Музыка и поэзия всегда были неразлучны. Неудивительно, что стихи о музыке присутствуют в творчестве многих поэтов. О стихах и песнях на музыкальную тему читайте в нашей статье.
Английские стихи о музыке
Музыка способна сводить с ума целые стадионы людей. В других случаях она может подарить успокоение и комфорт.
Стихи о музыке не всегда привязаны к конкретным мелодиям. Они могут передавать и общее восприятие или переживание музыки. Подумайте о том, как вы впервые услышали ту или иную мелодию. Что вы почувствовали? Где находились в это время? Кто был рядом с вами? Из таких вот впечатлений и рождаются стихи о музыке.
Не только поэты, но и музыканты делятся опытом переживания музыки. Существует масса поп-, рок- и кантри-песен, посвященных музыке, написанию и исполнению песен. Многие из этих композиций стали классикой.
Мы составили небольшую подборку английских стихов и песен о музыке – прекрасной и многоликой части нашей жизни.
Уильям Шекспир, Сонет 128 («Когда ты, музыка моя, играя…»)
|
|
В «Сонете 128» говорящий описывает, как его возлюбленная играет на клавесине. Он чувствует ревность к бездушному музыкальному инструменту, к его клавишам, которым достается ласка её пальцев.
Это второе стихотворение из шекспировского цикла сонетов, адресованных Смуглой леди. В них раскрываются отношения героя (которым принято считать самого Уильяма Шекспира) и его возлюбленной, таинственной Смуглой леди. Этот сонет и другие посвящены красоте и изменчивости представлений о красоте.
В сонете Шекспир использует несколько поэтических приемов. Они включают в себя (но не ограничиваются) следующими примерами:
- аллитерация: повторение слов с одним и тем же согласным звуком в начале. Например, «sweet» – «sway’st» в третьей строке, «concord» – «confounds» в четвертой, «boldness» – «blushing» в восьмой.
- анжамбеман: происходит, когда поэт обрывает строку до естественной смысловой паузы. Например, переход между второй и третьей строками («sounds – With»), а также между третьей и четвертой («sway’st – The wiry concord»).
- персонификация: важный прием в этом стихотворении. Он возникает, когда поэт приписывает неодушевленным вещам человеческие характеристики. Например, олицетворяет клавиши клавесина и собственные губы.
Элизабет Бишоп, «I Am In Need of Music» («Нужна мне музыка»)
|
|
В стихотворении Элизабет Бишоп описывает желание героини упасть в успокаивающие объятия любимой музыки. Количество строк (четырнадцать) и схема рифмовки делают этот стих сонетом, хотя он и не соответствует традиционной сонетной форме.
Что касается размера, то здесь используется пятистопный ямб – один из самых распространенных и популярных стихотворных размеров. Его ровный ритм и плавный переход напоминают музыку, по которой тоскует героиня.
В начале стихотворения героиня говорит, что ей нужна музыка, которая успокоит ее «капризные пальцы». Её тело напряжено, она чувствует горечь на губах, помочь ей может только «глубокая, ясная и льющаяся» мелодия.
«Поворот» между октетом и секстетом – переход к осуществлению желаемого: волшебному действию мелодии. Героиня утверждает, что в музыке есть магия. Через мелодию она надеется достичь неги, спокойного дыхания и «прохлады сердца». Любой, кто когда-либо чувствовал усталость и слушал музыку для отдохновения, согласится с этими строками.
Слушать стихотворение «I Am In Need of Music»
ABBA, «Thank you for the music» («Спасибо за музыку»)
|
|
Песня «Thank You for the Music» изначально была одной из четырех композиций мини-мюзикла «Девушка с золотыми волосами». В нём рассказывалась история молодой девушки, уехавшей из родного городка в поисках славы в шоу-бизнесе. Мюзикл входил в гастрольный тур шведской группы в 1977 году.
Музыка и песни играют огромную и едва ли не главную роль в жизни героини. Исполнение песен превращает её из непримечательного и «немного скучного» человека в центр внимания. Именно музыка сделала её той, кто она есть. Она благодарит судьбу за такой дар.
Слушать песню «Thank You for the Music» полностью
Перси Шелли, «Music, when soft voices die…» («Музыка, когда стихают голоса…»)
|
|
Это короткое стихотворение (хотя уместнее назвать его поэтическим наброском, так как неизвестно, намеревался ли Шелли переработать его или дополнить) было написано в 1821 году. Публикация состоялась только через два года после внезапной гибели поэта. Набросок был найден вдовой, Мэри Шелли, среди рукописей мужа.
В 1920 году сам Т. С. Элиот, далекий от романтизма, похвалил лирические достоинства стихотворения, указав, что оно обладает «красотой музыки наравне с красотой содержания». Упоминание о музыкальности здесь как нельзя кстати – ведь произведение открывается разговором о музыке.
Музыка продолжает жить в наших воспоминаниях после того, как ее перестают играть. Точно так же после смерти фиалок их аромат живет в нашей памяти. А когда любимого человека нет рядом, любовь остается в мыслях или воспоминаниях о нём.
Конрад Эйкен, «Music I Heard» («Музыка, которую я слышал»)
|
|
Из первых строк этого стихотворения ясно, что тональность у него отнюдь не оптимистическая. Говорящий вспоминает кого-то, кого он любил. Воспоминания об этом человеке возвращаются через вещи, которые они разделяли.
Тема произведения – сила памяти – перекликается со стихотворением Шелли. Образы прошлого напрямую связаны с предметами, несущими на себе «незримые следы». Музыка, хотя и нематериальна, тоже навевает воспоминания.
Стихотворение начинается со слов о том, как исполнено значения всё, что говорящий пережил со своей возлюбленной: музыка была «больше, чем музыка», а хлеб – «больше, чем хлеб».
Но, хотя воспоминания, хранящиеся в этих предметах, являются счастливыми, они также вызывают неизбывную печаль у героя. Стихотворение завершается двумя строками, которые наводят на мысль о возможной смерти возлюбленной, а не простом расставании.
Слушать стихотворение «Music I Heard»
Мэрилин Нельсон, «The Song Is You» («Песня – это ты»)
|
|
Стихотворение «Песня – это ты» говорит о любви через метафору игры на музыкальных инструментах. Когда мы влюблены, в нас звучит прекрасная музыка. Но когда любовь уходит, инструменты остаются «спать в темноте».
Музыка, занимающая центральное место в содержании стихотворения, невероятно важна. Она отражает радость, вкус к жизни. Счастье, внушаемое музыкой, позволяет Мэрилин Нельсон описать чувства, испытываемые во время любви.
Героиня, потеряв любовь к жизни, надеется, что она не утратила свой музыкальный инструмент навсегда. Однажды она снова научится любить.
Как мы уже отмечали выше, одним из центральных художественных приемов в стихотворении является метафора: человек как музыкальный инструмент, на котором можно играть. Другой прием – цезура. Нельсон использует цезуру для создания небольших метрических пауз в середине строк.
Мадонна, «Music» («Музыка»)
|
|
Главная идея этой песни заключается в том, что музыка обладает большой силой. Музыка может быть посредником между самыми разными людьми и даже целыми классами (например, степенными буржуа и бунтовщиками). Объединяя их, музыка разряжает напряжение в обществе.
Вдохновение для создания трека подарил концерт Стинга, где Мадонна осознала, какое влияние музыка оказывает на людей.
«Я поехала на его концерт в Нью-Йорк в театр «Бикон». Аудитория была достаточно смешанная, люди вели себя воспитанно и сдержанно, пока играли песни с нового альбома.
Но потом, когда он начал исполнять старые хиты The Police – только он и гитара, – каким-то образом энергия в зале изменилась. Внезапно люди подались к сцене, забыв свою сдержанность и церемонность. Все пели песни и практически держались за руки – вам знакомо это ощущение? Это по-настоящему тронуло меня. И я подумала: «Вот что музыка делает с людьми». Она действительно сближает людей. И вот так родилась эта песня».
Слушать песню «Music» полностью
Роксана Джонсон, «Blues for Almost Forgotten Music» («Блюз для полузабытой музыки»)
|
|
«Блюз для полузабытой музыки» Роксаны Джонсон исследует ностальгию по прошлому. Поэтесса рассуждает о любви и потере любви, используя метафору с забыванием песни.
Для Джонсон счастливые отношения подобны «мюзиклу» или «гимну», чья музыка гармонична и великолепна. Тем не менее, как и музыка, отношения могут быть забыты и со временем исчезнуть. Память – это все, что у нее осталось от прошлых отношений.
Стихотворение из пяти строф написано структурированным свободным стихом, хотя формально оно делится на строфы. Случайное расположение строк в каждой строфе, возможно, отражает непостоянство памяти.
Одна из техник, которую использует Джонсон, – анафора. Начальная строка каждой из пяти строф повторяется. Этот прием здесь можно сравнить с постоянным возвращением к воспоминаниям.
Еще один прием, использованный при написании стихотворения, – это цезура. Цезура замедляет ритм стихотворения, создавая небольшие паузы. Замедление задает меланхолический тон стихотворению, помогая создать чувство печали и тоски.
Боб Сегер, «Old Time Rock And Roll» («Старый добрый рок-н-ролл»)
|
|
Выше мы говорили об объединяющей силе музыке. Давайте вспомним и о её способности переносить нас в прошлое, рождать ностальгические чувства.
Песня Боба Сегера – это сентиментальный взгляд автора на старый добрый рок-н-ролл. Современная музыка, например, диско, не вдохновляет исполнителя. Совсем другое дело – старые пластики, вызывающие ностальгию по прошедшим временам и берущие за душу.
Слушать песню «Old Time Rock And Roll» полностью
Рейчел Харпер, «The Myth of Music» («Миф о музыке»)
|
|
Завершает нашу подборку стихотворение о мифической способности музыки поддерживать связь между поколениями.
В первой строфе героиня говорит об особой мелодии, которая связывает её с семьей. Эта мелодия является «наследием» поэтессы. Она размышляет о силе музыки и о том, может ли любовь к мелодии передаваться из поколения в поколение, быть частью ДНК.
Женщина вспоминает переживания детства, последовавший уход из жизни её матери. Всё это – часть целого, связанное воедино семейной музыкой. Героиня может слушать её всякий раз, когда ей нужно утешиться или вспомнить о том, как она любила свою мать.
Стихотворение заканчивается тем, что никто, кроме близких, никогда не сможет прочувствовать эту музыку вместе с ней. Она глубоко личная и принадлежит только им.