Стихи о любви

Стихи о любви поэтов-классиков

Стихи о любви поэтов-классиков вдохновляют и тревожат нас до сих пор – и не просто так! Они притягательны, потому что хранят память о том, какой представлялась любовь поэтам в прежние времена. Возвышенная и страстная, обреченная и вдохновляющая – суть любви не меняется, изменяются только слова для ее выражения.

Красивая современная поэзия о любви к девушке

Представляем вам подборку из 10 стихов о любви, которые не оставят вас равнодушными.

Оттенок ультрамарина - стихи о любви и жизни Данила Рудого
Читать на ЛитРес

Стихи о любви поэтов-классиков

В предлагаемую подборку вошли стихи о любви разных эпох. Давайте взглянем, как писали об этом чувстве поэты-классики в России, Италии, Англии, США.

В. А. Жуковский – «Песня (Когда я был любим…)»

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье,

Как сон пленительный, вся жизнь моя текла.

Но я тобой забыт, – где счастья привиденье?

Ах! счастием моим любовь твоя была!

 

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила.

Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный:

Ах! гением моим любовь твоя была!

 

Когда я был любим, дары благодеянья

В обитель нищеты рука моя несла.

Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья!

Ах! благостью моей любовь твоя была!

В творчестве Жуковского стихи о любви занимают существенное место, хотя многие годы поэт был занят при императорском дворе, а женился поздно – в возрасте 58 лет. Одним из образцов любовной лирики является его стихотворение 1806-го года «Когда я был любим…» Произведение написано в форме песни: рефреном в каждом четверостишии звучат повторения – анафора и эпифора.

Лирический герой предается воспоминаниям о былой любви, называя её «счастием», «гением» и «благостью». Любовь не была взаимной, но благодаря ей поэт творил и находился на вершине вдохновения. Без любви же он чувствует себя покинутым и несчастным, а свой поэтический дар – погибшим.

Выразительность достигается здесь художественными средствами: сравнением (жизнь текла, как сон), метафорой (счастья приведенье), метонимией (рука моя несла), риторическим вопросом (где счастья привиденье?). Важную роль играет интонация: эмоции, переполняющие автора, находят выход в восклицаниях.

Н. А. Некрасов – «Признание»

Я пленен, я очарован,

Ненаглядная, тобой,

Я навек к тебе прикован

Цепью страсти роковой.

Я твой раб, моя царица!

Всё несу к твоим ногам,

Без тебя мне мир темница.

 

Читать полностью

Любовный монолог-обращение написан в 1839-м году. Раннему некрасовскому  произведению свойственна юношеская эмоциональность, искренность. Первая строка отсылает к стихотворению в жанре миниатюры «Я влюблен, я очарован…» Пушкина.

Лирический герой – пылкий «страдалец» и «раб» клянется даме сердца в любви до самой смерти («покуда будет биться жизнь»). Он лелеет в душе мечту о разделенной любви и молит о взаимности. Портрет «ненаглядной» создан по канонам романтизма и сводится к перечислению внешних прелестей «царицы»: «живые очи, ручку, ножку» и т. д.

Любовь для героя равносильна огню, отсюда – соответствующая лексика: «как волкан» (сравнение), «в пылающей крови» (эпитет), «огнем любви» (метафора). Произведение написано четырёхстопным хореем, деление на строфы отсутствует – набравшись смелости, герой изливает свой монолог единым духом.

Ф. И. Тютчев – «Последняя любовь»

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

 

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, –

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

 

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Если в приведенном выше произведении Некрасова ощущался пыл нерастраченной юношеской любви, то «Последняя любовь» Тютчева – это «вечерняя заря» прожившего жизнь мужчины. Стихотворение автобиографично и посвящено непростым отношениям поэта с Еленой Денисьевой.

Автор просит время помедлить, потому что ценен каждый миг, проведенный с любимым человеком. Герой осознает, что большая часть жизни прошла, но не испытывает страха перед смертью, лишь нежность к возлюбленной. Любовное стихотворение Тютчева исполнено печали о невозвратимом.

Из художественных приемов можно выделить риторические обращения («О ты, последняя любовь!»), повторы («сияй, сияй», «помедли, помедли»). Их использование само по себе словно замедляет ритм стихотворения.

Франческо Петрарка – Сонет 5 («Когда, возжаждав отличиться много…»)

Когда, возжаждав отличиться много,

Я ваше имя робко назову —

Хвала божественная наяву

Возносится от первого же слога.

 

Но некий голос умеряет строго

Мою решимость, как по волшебству:

Вассалом стать земному божеству —

Не для тебя подобная дорога.

 

Так будь прославлен, несравненный лик,

Услышь, к тебе с хвалою восхищенной,

Как все кругом, стремлюсь я каждый миг,

 

Ведь Апполон не менее велик,

Когда его листве вечнозеленой

Хвалу доставит дерзостный язык.

Давайте взглянем на стихи о любви итальянского классика. Все любовные сонеты Петрарки посвящены Лауре, единственной возлюбленной и музе поэта. Любовь в его стихах обречена быть безответной, ведь дама сердца на момент знакомства Петрарки с ней была замужем.

В поэзии «нового сладостного стиля» образ женщины символизирует высшее благо и гармонию, а любовь – служение и стремление к совершенству.

В своем сонете поэт выражает чувства согласно канонам эпохи (о которых мы знаем, в частности, по рыцарским романам) – это возвышенное поклонение вассала возлюбленной, прекрасной даме. Уже в первом катрене поэт сравнивает звук имени Лауры с восхвалением Господа, а во втором четверостишии она названа «земным божеством».

А. А. Фет – «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»

Какое счастие: и ночь, и мы одни!

Река — как зеркало и вся блестит звездами;

А там-то… голову закинь-ка да взгляни:

Какая глубина и чистота над нами!

 

О, называй меня безумным! Назови

Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею

И в сердце чувствую такой прилив любви,

Что не могу молчать, не стану, не умею!

 

Я болен, я влюблён; но, мучась и любя —

О слушай! о пойми! — я страсти не скрываю,

И я хочу сказать, что я люблю тебя —

Тебя, одну тебя люблю я и желаю!

В поэзии Фета любовь часто приближена к безумию, а любовные и сердечные муки – к болезни. Этот художественный прием мы видим и в данном стихотворении: «называй меня безумным», «я болен». Доводы разума теряют силу перед всепоглощающим чувством любви.

Уже в первой строке поэт рисует картину свидания героя с возлюбленной – восторг переполняет его. Этим объясняется большое количество повторяющихся восклицаний и междометия «О!» Любовные переживания героя, накал чувств доходят до высшей степени – отсюда прием градации («не могу, не стану, не умею»), помогающий усилить интонацию стихотворения.

Из других средств выразительности – использование однородных элементов (параллелизм), ритмических повторов, сравнений («река – как зеркало»). В последних строках акцент на словах «тебя» и «люблю» – главное обобщение.

А. А. Блок – «О доблестях, о подвигах, о славе…»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

 

Читать полностью

Стихотворение автобиографично. Оно написано в 1908-м году, когда поэту стало известно об измене супруги – его главной творческой музы. В строках Блока прослеживаются интонационные переклички с пушкинским «Я помню чудное мгновенье…»: глубокая любовь, разлука, минувшая молодость, забвение.

В стихотворении нет сложной символики, оно максимально «земное», чувства и поступки героя понятны любому. После ухода любимой герой выбрасывает «заветное кольцо», ищет утешения в «вине и страсти», забывается крепким сном. В конце концов, он признает поражение, находит силы попрощаться с утраченной любовью и мечтами молодости и убирает портрет со стола.

Последняя строфа стихотворения созвучна первой, но с иным смыслом. Поэт использует синтаксический параллелизм (похожее строение фраз) и повторения («лицо в простой оправе», «в сырую ночь ушла», «ты ушла из дому», «синий плащ»). Кольцевая композиция как бы замыкает сюжет в безысходный круг.

Элизабет Браунинг – «Как я тебя люблю?»

Как я тебя люблю? Люблю без меры.

До глубины души, до всех ее высот,

До запредельных чувственных красот,

До недр бытия, до идеальной сферы.

 

До нужд обыденных, до самых первых,

Как солнце и свеча, простых забот,

Люблю, как правду, – корень всех свобод,

И, как молитву, – сердце чистой веры.

 

Люблю всей страстью терпкою моих

Надежд несбывшихся, всей детской жаждой;

Люблю любовью всех моих святых,

Меня покинувших, и вздохом каждым.

 

А смерть придет, я верю, и оттуда

Тебя любить еще сильнее буду.

Этот сонет является частью сонетного цикла английской поэтессы Элизабет Браунинг. Стихи о любви посвящены супругу поэтессы. Произведение считается наиболее ярким в её творчестве. Любовь здесь предстает беззаветной и страстной.

Стихотворение начинается риторическим вопросом: «Как я тебя люблю?» В последующих строках поэтесса пытается дать на него ответ. Многообразие проявлений любви здесь перекликается со стихотворением Анны Ахматовой, которое мы рассмотрим ниже. Чувство сравнивается с молитвой, с правдой.

Доминирующим художественным приемом в произведении является анафора («люблю»), повторяющаяся в начале нескольких предложений.

Б. Л. Пастернак – «Любить иных – тяжелый крест…»

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это – небольшая хитрость.

Стихотворение написано в 1931-м году, в его основе лежит жизненный опыт поэта. Пастернак сравнивает свою любовь к Зинаиде Нейгауз – простую, бескорыстную, «без извилин» – с отношениями в браке с Евгенией Лурье. Брак с Лурье складывался непросто, был «тяжелым крестом». Новый же роман стал равносилен глотку чистого воздуха, без «словесного сора».

Поэт заявляет, что для него остается загадкой, в чем кроется очарование возлюбленной. Разгадать этот секрет – все равно, что разгадать смысл жизни. Задача достойная философа!

Из художественных средств главная роль отведена метафоре («любовь  – тяжёлый крест», «словесный сор»); встречаются олицетворения: «шорох снов», «шелест новостей и истин».

А. А. Ахматова – «Любовь»

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,

 

То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.

 

Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Любовные пути неисповедимы. Стихотворение, написанное Ахматовой в 1911-м году, посвящено многогранности и противоречивости любви. Именно такой она представлялась поэтессе в период первого года замужества.

В первой строфе использованы олицетворение и антитеза: любовь то «змейка», то «голубка», а значит ей свойственны и лукавство, и в то же время покорность. Еще любовь может вызывать страх – об этом Ахматова говорит в третьей строфе, но тут же любовь – сладкая музыка («молитва тоскующей скрипки» – какая метафора!)

Стихотворным размером здесь не случайно выбран трехстопный амфибрахий. Мы уже говорили о том, что он прекрасно подходит для стихов-размышлений, неспешных и задевающих за живое.

Эдгар Аллан По – «Аннабель Ли»

Много лет, много лет прошло

У моря, на крае земли.

Я девушку знал, я ее назову

Именем Аннабель Ли,

И жила она только одной мечтой –

О моей и своей любви.

 

Я ребенок был, и ребенок она,

У моря на крае земли,

Но любили любовью, что больше любви,

Мы, или Аннабель Ли!

Серафимы крылатые с выси небес,

Не завидовать нам не могли!

 

Читать полностью

В своем последнем стихотворении Эдгар Аллан По написал о «любви, что больше любви». В образе прекрасной Аннабель Ли американский поэт-классик воплотил память о своей супруге Вирджинии, умершей от туберкулеза.

Сюжет произведения раскрывает историю любви главных героев с детских лет до момента смерти героини и переживаний героем этой трагедии. Любовь здесь предстает идеальной и взаимной, хотя и недолгой. Такой любви завидовали даже ангелы, а демоны и после смерти девушки не смогли разлучить души возлюбленных.

По жанру стихотворение относится к элегии с элементами баллады. Стихотворный размер – анапест со свободной рифмой, но с подчинением единому ритму. Многочисленные повторения созвучны мыслям героя, вращающимся вокруг любовного чувства.

  • Хотите продолжить знакомство с любовной лирикой классиков? Тогда не пропустите другие наши статьи про стихи о любви.