масла в «токсичные» (говоря современным языком) отношения. 

Динамика сюжета достигается за счет множества глаголов. Используются метафоры («часы невзгод», «люстру звездную»), перечисления, отрицания. Повторы усиливают ощущение тревожности («вдруг – вдруг», «не может быть – быть того не может»). Интонация стихотворения переключается в зависимости от «говорящего». Используется ироничное сравнение героя с ханом, а лирической героини – с полонянкой в добровольном плену.

Слушать стихотворение «Обидная любовь» полностью

 

«Любовь и трусость»

Почему так нередко любовь непрочна?
Несхожесть характеров? Чья-то узость?
Причин всех нельзя перечислить точно,
Но главное все же, пожалуй, трусость.

 

Да, да, не раздор, не отсутствие страсти,
А именно трусость — первопричина.
Она-то и есть та самая мина,
Что чаще всего подрывает счастье.

 

Неправда, что будто мы сами порою
Не ведаем качеств своей души.
Зачем нам лукавить перед собою,
В основе мы знаем и то и другое,
Когда мы плохи и когда хороши.

 

Читать полностью

В основе стихотворения – размышления поэта о контрастах и разочарованиях в семейной жизни. Горькие строки с философским подтекстом основаны на личном опыте Асадова – его брак с первой женой завершился тяжелым разводом. Уже в первой строфе автор задается невеселым вопросом: почему любовь со временем дает трещину? По его мнению, виновата человеческая трусость – боязнь быть самим собой, привычка «двоить душу» и притворяться. 

Как и многие стихи Асадова о любви и не только, произведение выделяется чередованием строф из четырех и пяти строк. Основной художественный прием – антитеза (честность с самим собой противопоставляется «игре в прятки» с другим человеком). Также используются сравнения («словно на цыпочки встали», недостатки «как черти»), метафоры («ломается тишина», «мина подрывает счастье»), а также перечисления, повторы.

Слушать стихотворение «Любовь и трусость» полностью

Яндекс.Метрика