Стихи о любви Фета отличаются удивительной яркостью переживаний лирического героя, музыкальностью и тесной взаимосвязью душевных волнений с природными явлениями. В них проявилась феноменальная способность поэта создавать образы и картины, близкие читателю.
С другой стороны, стихи Фета о любви наполнены туманными расплывчатыми образами. Образ возлюбленной в них не является четко выраженным, внешние черты героини – обобщенные или не упоминаются вовсе.
Любовная биография, как и любовная лирика Фета не была столь насыщенной, если сравнивать с «коллегами по цеху», например, с многочисленными стихами о любви Пушкина или Маяковского. Тем не менее, и в его творчестве немало проникнутых нежностью и горечью строк, порожденных влюбленностью. Предлагаем вам подборку таких стихотворений.
«Сияла ночь. Луной был полон сад…»
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Стихотворение «Сияла ночь…» – идеальный пример любовной лирики. В его основе лежит драматичное и возвышенное чувство. Фет написал строки, вспоминая о своей юношеской влюбленности в Марию Лазич, которая, к сожалению, закончилась не браком, а трагической смертью возлюбленной. Ее образ поэт идеализирует в несовершенном мире, ведь в воспоминаниях девушка всегда останется юной, любящей, прекрасной.
Стихотворение можно поделить на две части. В первой автор упоминает пение девушки, и чувства, им вызванные. Во второй части эти чувства возрождаются, стирая все произошедшее за череду «томительных и скучных» лет. Поэт использует эпитеты «рыдающие звуки», «жгучая мука», персонификацию «лучи лежали», «дрожали струны». Благодаря этому стихотворение прекрасно передает эмоциональное напряжение.
Слушать романс на стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
«На заре ты её не буди…»
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
Красивое, лиричное стихотворение Фета – безусловно, уникальное в этом жанре. Любовь не упоминается, но она звучит между строк. В произведении используется стихотворный размер анапест. Текст стихотворения стал основой для известного романса.
Слушать романс на стихотворение «На заре ты её не буди…»
При прочтении сразу возникает образ юной девушки. Весеннее утро, едва зарождающееся чувство. Еще не любовь, а только намек на нее. И передаются чувства не только автора, но и самой героини произведения. Они переплетаются, и сложно понять, чье именно это волнение и смятение.
Считается, что к написанию строк поэта толкнуло драматичное событие в доме его друзей. Но стихотворение, скорее, наполнено ожиданием любви, чем трагизмом, и имеет романтический, а не печальный контекст. Как часто в стихах Фета о любви, природа играет главную роль, является участницей: «утро дышит», луна «затевает игру», раздается свист соловья.
«Я тебе ничего не скажу…»
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
«Я тебе ничего не скажу» – стихотворение Фета о любви, которой не суждено сбыться. У нее нет будущего, и поэтому ее участь – остаться только в мыслях. Предположительно оно посвящено Марии Лазич – юной девушке, бесприданнице, в которую был влюблен поэт. Поскольку он не мог на ней жениться, то и в чувствах своих не признавался открыто, не желая скомпрометировать девушку.
Читайте также: Стихи о любви Тютчева
В первых строках автор будто сам себя уговаривает молчать: «ничего не скажу», а уже к концу произведения это звучит как твердое убеждение. В стихотворении очень надрывно и глубоко показана борьба между разумом и порывом души. Написано при помощи кольцевой и зеркальной композиции: первые две и последние две строчки повторяются в обратном порядке.
Слушать стихотворение «Я тебе ничего не скажу…»
«Нет, я не изменил. До старости глубокой…»
Нет, я не изменил. До старости глубокой
Я тот же преданный, я раб твоей любви,
И старый яд цепей, отрадный и жестокой,
Еще горит в моей крови.
Хоть память и твердит, что между нас могила,
Хоть каждый день бреду томительно к другой, —
Не в силах верить я, чтоб ты меня забыла,
Когда ты здесь, передо мной.
Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу дуновенье,
И, содрогаясь, я пою.
Стихотворение посвящено Марии Лазич. Влюбленный в нее Фет сам не пожелал развития отношений, так как не имел достаточно средств для такого союза, и жизнь их была бы довольно сложной. Но поэт горько сожалел об этом, особенно в поздние годы. Ему казалось, что именно это чувство было самым светлым и искренним в его жизни.
В произведении он выплескивает свою печаль, страдание, сожаление о том, что нельзя ничего вернуть и исправить. Одновременно с этим он пытается попросить прощения и уверяет, что всегда любил только ее. Образ девушки до самой смерти остался в его памяти, как самое чудесное переживание.
Чувство сожаления о неправильном выборе буквально гложет поэта. Ему кажется, что жизнь, прожитая иначе, могла принести большее удовлетворение и счастье. Написано с чередованием длинных и коротких строк – разностопным ямбом.
Слушать стихотворение «Нет, я не изменил. До старости глубокой…»
«Ты отстрадала, я еще страдаю…»
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. —
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет — и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
Стихотворение принадлежит к «лазичевскому циклу», созданному поэтом на закате поэтического пути. Мария Лазич, его первая любовь, трагически погибла в 1950 году. Многие стихи о любви Фета посвящены этой трагической истории, да и в целом философские мотивы его лирики отражают бытие как страдание.
Из стихотворения видно, что Фет тяжело переживал расставание и смерть возлюбленной. Он все еще вспоминает ее, изливая свои чувства – сомнение, трепет сердца, отчасти зависть к небытию. В строках стихотворения автор словно отпускает прежнюю любовь, прощается с ней. Теперь он не судит «ни тупости, ни злобы», относясь ко всему безразлично, как человек, отошедший от мира.
Поэт проводит аналогию между состоянием влюбленности и цветущим маем, а расставание – с небытием. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Слушать стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю…»
«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
Какое счастие: и ночь, и мы одни!
Река — как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то… голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!
О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!
Я болен, я влюблен; но, мучась и любя —
О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя —
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!
Одна из особенностей лирики поэта – неразрывность описаний природы и сокровенных переживаний. Стихи о любви Фета тесно сопряжены с описаниями пейзажа и черпают из них силу. В стихотворении «Какое счастие…», написанном шестистопным ямбом, поэт уже в первой строке соединяет свое чувство – «счастие» – с картиной ночного свидания героя и его возлюбленной.
Изображенный пейзаж – ночь, река, усыпанное звездами небо – читателю преподносится через глаза лирического героя, «слабеющего разумом» от такой красоты. Его переполняет восторг – и автор неоднократно использует в тексте восклицания вкупе с экспрессивным междометием «О!»
Выразить накал любовных переживаний автору удается и с помощью приема градации («не могу, не стану, не умею»). Это средство выразительности позволяет усилить интонацию. Эту же цель преследуют стилистически однородные (параллельные) конструкции: «Я болен; я влюблён», «О, слушай! о, пойми!»
Слушать стихотворение «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
«Ты говоришь мне: прости!..»
Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!
Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.
Дивный был вечер вчера!
Долго он будет в помине;
Всем, — только нам не пора;
Пламя бледнеет в камине.
Что же, — к чему этот взгляд?
Где ж мой язвительный холод?
Грусти твоей ли я рад?
Знать, я надменен и молод?
Что ж ты вздохнула? Цвести —
Цель вековая созданья;
Ты говоришь мне: прости!
Я говорю: до свиданья!
Сюжет стихотворения Фета о любви разворачивается вокруг диалога пары, происходившего накануне. Лирический герой предается воспоминаниям, воскрешая реплики собеседницы и собственные. Из первых же строк ясно, что они вели не слишком приятную беседу: героиня за что-то просит прощения и убеждает мужчину не грустить. Возможно, речь шла о расставании.
Диалог Фет передает, используя художественный прием параллелизма: «Я говорю… Ты говоришь…» В третьей строфе мы видим несколько риторических вопросов, подчеркивающих неопределенность состояния лирического героя. Он переживает, что, возможно, слишком молод, чтобы пережить разрыв с «язвительной» холодностью.
В последних двух строках стихотворения используется кольцевая композиция – повтор начала в конце. Рассказанная история завершается на том же месте, словно герой не отпускает возлюбленную и не хочет прощаться – он говорит «до свидания». В произведении используется стихотворный размер дактиль.
«Если ты любишь, как я, бесконечно…»
Если ты любишь, как я, бесконечно,
Если живёшь ты любовью и дышишь,
Руку на грудь положи мне беспечно:
Сердца биенья под нею услышишь.
О, не считай их! в них, силой волшебной,
Каждый порыв переполнен тобою;
Так в роднике за струёю целебной
Прядает влага горячей струёю.
Пей, отдавайся минутам счастливым, —
Трепет блаженства всю душу обнимет;
Пей — и не спрашивай взором пытливым,
Скоро ли сердце иссякнет, остынет.
Однако использование союза «если» вносит толику неуверенности героя в чувствах избранницы: «Если ты любишь…» В душе его – буря эмоций. Автор выражает их художественными приемами. Примеры метафоры: «сердце иссякнет, остынет»; сравнение – биение сердца уподобляется потоку воды в роднике. Динамику строкам придают глаголы повелительного наклонения: «положи», «не считай», «пей», «отдавайся», которые отражают движение мыслей и эмоций.