Звукопись в англоязычной поэзии

Звукопись в англоязычной поэзии

Звукопись в поэзии – одно из художественных средств для создания образов. Этот прием обращается к слуху читателя и помогает написанному тексту казаться более реальным и интересным.

Фонетические средства выразительности иногда называются инструментальными средствами. Для создания звука в произведении используются самые разные техники. К ним относятся такие приемы, как аллитерация, ассонанс, консонанс, какофония, ономатопея.

Зачем нужна звукопись в поэзии?

Писатели используют звукопись, когда хотят придать своим произведениям особый оттенок, сделать их более музыкальными. Хотя подобная инструментовка используется и в прозе, чаще всего её можно встретить в поэзии. Из-за особого сжатого синтаксиса поэтических строк игра со звуками здесь особенно заметна.

Звуковые средства являются важной составляющей процесса создания образов. При правильном использовании приемы звукописи могут сделать чтение увлекательнее. Они воздействуют на эмоции при помощи особого ритма, различных фонетических эффектов, неожиданных рифм.

Звукопись в англоязычной поэзии

Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики.

Во-первых, на звукопись влияет множество вариантов чтения букв. Одной букве или буквосочетанию могут соответствовать несколько разных звуков. Как следствие – звуков в английском языке гораздо больше, чем букв: 43 против 26. В таких приемах, как аллитерация, ассонанс и консонанс учитываются именно одинаковые звуки, а не буквы.

Во-вторых, как мы увидим далее, при ономатопее используются особые, свойственные для английского языка слова-имитации, которые могут отсутствовать в других языках. Это также отличает звукопись в англоязычной поэзии от любой другой.

Теперь давайте рассмотрим подробнее уже названные фонетические приемы.

Что такое аллитерация?

Аллитерация – это повторение одного и того же звука в начале нескольких слов одной строки. Слово происходит от латинского «littera», что означает «буква алфавита».

При аллитерации слова в группе созвучны друг другу, поэтому еще её называют начальной рифмой. Например, строка из «Ромео и Джульетты»:

«From forth the fatal loins of these two foes».

При этом повторяться должны именно звуки, а не буквы английского алфавита. Например, буквы «k» и «c» дают одинаковый звук. Вот почему «colorful kites» – аллитерация, а «childrens kites» – нет.

Зачем нужна аллитерация в поэзии?

В поэзии ключевым моментом является размер стихотворения. Чтобы аллитерация была гармоничной, повторение звука должно приходиться на начало ударного слога. При этом сам звук в слове может быть не первым. Например, строка из поэмы «Замок праздности» Джеймса Томсона:

Dragging the lazy languid line along.

Аллитерация в поэзии выполняет следующие функции:

  1. Привлекает внимание читателей или слушателей к звучанию фразы, а следом – и к ее смыслу. Это также эффективный способ тематически связать ключевые слова.
  2. Создает настроение. Хотя для описания любого предмета можно использовать широкий диапазон слов, некоторые звуки имеют определенные коннотации, а повторение усиливает этот эффект. Например, звук «s» в словах «sea», «silver» заставляет произносить их полушепотом и может придать атмосферу таинственности, торжественности или интимности, в зависимости от контекста. Напротив, «взрывные» согласные звуки, такие как «b» и «p», могут взвинчивать темп и делать текст жестким на слух.
  3. Придает стиху мелодичность и ритм, особенно при чтении вслух. Поскольку идеальную рифму не всегда просто найти, аллитерация может стать хорошей альтернативой для придания стиху благозвучия.

Примеры аллитерации в англоязычной поэзии

Аллитерация – один из наиболее популярных приемов звукописи в поэзии. Примеры ее использования встречались еще в древнеанглийском языке.

В известном стихотворении «Ворон» («The Raven») Эдгара Аллана По аллитерация представлена достаточно широко:

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore,
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping.

В этом отрывке аллитерация используется только для пар слов в отдельных строках. Но повторение приема в последовательных строках помогает создать ритм всего стихотворения:

Deep into that darkness peering, long I stood there wondering, fearing
Doubting, dreaming dreams no mortal ever dared to dream before.

Много примеров аллитерационной звукописи можно найти у Кольриджа в «Сказании о старом мореходе» («Rime of the Ancient Mariner»):

The fair breeze blow, the white foam flew,
The furrow followed free;
We were the first that ever burst
Into that silent sea.

А также у Роберта Фроста в «Берёзах» («Birches»), где особую атмосферу создают трескучие «cr» или шелестящие «sh»:

They click upon themselves
As the breeze rises, and turn many-colored
As the stir cracks and crazes their enamel.
Soon the sun’s warmth makes them shed crystal shells
Shattering and avalanching on the snow-crust—

Еще примеры:

I heard a fly buzz when I died;
The stillness round my form
Was like the stillness in the air
Between the heaves of storm…

 

Эмили Дикинсон
«Я услыхала мухи звук…» («I Heard a Fly Buzz When I Died»)

 

***

 

The free bird thinks of another breeze
And the trade winds soft through the sighing trees

 

Майя Энджелоу
«Птица в клетке» («The Caged Bird »)

В последнем отрывке во второй строке используется зеркальная аллитерация: «t» «s» – «s» «t».

Что такое консонанс?

Консонанс – прием звукописи в англоязычной поэзии, при котором одинаковые согласные звуки повторяются в конце слова или ударного слога. В этом состоит отличие от аллитерации, где звуки повторяются в начале слов. Пример консонанса из сонета 64 Шекспира:

When I have seen the hungry ocean gain

Слово «консонанс» происходит от латинского «consonantem», что означает «согласие в звучании».

Зачем нужен консонанс в поэзии?

Поэты часто используют консонанс, чтобы сделать фразу интереснее, привлечь внимание слушателей или для усиления слога.

Консонанс как часть инструментовки также может служить дополнением рифмы, придать стиху музыкальность, поэтому он популярен среди рэп- и хип-хоп исполнителей. Это ключевой ингредиент так называемой «неполной рифмы», когда слова звучат похоже, но не рифмуются идеально.

Вопреки своим прозвищам «несовершенная рифма» (или  «ленивая рифма») может давать богатые и сложные стихи. Поэты, использующие прием консонанса, имеют в арсенале более широкий набор слов, создавая неожиданные сочетания.

Примеры консонанса в англоязычной поэзии

Вот пример консонанса из стихотворения «Тигр» («The Tyger») Уильяма Блейка:

Tyger Tyger, burning bright,
In the forests of the night;

Мы видим, как повторение звуков «g», «r» позволяет усилить ритм стихотворения в дополнение к рифме и метрике. В следующей строфе звуки «t» и «d» как будто имитируют биение сердца, о котором говорит поэт:

And what shoulder, & what art,
Could twist the sinews of thy heart?
And when thy heart began to beat,
What dread hand? & what dread feet?

Другой пример – строки Эмили Дикинсон («Poem 315»). Здесь консонанс с использованием звука «l» помогает создать ту самую «несовершенную рифму», о которой мы упоминали:

Your breath has time to straighten,
Your brain to bubble cool,
Deals one imperial thunderbolt
That scalps your naked soul.

В своей знаменитой поэме «Аннабель Ли» Эдгар По также применял этот прием звукописи. В приведенном ниже отрывке звуки «n», «m», «l» создают укачивающий, убаюкивающий ритм:

It was many and many a year ago,
In a kingdom by the sea,
That a maiden there lived whom you may know
By the name of Annabel Lee;

Что такое ассонанс?

Ассонанс – это прием звукописи в поэзии, суть которого состоит в повторении одинаковых гласных звуков в строке. Происхождение слова «ассонанс» – латинское: «assonare» означает «звучать».

Обычно, но не всегда, повторяющиеся гласные находятся в середине слов. При этом буквы, передающие одинаковые звуки, могут быть разными – это все равно будет ассонанс. В качестве примера приведем скороговорку, ставшую строкой из мюзикла «My Fair Lady»:

The rain in Spain stays mainly in the plain.

Отрывок из фильма «Моя прекрасная леди» («My Fair Lady»), 1964 год

Зачем нужен ассонанс в поэзии?

Основная функция ассонанса в поэзии – создание ритма. Повторяющиеся ударные гласные дают эффект плавного течения фразы. Это помогает слушателю воспринимать сочетание слов как единое целое и лучше запоминать. Вот почему ассонанс часто используют в пословицах, скороговорках и даже рекламных слоганах.

Еще ассонанс помогает задать настроение фразе. Считается, что долгие гласные замедляют темп, добавляют драматичности. В частности, долгий звук [uː], напоминающий уханье совы, может быть довольно мрачным или жутким.

Краткие гласные, наоборот, обычно более «живые» и легкие.

Но необходимо помнить, что ассонанс, как и любые литературные приемы, хорош только в разумных пределах, а при чрезмерном использовании может утратить свою силу.

Примеры ассонанса в англоязычной поэзии

Для начала приведем пример из стихотворения Роберта Фроста «Остановившись у леса снежным вечером»:

He gives his harness bells a shake
To ask if there is some mistake.
The only other sound’s the sweep
Of easy wind and downy flake.
The woods are lovely, dark and deep,
But I have promises to keep,
And miles to go before I sleep,
And miles to go before I sleep.”

 

«Stopping By Woods on a Snowy Evening», 1922

Здесь мы видим, как повторяющиеся звуки в середине строк дополняют рифмующиеся концовки, усиливая напряженную атмосферу стихотворения.

Эдгар Алан По, о котором мы уже упоминали, также часто использовал ассонанс в своих произведениях:

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore —
While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,
As of some one gently rapping, rapping at my chamber door.

 

«The Raven», 1845

Вот строка из «Праздника голода» Стивенсона, где краткий звук «u» навевает меланхолию:

And from all around the haven the crumbling thunder of seas…

 

«The Feast of Famine», 1890

Интересно, что словосочетание «crumbling thunder» является также примером ономатопеи (звукоподражания). К этому приему мы еще обратимся.

Выше мы отмечали, что ассонанс помогает сделать фразу более запоминающейся. Благодаря этому данный прием инструментовки часто используется в поп-культуре.

Например, несколько строк из песни Рианны «Diamonds»:

Shine bright like a diamond
//
We’re like diamonds in the sky
//
I saw the life inside your eyes

Как видим, здесь в разных буквенных сочетаниях передается один и тот же гласный звук [ai].

Песня Рианны «Diamonds»

В рэпе и хип-хопе ассонанс выходит на первый план. В этих музыкальных жанрах важен «поток» слов, их ритм и каденция. Поэтому созвучие слов главенствует над строгой рифмой.

Тексты рэп-песен часто содержат несколько несовершенных внутренних рифм, построенных на таких приемах, как ассонанс. Иногда исполнитель подчеркивает общие гласные до такой степени, что слова звучат так, как будто они действительно рифмуются.

Вот пример из песни рэпера Эминема «Lose Yourself»:

Oh, there goes Rabbit, he choked
He’s so mad, but he won’t give up that easy, no
He won’t have it, he knows his whole back’s to these ropes
It don’t matter, he’s dope.

Песня Эминема «Lose Yourself»

Что такое какофония?

Слово «какофония» образовано слиянием греческих слов «κακός» – «плохой» и «φωνή» – «звук». Какофония в литературе возникает, когда естественный поток письма прерывается резкими, «взрывными» звуками, что может изменить восприятие читателем текста. Это противоположность благозвучию.

Какофония в англоязычной поэзии достигается использованием таких согласных звуков, как B, D, X, Q, Ch, C, T, P, K и G. Предложение считается какофоническим, если оно содержит несколько слов с этими согласными. Обычно они идут последовательно для наиболее яркого и запоминающегося эффекта.

Зачем нужна какофония в поэзии?

Есть разные причины, по которым автор может использовать какофонию в тексте. Возможно, его цель – передать ощущение спешки, напряженности или страха. Этот прием звукописи идеален, когда персонажи напуганы или ожидают чего-то драматического.

Писатель может использовать эту технику звукописи, если хочет изобразить:

  • что-то гнетущее или жестокое (например, войну);
  • хаотичное (городскую улицу или скопление людей);
  • какой-то шум (например, треск, стук, звон);
  • мрачные мысли и чувства;
  • фантастические явления (как в примере, который мы рассмотрим ниже).

Несмотря на то, что какофония представляет собой сочетание неудобных для произношения согласных, она может значительно улучшить ритм стихотворения, придать ему завершенность.

Пример какофонии в англоязычной поэзии

Прекрасным примером какофонической звукописи является известное стихотворение Льюиса Кэрролла «Jabberwocky» (в самом известном из русских переводов – «Бармаглот»). В произведении использовано множество несуществующих и ничего не значащих слов вроде «brillig», «slithy toves», «wabe», «outgrabe», «frumious Bandersnatch» и других. Вот отрывок из стихотворения:

Twas brillig, and the slithy toves

Did gyre and gimble in the wabe;

All mimsy were the borogoves,

And the mome raths outgrabe.

 

«Beware the Jabberwock, my son!

The jaws that bite, the claws that catch!

Beware the Jubjub bird, and shun

The frumious Bandersnatch

Варкалось, хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

 

О бойся Бармаглота, сын,

Он так свирлеп и дик,

А в глуще рымит исполин,

Злопастный Брандашмыг!

Как мы видим, использование такого количества «взрывных» согласных хотя и делает стихотворение амелодичным, но зато помогает создать атмосферу неизвестности, опасности и устрашения.

Что такое ономатопея?

Обычно звучание слов никак не связано с их значением. В случае с ономатопеей (звукоподражанием) всё наоборот: слова созвучны тому, что они собой представляют по смыслу. То есть сочетание звуков в слове имитирует естественные звуки объекта или действия.

Ономатопея – латинское слово, но его происхождение восходит к древнегреческому «ὀνοματοποιΐα», что означает «создание слова», «словотворчество». Иногда ономатопея используется как синоним слова «отражение».

Зачем нужна ономатопея в поэзии?

Ономатопея – это литературный прием, использование которого в поэзии шире, чем обычное имитирование звука. Помимо хорошо известных звукоподражательных слов сюда входят цепочки слов, которые вместе воспроизводят звуковой эффект.

Обычно ономатопея используется наряду с такими приемами, как ассонанс, консонанс и аллитерация.

Примеры сочетания ономатопеи с другими приемами звукописи в английском языке:

  • The buzzing bee flew away.
  • The sack fell into the river with a splash.
  • The rustling leaves kept me awake.

Английский язык изобилует словами-имитациями, от лая собак до звука механизмов: «bow-wow», «moo», «tick-tock», «ding-dong» и многие другие. В поэзии и литературе звукоподражательный эффект используется для создания ярких и понятных образов без многословия.

Чтобы это продемонстрировать, возьмем в качестве примера слово «Pop!», имитирующее хлопок. Автору, использующему это слово, не пришлось бы пояснять, что: «При открывании бутылки шампанского раздался звук, напоминающий хлопок». Вместо этого он может просто вставить слово «Pop!» в текст, и читателям будет ясно, что это за звук.

Примеры ономатопеи в англоязычной поэзии

Вновь обратимся к Эдгару По, который был мастером ономатопеи. Вот строки из его стихотворения «Колокола» («The Bells»):

How they tinkle, tinkle, tinkle,
In the icy air of night!

 

***

 

How they clang, and clash, and roar!
What a horror they outpour.

В этих примерах По показал нам два противоположных звучания колоколов. В какой-то момент они мелодично и мягко звенят – «tinkle». Затем колокола уже лязгают, бьются и ревут  – «clang», «clash» и «roar» – совсем другой звук, производящий более сильный эффект. Таким образом, поэт сравнивает различные по настроению звучания колоколов. Эти звукоподражания наглядны и просты для понимания.

Вот пример из стихотворения «Morte d’Arthur» Альфреда Теннисона:

I heard the ripple washing in the reeds,
And the wild water lapping on the crag.

Здесь выделенные слова помогают читателю нагляднее представить и почувствовать бурные морские волны, разбивающиеся о скалы.

Следующий пример – из баллады «Разбойник» («The Highwayman») Альфреда Нойеса, где имитируется цоканье лошадиных копыт:

Tlot-tlot; tlot-tlot! Had they heard it?

The horsehoofs ringing clear;

Tlot-tlot; tlot-tlot, in the distance?

Were they deaf that they did not hear?

Вот отрывок из поэмы Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна»:

There was a rustling that seemed like a bustling
Of merry crowds justling at pitching and hustling,
Small feet were pattering, wooden shoes clattering,
Little hands clapping and little tongues chattering,
And, like fowls in a farm-yard when barley is scattering

***

Послышалось шумное шарканье, шорох
Чьих-то шагов, очень легких и скорых.
Ладошки захлопали, ножки затопали,
Звонких сандалий подошвы зашлепали,
И, словно цыплята бегут за крупой…

В этом отрывке изображается, как радостно бегут на улицу маленькие дети. Браунинг смог принять во внимание саму суть детских эмоций. Он использовал восторженные звукоподражательные слова, которые наиболее полно отражают эмоции и волнение детей.

Ономатопея как прием инструментовки встречается не только в англоязычной поэзии, но и в музыке. Пример тому – известная песня Бобби Дарина «Splish Splash», где имитируются различные звуки:

Splish, splash, I was takin’ a bath

//

Bing, bang, I saw the whole gang

//

Flip, flop, they was doin’ the bop

Песня Бобби Дарина «Splish Splash»

Заключение

Мы рассмотрели, что представляет собой звукопись в англоязычной поэзии и для чего она применяется. Мы познакомились подробнее с разными приемами звукописи на примере отрывков из стихов и песен.

Звукопись в поэзии играет большую роль, так как позволяет слушателю лучше представить происходящее в произведении и проникнуться атмосферой, созданной автором. Также она дает читателю более сильную эмоциональную связь с текстом.