Роман «Идиот» по праву считается одной из вершин творчества Федора Достоевского. В произведении автор поднимает вечные вопросы добра и зла, истины и лжи, любви человеческой и божественной. Герои Достоевского – люди в основном молодые, пытающиеся разобраться в себе и в мироустройстве.
Отношения и взаимосвязи между персонажами романа «Идиот» построены на приеме антитезы. Это видно в противопоставлении Мышкина – Рогожину, и Аглаи – Настасье Филипповне. Кроме того, автор использовал такие художественные архетипы, как «роковая женщина» и «положительный герой».
Князь Лев Николаевич Мышкин
Главный герой произведения. Молодой, 26-летний человек, дворянин «из обедневших». Пример «положительно прекрасного человека», по выражению самого Достоевского.
Князь болен эпилепсией (ею же страдал и сам автор). Впрочем, в первой главе мы видим князя почти оправившимся от болезни, хотя недуг сказался на внешности героя.
Мышкин едет из швейцарской клиники в Петербург, чтобы найти свое место на родине, в России. Вместо этого он попадает в развращенный мир, в общество завистников, предателей и глупцов.
Практически во всех отношениях положительный герой Мышкин не подготовлен к жизни. Мало того, что он одет не по погоде, так еще и совершенно не знает, как вести себя в «свете». Из-за этого он то и дело попадает в неловкие ситуации и выглядит смешным в глазах окружающих.
Почти все, что нужно знать о характере Мышкина, мы узнаем с первых же минут знакомства с ним. Он по-детски прямодушен и не умеет таить свои чувства и мысли. Например, случайному попутчику Рогожину князь признается:
Он даже не догадывается о том, что Рогожин его просто высмеивает.
Беседуя с едва знакомыми людьми, князь спешит изложить подробности своей биографии и взгляды на жизнь. Герой попросту не осознает, что в лучшем случае это социально не одобряется, а в худшем – даже опасно.
Образ Мышкина демонстрирует всю мелочность окружающего его петербургского общества. Например, на вечере у Епанчиных в четвертой части романа князь переполняется теплыми и дружескими чувствами, которые, как ему кажется, исходят от гостей. Но он совершенно не понимает, что это лишь светская любезность, а в действительности большинство гостей втайне ненавидят друг друга.
Самое удивительное, что смешной Мышкин невольно располагает к себе всех, кого встречает. К нему невозможно не проникнуться симпатией и не полюбить.
Читайте также: Классическая литература
В литературе существует давняя традиция создавать персонажей-аутсайдеров. Они могут быть глубоко наивны и честны или же, наоборот, злы, эгоцентричны, развратны. В образе Мышкина мы видим первый архетип . В нем есть многое, что связывает его с фигурой Иисуса:
- Он говорит, что в швейцарской клинике вышел из кататонии, услышав крик осла. Это животное очень тесно связано с Христом, который въехал в Иерусалим именно на осле.
- Он говорит длинными, запутанными, исполненными значения притчами, приводя в замешательство всех вокруг. Сравните с Иисусом, который также много проповедовал и говорил притчами.
- Он сирота, которого вырастил «приемный отец» – могущественный благодетель Павлищев, обеспечивший князю образование и лечение.
- Ему свойственны глубокая приверженность истине, чести, долгу, честности, морали и смирению.
- Имя героя – Лев Николаевич – тоже выбрано не случайно. В христианстве лев является одним из образов Иисуса Христа, а имя Николай означает «победитель народов».
Настасья Филипповна
Главный женский персонаж, «роковая женщина». В день начала действия в романе – 27 ноября – ей исполняется 25 лет.
Когда-то еще юную героиню взял в любовницы богатый аристократ Тоцкий, на всю жизнь заклеймив её статусом «падшей женщины» – худшее, что могло случиться с репутацией в то время.
Настасья Филипповна пытается найти для себя выход из злополучного, незаконного положения. Таким выходом для нее могло бы стать замужество. Кандидатов в мужья трое: честолюбивый Ганя Иволгин, безудержный Рогожин или почти святой Мышкин.
На поверхностный взгляд, Настасья Филипповна – типичная роковая женщина, к ногам которой падают все окружающие её мужчины. Но это и образ глубоко несчастной грешницы, много страдавшей. Двойственную природу героини понимает только князь Мышкин, едва увидев её портрет:
Он целует портрет, как икону, тем самым как бы приравнивая эту «падшую женщину» к святой.
Можно сказать, что эта женщина – физическое воплощение той самой «красоты, которая спасёт мир»; зеркало, отражающее того, кто на неё смотрит. Таким образом, для Тоцкого она – объект похоти, для Гани – средство наживы, для Рогожина – недосягаемая мечта, и только для Мышкина – раскаявшаяся грешница, достойная сочувствия.
Прообразом для Настасьи Филипповны послужила возлюбленная Достоевского – Полина Суслова, капризная и вспыльчивая особа. Что характерно, в романе героиня всегда фигурирует под полным именем: Настасья Филипповна, а не Настя, например. Анастасия означает «возвращенная к жизни».
Читайте также: Английские стихи о красоте
Парфён Рогожин
Неуравновешенный и непредсказуемый в своих порывах молодой человек, сын купца. Унаследовав состояние, Рогожин отчаянно хочет жениться на Настасье Филипповне.
«Демонический» герой является антагонистом романа и полной противоположностью князю-Христу. Но в то же время они связаны каким-то высшим предопределением. Такое единство противоположностей четко обозначено уже в сцене их знакомства в поезде:
В Рогожине с первых же страниц угадывается откровенное и беспричинное зло. Его пугающий «огненный» взгляд преследует князя повсюду. Герой живет в мрачном, зловещем доме, где висит картина мертвого Христа после казни. Все это безошибочно окружает его для читателей аурой зла.
Рогожин всё время как бы не в себе: им движут исступление и горячечные порывы. Он совершает полубезумные, противоречивые поступки, действует в состоянии «аффекта». Например, возводит Настасью Филипповну в статус королевы, а вскоре избивает ее. Побратавшись с Мышкиным и обменявшись крестами, в этот же вечер из-за ревности хочет его зарезать.
Некоторые черты биографии Рогожина списаны Достоевским с реальной личности и судьбы купца Мазурина: тот тоже унаследовал большие деньги, а кончил тем, что совершил убийство в своем доме.
Читайте также: Реализм в литературе: 8 отличительных черт
Аглая Епанчина
Младшая и любимая дочь в семействе генерала Епанчина. 20-летняя Аглая красива, умна, но избалована и не желает выходить замуж «за кого полагается». Назло родителям её избранниками становятся то заурядный карьерист Ганя Иволгин, то «идиот» Мышкин. Вот что о характере Аглаи говорит её мать, Лизавета Прокофьевна:
Она – натура увлекающаяся разными романтическими идеями, но оторванная от реальной жизни.
На первый взгляд, образ Аглаи противопоставляется Настасье Филипповне. Девушка родилась в хорошей, богатой семье; она – «домашний идол», любима родителями и старшими сестрами; её жизненные перспективы довольно радужны. Но, как и в «паре» Мышкин-Рогожин, Аглая и Настасья Филипповна – две стороны одной медали.
Во-первых, Аглая далеко не так невинна в помыслах, как хочется верить ее родным. Она видит и понимает плетущиеся вокруг интриги гораздо лучше, чем сестры и родители.
Во-вторых, Аглая и Настасья Филипповна похожи характерами. Обе резкие, саркастичные, отчасти неприятные, но при этом совершенно неуверенные в себе и мечтающие вырваться из своей социальной роли.
В итоге Аглая так же, как и ее соперница, заканчивает тем, что бросается во все тяжкие.
Ганя Иволгин
Гаврила Ардалионович – чрезмерно тщеславный и амбициозный чиновник на службе у генерала Епанчина. Еще один участник многочисленных любовных треугольников в романе. После неудачной попытки ради денег жениться на Настасье Филипповне, которую на самом деле он презирает, Ганя хочет жениться на Аглае, но уже по любви.
В отличие от уже упомянутых героев Достоевского, Ганя – олицетворение посредственности и заурядности. Он страдает от своего низкого социального статуса. Его основная цель – выбиться в разряд людей высшего сорта, стать по-ротшильдовски богатым.
Трагедия этого персонажа в том, что его разрывают противоположные стремления, но сил решиться на что-то конкретное ему не хватает. Такая неуверенность в своих желаниях отталкивает от него Аглаю, а излишнее рвение к богатству вредит ему в глазах Настасьи Филипповны.
Заключение
Вот такие они, герои Достоевского в романе «Идиот»: терзаемые страстями, разрывающиеся между ангелом и бесом. Конечно, в книге есть и другие колоритные персонажи, да и общее количество действующих лиц куда больше – около 40. Мы рассказали лишь о центральных героях, вокруг которых вращается основная интрига произведения и его идея.