Чтение стихов – это познавательно и приятно. Иногда вам нужно быстро выучить стихотворение по заданию преподавателя. Или же стихотворение захватывает вас, пленяет, и вам просто необходимо запомнить его. Потому что вы хотите жить с ним и делиться им с другими.
Как в таком случае запомнить стих?
Как быстро выучить стихотворение
Все очень просто: начните с самого начала и запоминайте строчку за строчкой. Некоторые стихи будут более сложными, другие – менее. Естественно, чем длиннее стихотворение, тем больше времени потребуется для запоминания. Не беспокойтесь об этом и не зубрите механически. Попытайтесь насладиться процессом запоминания и понять смысл, скрытый в стихотворении. Возможность процитировать наизусть красивое стихотворение с глубоким внутренним смыслом стоит затраченных усилий.
Давайте рассмотрим процесс запоминания стихотворения.
Прочитайте строки вслух несколько раз
Дело в том, что корни любой поэзии, будь то метрический или вольный стих, уходят в устную традицию. То есть поэзия прежде всего предназначена для устного исполнения и восприятия на слух. С давних времен поэзия развлекала людей, повествуя о разных историях, а значит, ее можно назвать одной из форм сторителлинга.
Итак, как нужно читать стихотворение:
- Важно помнить, что одного или двух прочтений недостаточно. Сделайте несколько подходов, можно с небольшими перерывами между ними.
- Попробуйте не просто механически произносить слова, но исполнить стихотворение с выражением и уместно подобранными интонациями. Так, как если бы рассказывали кому-то реально случившуюся историю.
- Используйте жесты и модуляции голоса для выделения ключевых пассажей.
- Попросите другого человека прочитать вам стихотворение вслух. Это поможет более целостно воспринять произведение со стороны.
Выясните, что означают непонятные слова
В стихотворениях часто встречаются слова, которые могут могут быть непонятны современным читателям. Происходит это, в основном, из-за постоянных изменений в языке, ведь сегодня мы говорим не так, как говорили люди 100-200 лет назад. Поэтому в стихотворении могут встретиться устаревшие, архаичные слова и грамматические структуры.
Рассмотрим, например, строки из “Евгения Онегина”:
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Здесь, во-первых, встречается устаревшее существительное “покои”, означающее жилую часть дома. Во-вторых, оно используется в непривычной форме единственного числа. В-третьих, выражение “мух давил” в старину в простонародном языке означало “пьянствовал”. То есть, здесь уже автор прибегает к эвфемизму. Знание этого поможет читателю понять смысл, а значит – облегчит запоминание стихотворения.
Кроме того, иногда значение фразы не совсем ясно из-за того, что слова используются в метафорическом значении. Примеры метафоры в стихах мы рассматривали в одной из статей.
Изучите “сюжет” стихотворения
Как только вы нашли значение всех незнакомых слов в тексте, разберите сюжет. То есть то, о чем там идет речь. Без понимания этого вам будет так же трудно выучить стихотворение, как если бы вы пытались запомнить последовательность совершенно несвязанных слов.
- Попытайтесь извлечь из стихотворения все важные детали, события, описания, переживания лирического героя.
- Мысленно составьте из них краткий план или конспект.
- Постарайтесь узнать историю создания произведения. Многие стихи основаны на личном опыте автора. Связь с реальными жизненными событиями также поможет вам быстрее выучить стихотворение.
Например, в стихотворении Лермонтова “Кавказ” отразились воспоминания поэта о счастливых годах, проведенных там. А Блок в стихотворении “Россия” рассуждает о небезразличной ему судьбе родины.
Найдите связь между строфами или разделами
Не все стихи повествовательны и рассказывают четкую историю от начала и до конца. Тем не менее, все стихи говорят нам о чем-то. Даже если сюжета как такового нет, попытайтесь понять смысл, исходя из связи между отдельными строфами или частями стиха.
Например, стихотворение Брюсова “Творчество” начинается так:
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Главное здесь – сцепление образов, переход между ними при кажущемся отсутствии смысла. В первых двух строках речь идет о сне, о некой тени. Всё призрачно и зыбко. Далее возникает образ латании (экзотической пальмы), причем ее рассеченные листья уподобляются лопастям. Затем появляется уже образ рук-листьев, что-то чертящих на стене. И так, постепенно, из тени и тишины начинают вырастать другие образы материального мира: строения, рождающийся месяц. Наконец неясные образы из первой строфы воплощаются. Так происходит процесс творчества.
Это стихотворение поначалу может показаться трудным для запоминания, так как построено целиком на ассоциациях и не имеет хронологического сюжета. Однако, проявив внимание к деталям, проследив мысленный путь поэта, можно “расшифровать” и быстро запомнить стихотворение.
Определите стихотворный размер
В этом случае размер имеет значение. Он помогает расставить смысловые акценты, установить ритм, музыкальность стихотворения.
Прочитайте стихотворение вслух несколько раз, обращая внимание на ритм строк. Существует большая разница между стихами, написанными разными размерами. Какие-то из них – более “песенные”, другие характеризуются порывистостью, стремительностью, третьи – неспешные и величественные, четвертые сходны с разговорной речью.
Распространенные стихотворные размеры: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Мы уже писали о них более подробно.
Определите способ рифмовки и особенности структуры
Метрический стих – это стихотворение, которое следует определенным правилам комбинации рифмы, длины строфы и метра. Схема рифмовки бывает последовательной (ААББ), кольцевой (АББА), перекрестной (АБАБ).
- Для первой схемы, как правило, характерны краткость строки и точность рифм, так как рифмующиеся строки расположены близко друг к другу:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
(А. С. Пушкин)
- Во второй схеме заметна чуть большая динамика во второй и третьей строках, в то время как ритм в первой и четвертой как бы замедляется:
Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем…
(А. С. Пушкин) «Медный всадник»
- Третья схема – самая популярная и гибкая в плане рифмы:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
(А. А. Ахматова)
Зная, по какой схеме рифмуется стихотворение, можно “подтолкнуть” свою память к тому, что будет дальше, как закончится строка. Кроме того, стихотворение может быть написано в определенной форме, например, сонета. Понимание порядка следования строк поможет быстро выучить стихотворение.
“Проживите” стихотворение
Прочитайте его еще несколько раз. Теперь ваше эмоциональное восприятие должно сильно отличаться от первоначального прочтения. Вы глубже понимаете сюжет, предысторию, образность, смысл стихотворения. Слышите его ритм и музыкальность. Знаете его структуру.
- Читайте стихотворение медленно, театрально, используя все почерпнутые знания о нем.
- Не бойтесь поначалу смотреть в текст, если в каких-то местах у вас возникают трудности с вспоминанием. Используйте текст, чтобы подстегнуть свою память.
- По мере того как строки начнут всплывать у вас в голове, повторяйте все больше и больше по памяти. Переход от чтения с листа к чтению по памяти должен происходить естественно.
И последнее. После того как вы успешно прочитали все стихотворение по памяти, сделайте еще пять-шесть подходов через небольшие промежутки времени. Так работает техника запоминания с помощью интервальных повторений. Это поможет вам удержать заученное в памяти дольше.