Стихи о любви Маяковского занимают особое место в творчестве автора. В них он открывает свою душу, демонстрируя и бешеную, необузданную страсть, и тонко чувствующую натуру.
Любовь у Маяковского – особое явление, вобравшее в себя множество понятий: страсть, отчаяние, мольба, поклонение, тяжкая ноша. Любовная лирика для поэта не просто часть или жанр в поэзии, а смысл и суть творчества. Личные любовные переживания нашли отражение в разных произведениях автора.
«Лиличка!»
Дым табачный воздух выел.
Комната —
глава в крученыховском аде.
Вспомни —
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще —
выгонишь,
можешь быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаяньем иссечась.
<…>
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги б и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
и суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Стихотворение посвящено главной музе поэта – Лиле Брик. Послание написано спустя год после его знакомства с замужней женщиной. С тех пор Маяковский посвящал стихи о любви в основном ей и в каждом стремился выразить любовь, преданность и отчаяние, вызванное холодностью возлюбленной.
Слушать стихотворение «Лиличке!» полностью
Жанр стихотворения можно определить как послание, об этом же говорит и подзаголовок – «Вместо письма». В обращенном к возлюбленной эмоциональном монологе поэт вспоминает их счастливое прошлое, переживает разрыв и признается в своих чувствах. Текст произведения пронизан отчаянием.
Мучительное состояние героя помогают лучше понять такие средства выразительности, как:
- авторские неологизмы («обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь»),
- яркие метафоры («сердце в железе», «душу любовью выжег», «слов сухие листья»),
- образные эпитеты («сломанная дрожью рука», «обиженные жалобы», «в опожаренном песке»),
- антитеза – счастливая первая встреча противопоставляется нынешнему охлаждению в их отношениях («вспомни, руки твои гладил» – «сегодня сердце в железе»),
- гипербола («кроме твоего взгляда не властно лезвие ни одного ножа»).
Размер стихотворения – разностопный хорей, рифмовка с чередованием – перекрестная и кольцевая. Некоторые строки имеют неточную рифму, как будто она не всегда успевает за потоком чувств поэта.
«Ко всему»
Нет.
Это неправда.
Нет!
И ты?
Любимая,
за что,
за что же?!
Хорошо —
я ходил,
я дарил цветы,
я ж из ящика не выкрал серебряных ложек!Белый,
сшатался с пятого этажа.
Ветер щеки ожег.
Улица клубилась, визжа и ржа.
Похотливо взлазил рожок на рожок.Вознес над суетой столичной одури
строгое —
древних икон —
чело.
На теле твоем — как на смертном одре —
сердце
дни
кончило.В грубом убийстве не пачкала рук ты.
Ты
уронила только:
«В мягкой постели
он,
фрукты,
вино на ладони ночного столика».Любовь!
Только в моем
воспаленном
мозгу была ты!
Глупой комедии остановите ход!
Смотрите —
срываю игрушки-латы
я,
величайший Дон-Кихот!
Очередное стихотворение, посвященное Лиле Брик. Неистовая ярость «ломаного» стиха объясняется ревностью Маяковского к прошлому его возлюбленной. Жанр произведения – любовная лирика. За лирическим героем скрывается сам влюбленный и мучимый ревностью автор.
Владимир Маяковский
Начинается «лесенка» с града восклицаний и вопросов, обвинений в предательстве: «И ты?» – отсылка к известному выражению «и ты, Брут?» Слова и строки звучат словно выстрелы. Собственное чувство кажется герою романтическим, возвышенным. «Не выкрал ложек», т. е. не допускал обмана.
Весь мир смеется над Дон-Кихотом, который возомнил, что нужен героине. Его любовь осквернена похотью. Ему кажется, что героиня способна убить словом. Во второй половине стихотворения поэт приходит в исступление, провозглашая себя язычником: «любую изнасилую». В бессильной ярости он тяготеет к самоуничтожению, а заодно хочет разрушить весь мир.
Поэт использует сравнения («на теле, как на смертном одре», «земля – каторжник», «собакой забьюсь»), одушевление («у неба рот», «улица визжала»), метафоры («сад души», «зубы-ножи»). Многочисленные восклицания передают буйство чувств героя.
«О сущности любви»
Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви
Простите
меня,
товарищ Костров,
с присущей
душевной ширью,
что часть
на Париж отпущенных строф
на лирику
я
растранжирю.
<…>
Любовь
не в том,
чтоб кипеть крутей,
не в том,
что жгут у́гольями,
а в том,
что встает за горами грудей
над
волосами-джунглями.
Любить —
это значит:
в глубь двора
вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить —
это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
любовь
не рай да кущи,
нам
любовь
гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
выстывший мотор.
«Письмо…» принадлежит поздней любовной лирике Маяковского. Здесь поэт отступает от своей многолетней «традиции» посвящать стихи о любви Лиле Брик. На этот раз адресатом послания становится другая женщина.
Стихотворение написано в 1928 году в Париже – в это время поэт работал во Франции корреспондентом. Там он познакомился с Татьяной Яковлевой, русской эмигранткой и модельером одежды. Между ними завязались близкие отношения. Вдохновленный встречей, Маяковский посвятил женщине стихи о любви.
Слушать стихотворение «О сущности любви» полностью
Как и следует из названия, форма стихотворения – письмо, обращение, направленное к конкретному человеку – «товарищу Кострову». Такой прием делает описываемые события и чувства более реальными для читателя. Тарас Костров – редактор газеты, от которой Маяковский и был командирован в Париж.
В заглавии определена и основная тема стиха – «о сущности любви». Поэт словно пародирует трактат, иронизируя над философской темой. Серьезные тезисы соседствуют с шуткой, торжественное преподносится в легкой форме, высокое «снижается». Стихотворение можно отнести к исповедальной поэзии.
Любовь изображается как чувство планетарного масштаба, способное перекроить внутренний мир человека, преобразить реальность. В стихотворении используются «космические» образы: синее небо, звезды, хвост кометы. Любовь – стихия, ей бессмысленно противостоять.
Для столь возвышенной темы текст лишен пафосности, встречаются даже просторечия: «ихней», «заговариваю зубы», «до черта». С приземленной лексикой соседствуют неожиданные и яркие метафоры, отражающие глубину чувств героя: «жгут угольями», «золоторожденной кометой», «за горами грудей».
«Любовь»
Девушка пугливо куталась в болото,
ширились зловеще лягушечьи мотивы,
в рельсах колебался рыжеватый кто-то,
и укорно в буклях проходили локомотивы.
В облачные пары сквозь солнечный угар
врезалось бешенство ветряной мазурки,
и вот я – озноенный июльский тротуар,
а женщина поцелуи бросает – окурки!
Бросьте города, глупые люди!
Идите голые лить на солнцепеке
пьяные вина в меха-груди,
дождь – поцелуи в угли-щеки.
Маяковский написал стихотворение «Любовь» в 1913 году, впечатлившись посещением Кунцевского парка. Он показался поэту волшебным местом, напоенным яркими и свежими образами. Это не любовное послание в прямом смысле, адресованное какой-то женщине. Скорее, его можно считать признанием в любви к свободе.
Парк в Кунцево
Поэт раскрывает тему неподготовленности горожанина к жизни на лоне природы. Близость к ней – в некотором роде вещь опасная: поэт подчеркивает пугливость девушки, зловещий характер «лягушачьих мотивов».
В стихотворении всего три четверостишия. Интересно, что написано оно без привычной «лесенки» Маяковского. Выстраивая сюжетную линию, поэт создает интересные и неожиданные образы: «в буклях локомотивы», «поцелуи – окурки», «меха-груди», «угли-щеки». Из средств художественной выразительности можно выделить метафору («кутаться в болото», «бешенство мазурки»), олицетворение («проходили локомотивы»), эпитеты («пьяные вина», «солнечный угар»).
«Люблю» (поэма)
Отдельное место среди стихов о любви Маяковского занимает поэма «Люблю», написанная тоническим стихом. Работа над ней велась с 1921 по 1922 годы. Общая тема произведения – поиски идеала высокой любви. Поэма состоит из 11 главок, в каждой из которых раскрывается отдельная подтема.
В нашей статье мы рассмотрим те главы, в которых тема любви представлена наиболее ярко.
«Обыкновенно так» (из поэмы «Люблю»)
Любовь любому рожденному дадена, —
но между служб,
доходов
и прочего
со дня на день
очерствевает сердечная почва.
На сердце тело надето,
на тело — рубаха.
Но и этого мало!
Один —
идиот! —
манжеты наделал
и груди стал заливать крахмалом.
Под старость спохватятся.
Женщина мажется.
Мужчина по Мюллеру мельницей машется.
Но поздно.
Морщинами множится кожица.
Любовь поцветет,
поцветет —
и скукожится.
В первой части своей поэмы о любви – главке под названием «Обыкновенно так» – Маяковский описывает новое общество и будничность, очерствелость любви в нем. Великое чувство «любому рожденному дадено», но люди прячут его поглубже. В результате цветущая любовь преждевременно «скукоживается» и умирает.
Как обычно, Маяковский использует выразительные образы и художественные средства: метафоры («сердечная почва», «любовь поцветет»), эмоционально-оценочная лексика («идиот!»), метонимия («тело надето»), а также повторы и звукопись («на сердце тело надето, на тело – рубаха», «мажется – машется», «скукожится кожица»).
Слушать поэму «Люблю» полностью
«Взрослое» (из поэмы «Люблю»)
У взрослых дела.
В рублях карманы.
Любить?
Пожалуйста!
Рубликов за сто.
А я,
бездомный,
ручища
в рваный
в карман засунул
и шлялся, глазастый.
Ночь.
Надеваете лучшее платье.
Душой отдыхаете на женах, на вдовах.
Меня
Москва душила в объятьях
кольцом своих бесконечных Садовых.
В сердца,
в часишки
любовницы тикают.
В восторге партнеры любовного ложа.
Столиц сердцебиение дикое
ловил я,
Страстною площадью лёжа.
Враспашку —
сердце почти что снаружи —
себя открываю и солнцу и луже.
Входите страстями!
Любовями влазьте!
Отныне я сердцем править не властен.
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж
с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце —
гудит повсеместно.
О, сколько их,
одних только вёсен,
за 20 лет в распалённого ввалено!
Их груз нерастраченный — просто несносен.
Несносен не так,
для стиха,
а буквально.
В главке «Взрослое» Маяковский продолжает рассуждать о любви, достойном и недостойном поведении любовников. Герой этих строк готов любить. Чувство его огромно – «сплошное сердце», над которым он не властен. В свойственной манере поэт использует гиперболу: «ручища», «бесконечных Садовых», «сердцебиение дикое».
Антитезу этому огромному и настоящему чувству составляет любовь других людей. Она пошлая, продажная. В начале стихотворения – также антитеза: «у взрослых…» – «а я…». Лирический герой противопоставляет себя нищего «взрослым», которые продают любовь за деньги.
Читайте также: Стихи о любви Сергея Есенина
Как и другие стихи о любви Маяковского, строки изобилуют средствами выразительности: «Москва душила в объятьях», «сердца дом», «столиц сердцебиение». Для создания экспрессии и накала используются восклицания, эмоционально-оценочная лексика («шлялся», «часишки», «ввалено»).
«Ты» (из поэмы «Люблю»)
Пришла —
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.
И каждая —
чудо будто видится —
где дама вкопалась,
а где девица.
«Такого любить?
Да этакий ринется!
Должно, укротительница.
Должно, из зверинца!»
А я ликую.
Нет его —
ига!
От радости себя не помня,
скакал,
индейцем свадебным прыгал,
так было весело,
было легко мне.
Кульминационная часть поэмы – главка под названием «Ты», посвященная лирической героине, в образе которой угадывается Лиля Брик. Женщина воспринимала поэта как мальчика, играя с ним. За «рыком» и ростом она увидела в герое ребенка, и этим пленила его сердце.
Невыносимая громада любви, о которой Маяковский твердил прежде, в руках возлюбленной Лили стала детским «мячиком». Поэт «от радости себя не помня» приветствует освобождение от тяжелой ноши.
«Так и со мной» (из поэмы «Люблю»)
Флоты — и то стекаются в гавани.
Поезд — и то к вокзалу гонит.
Ну, а меня к тебе и подавней —
я же люблю! —
тянет и клонит.
Скупой спускается пушкинский рыцарь
подвалом своим любоваться и рыться.
Так я
к тебе возвращаюсь, любимая.
Мое это сердце,
любуюсь моим я.
Домой возвращаетесь радостно.
Грязь вы
с себя соскребаете, бреясь и моясь.
Так я
к тебе возвращаюсь, —
разве,
к тебе идя,
не иду домой я?!
Земных принимает земное лоно.
К конечной мы возвращаемся цели.
Так я
к тебе
тянусь неуклонно,
еле расстались,
развиделись еле.
Последние части поэмы «Люблю» посвящены легкости, которую поэт чувствует рядом с возлюбленной. Она облегчила его бремя, поэтому автор навсегда отдал ей свое сердце. Он возвращается к ней, сравнивая свое возвращение то с кораблем, то с поездом, то со скупым пушкинским рыцарем (последнее – прием аллюзии к знаменитой «маленькой трагедии» Пушкина «Скупой рыцарь»).
Читайте также: Любовная лирика Пушкина
Другие средства выразительности здесь: параллелизм («флоты – стекаются в гавани, поезд – к вокзалу гонит»), анафора («к тебе возвращаюсь / к тебе идя / к тебе тянусь»).
Слушать стихотворение «Так и со мной»
«Вывод» (из поэмы «Люблю»)
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вёрсты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих строкопёрстый,
клянусь —
люблю
неизменно и верно!
Глава «Вывод» в поэме относится к коротким стихам Маяковского, но полностью соответствует безапелляционной манере поэта. Он уверен в своей любви и торжественно клянется в ней. В последних строках он использует чисто лирическую фразу: «люблю неизменно и верно».