Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым, не похожим на остальных, или поэзия Д. Рудого.
Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым, чаще всего оказываются одним и тем же перечнем из 40-50 стихотворений, который литературные сайты пережевывают в той или иной последовательности, боясь привнести в поэтический процесс нечто новое, а возможно, не разбираясь в поэзии настолько, чтобы отыскать по-настоящему хорошие стихи. Но редакция НовРусЛита пошла по другому пути! Познакомившись с творчеством популярного современного поэта Д. Рудого, мы обнаружили, что его поэзия прекрасно подходит взрослым для разучивания наизусть, поскольку содержит те самые крупицы истины, что открываются людям лишь с возрастом.
Приведенные ниже стихи делятся на две категории. В первой представлены те произведения Рудого, что наиболее интересны и полезны для разучивания наизусть (преимущественно в авторском прочтении, причем без отвлекающей от смысла музыки), а во второй — стихотворения, выучить которые рекомендует сам поэт.
Приятного прочтения!
Стихи о женщинах
“Ворожея”
В неё я влюбился быстрей, чем стрела
Амура с тугого срывается лука.
Гармония власть надо мной обрела,
И невыносима с ней стала разлука.
И, бросив любовниц засохший букет,
Как будто алмаз приобрёл за латунь, я
Услышал, как люди кричали мне вслед:
“Куда ты? Погибнешь! Она же колдунья!”
Кто Бога познал, тот, конечно, привык
От скуки быть сызмальства настороже. Я
Сказал, наугад выбирая язык:
“Она не колдунья. Она ворожея.
Мужчина, который хоть раз к ней приник,
Уже неподвластен любой укоризне.
С ней час пролетает буквально за миг,
Но стоит дороже оставшейся жизни.”
Я был беззаботней отпетых кутил:
Мне в этом всегда помогала харизма.
Но вскоре рассудок разбавил тротил
Безудержных брызг моего магнетизма:
“Чесать языком ты, конечно, горазд,
Однако оглядка её не ослепла:
Она не полюбит, пока не предаст
Постылую память забвению пепла.”
Как быть, если, снова оставшись одна,
Принцесса свой сад оградила забором
И, к рыцарским типам как снег холодна,
Не каждого принца почтит разговором?
А впрочем, влюблённый, чьи мысли благи,
Обязан рассеять сомнений излишки,
Ведь необходимые к сердцу шаги
Найдутся в любой чародейственной книжке.
Легко растопить первобытный мороз,
Зайдя с территории бывших мужей: я
Усыпал асфальт элементами роз,
Чтоб шла как богиня моя ворожея.
Она оценила нескромный порыв
И, вместо того, чтоб прогнать восвояси,
Прочла наставления, дверь приоткрыв
Квартиры, где всё закружилось, как в плясе.
Она, по примеру подлунных наяд,
Дала посмотреть только краешком глаза
На свой бесконечно прозрачный наряд,
Который сняла и надела два раза.
Потом снегопад превратился в апрель,
И то, что уже замерзало, вспотело.
Она постепенно пустила в постель,
Но сквозь простыню не продвинулось дело.
Я понял: пора прекращать суету
И больше стихи не чеканить в экселе,
Не то ненароком акцент обрету
Кривляк, на которых в народе подсели.
К чему обороты возвышенных слов?
Ведь весь романтический инструментарий
Всего лишь обман, если ты не готов
Женитьбой закончить романа сценарий.
Но утром, когда обзавёлся кольцом,
Рассыпав в кармане горсть мятных драже, я
Внезапно поник, не уверенный в том,
Что стать вдруг захочет женой ворожея.
Напрасно я серой тревогой оброс:
Стихи, что как хор в голове моей пели,
Досрочно ответили ей на вопрос.
И воздух наполнили райские трели.
В день свадьбы, фату с диадемой надев,
Она превзошла красотою Венеру,
И я рядом с нею смотрелся как лев,
Что к мужества строф привыкает размеру.
Его нам хватило на множество од,
И рифмы с годами не стали короче,
А в неба усыпанный звёздами свод
Летели, как первая, брачные ночи.
“Кладезь противоречий”
Ангел с железной волей,
Джазовый караван, –
Ты как букет магнолий
К выставке икебан.
Строгая дисциплина –
Жизни твоей кайма;
Но, как на кобр павлина,
Тянет порой весьма,
Словно в Уффици вазу
Вынеся свой вердикт,
Нет, не пойти, а сразу
Броситься на конфликт.
Рыцаря ворожее!
Только, чем лязг доспех
Яростней, тем вернее
Рушится твой успех.
Фатум подобен клею,
В сердце двойное дно.
Лучшую галерею
Скрасил б портрет твой, но
Прячет оправа платья
Вместе с венцом волос
Всё, что желаю знать я.
И на любой вопрос
Сходу ответить верно
Манит в который раз
Огненное инферно
Этих глубоких глаз,
Зрящих привычно в корень.
Там, отойдя от снов,
Мой роковой Печорин
Стал ко всему готов.
Он очарован встречей
И, от восторга наг,
В кладезь противоречий
Делает первый шаг
Ибисом в андеграунд,
Ирбисом в водоём:
Самый коварный раунд
Взять, раскрутив вдвоём –
Это ли не победа
Духа? И до утра
Наши не рушит кредо
Пылкий полёт пера:
Мы, протеже и дожи,
Празднуя свой успех,
Тех, кто на нас похожи,
Любим превыше всех.
“На слабину”
1
Ей было столько же, сколько мне;
Она казалась намного старше
В косухе новенькой на ремне:
Ундина в образе комисарши.
Глаза – раскайся, но согреши;
Они смотрели, уничижая.
Она хотела моей души,
Как сбора спелого урожая.
2
Я долго верил ей, как Кандид,
Привыкший падать и обжигаться;
Ей был противен мой бледный вид,
Но что-то в ней начало меняться.
Неуловимая ипостась,
Она дошла до моей берлоги
И, как на паперти, улеглась,
Свои вальяжно расставив ноги.
3
Я принимать не привык в штыки
Реальность, кажущуюся сказкой,
Однако контур моей руки
Какой-то тенью покрылся вязкой.
Кураж, подделавшись под дуршлаг,
Залёг на дно, как в окоп пехота,
Когда до смерти всего лишь шаг,
Что делать до смерти неохота.
4
А может, правда – гори огнём
Всё то, что раньше не догорело?
Мы души дёшево отдаём,
Тем паче – души в обмен на тело.
Но что-то билось, как крылья в клеть,
Вонзалось в сердце визжащей дрелью,
Не позволяя преодолеть
Барьер, поставленный мне постелью.
5
И вдруг я вспомнил. Как хоровод
Перед глазами неслись картинки:
Вот нож, приставленный к горлу, вот
Обрывки сумрачной вечеринки;
Вот погребённый под пылью зал,
Принадлежавший публично дому,
И вот она, осушив бокал,
Опять бежит от меня к другому.
6
Как память юности в нас остра,
Когда слова стали все двулики!
Я вспомнил партию у костра
И неземной аромат клубники…
Мне кто-то бросил: “не прекословь!”,
Пока, сравнимая в блеске с солнцем,
Она меняла мою любовь
На секс с подвыпившим незнакомцем.
7
Она смотрела мне прямо в лоб,
Уже готовясь сыграть в обиду,
Я отошёл к занавескам, чтоб
Не упустить ее взгляд из виду.
Качались атомные весы,
Крутя нейронные шестерёнки,
И мир сжимался до полосы
Одной засвеченной фотоплёнки.
8
Она взбесилась, как дикий зверь;
Она хотела моей кончины,
Когда я ей указал на дверь,
Не объясняя свои причины.
Как будто вспомнив родной Содом,
Она, багровая, словно свекла,
Перевернула постель вверх дном
И на прощанье разбила стёкла.
9
Не любят гордых ни там, ни тут:
Одни от страха, другим так проще.
Но, выбираясь из страсти пут,
Не уповай на святые мощи.
Пускай ты годы провёл в плену,
Но, даже высохнув до предела,
Нельзя показывать слабину,
Когда со шлюхой имеешь дело.
Стихи о любви
“Игра на равных”
1
Любовь вырастает всегда взаимно,
И в этом на дружбу она похожа.
Её воспевали, но нет ей гимна
В правдивой манере. И вот вельможа
Подлунных фантазий и дивных фарсов
С апломбом берётся исправить это,
Масштаб притязаний, недавно Марсов,
Юпитерским сделав для нужд поэта.
Он всё понимает, да с полуслова;
На грудь никогда не глядит предвзято;
Вспотеет играючи, и готова
Страница отборного дистиллята.
Но стиль стародавних трагикомедий
Внедряет налог и на третье око,
Поскольку с любой из любимых леди
Ему одинаково одиноко.
2
Однако одна ко двору так впору
Пришлась, чтобы сделать с неё наброски,
Что жребий её представляет взору
Секрет алхимической разморозки.
Гляди: не успела сбежать из склепа,
Воркует и стелится, словно скатерть.
Любви можно следовать и слепо,
Но это прямая тропа на паперть.
И вот, переполненная виною,
Она утверждает промеж истерик,
Что непогрешима передо мною,
И скоро сама в эту ложь поверит.
Её разношёрстные кавалеры
Всплывают по три на одной неделе,
И всех интересов взаимных сферы
Ведут предсказуемо до постели.
3
Но кончена сказка. Стихов обрезки
Сбиваются нехотя в совершенство.
Ты держишь улов на звенящей леске,
Из рук упуская своё блаженство.
Интрига иссякла, и, то слезами,
То кровью испачкана вся страница,
И сердце, утопленное в бальзаме,
Желает спокойно остановиться.
Ты выбросишь рыбку обратно в воду
И снасти расставишь на новый вызов.
Она не оценит свою свободу
И в омут нырнёт, где полно сюрпризов:
Смазливых, развратных и шелкопёрых.
Но мало для счастья химер тщеславных:
Любовь не нуждается в тех партнёрах,
Кто с ней не способен играть на равных.
“Стихи о расставании с любимой”
I
Сначала было как всегда,
Хоть нож под сердце, но потом
Суицидальность без следа
Прошла, в груди оставив ком.
И жухло жёлтое жнивьё,
И день на убыль шёл, скорбя,
Когда непознанной Её
Не стало больше у тебя.
II
Мрак ночи стал внезапно пуст,
Лиричной грусти вышел срок:
С сусальных, старомодных уст
Спорхнула пара стройных строк,
И дирижер, народ теша,
Взмахнул рукой, и грянул туш, –
Фрегат отчалил не спеша,
И не размыли слёзы тушь.
III
Чтоб быть для всех самим собой,
Ты из почти последних сил
Держал по ветру хвост трубой
И фиолетовый носил.
«Как Вы сегодня?» «Так же, как
В тот самый вечер: на пути
Из бесконечности в бардак,
Где вечно полночь без пяти.»
IV
Ты мог любого обмануть,
Но в этом не было нужды:
С небес струившаяся муть
Покрыла прошлого ходы.
К тому же, что за скука лгать
Тому, кто сызмальства привык
В пространных строках излагать
То, что не высказал язык.
V
И ты совою ухал в ночь,
И с соловьями поутру
Певал, пытаясь превозмочь
Предрасположенность к перу.
Но не сбоил размер в строфе,
И рифм кипел девятый вал,
И градус аутодафе
Был выше всяческих похвал.
VI
Лишь призрак кошеной травы
Тревожил запахом своим,
Не истончившимся, увы,
За пару лет и тройку зим.
И расползлась под гнётом гать,
И каждый шорох стал, как плеть,
И оставалось только сжать
Покрепче зубы и терпеть.
VII
И сонм безжалостнейших жал
В твоей ворочался груди,
Когда, бездвижный, ты лежал
Своих шедевров посреди.
С небес струился красный цвет,
И веселилась Вечность всласть –
Ты перед ней держал ответ
За заключительную часть.
VIII
Но вот угас в фойе камин,
И фортепьянный рокот смолк,
И вечер, чёрный господин,
Пришел забрать забытый долг.
Безукоризненный сонет
Вознёсся к небу и угас…
Её отныне больше нет,
И полночь только через час.
“Женитьба бога”
1
Течёт ненасытный век,
Где всяких соблазнов много,
Но я в нём лишь человек,
Несущий частицу Бога.
Восстану и прокляну
Барьер, о который бился,
Поставив себе в вину
Всё то, в чём я провинился!
2
С мордашками кирпичом,
Галантно неутомимы
Сопящие за плечом
Херовые херувимы.
И чёрт на своих троих
Стучится пророком в двери.
Но я опровергну их
На собственном же примере.
3
Вы думаете, со зла?
Боюсь, что проблема хуже.
От Гордиевого узла
Осталось не больше лужи,
А грешный Ершалаим
Рисует любовниц лица:
Я только желаю им
Увидеть и насладиться!
4
Халяву, да на халву?
Вам шуточки, скалозубы,
А я с этим всем живу,
Озябнув, как сельдь без шубы.
И джином, — Поймал? Потри! —
Пока голосят раввины,
Вмещаю с утра внутри
Вселенной до половины.
5
Но мозг выдает одни
И те же стереотипы;
Они чехарде сродни
В лесах с ароматом липы.
Охота достать пинцет
И взять за стезю капризью
Не просто там женщин, нет,
А женщин со всей их жизнью.
6
Я б беса, что бьёт в ребро,
Прихлопнул одною левой,
Но разум мне шепчет про
Несчастных Адама с Евой,
Что, словно в универмаг,
Права на своё блаженство
Отдали за просто так:
За даже не совершенство!
7
Я сам далеко не свят
И часто грешил впустую,
Но против зевка ребят
Решительно протестую.
Бывало, зайдёт Наум,
Бамбук превратив в удило,
Но этаких кор на ум
Мне всё же не приходило.
8
А впрочем, к чему надрыв?
Достанет бесславным судей.
Я, сердце своё открыв,
Дал залпы из всех орудий,
Увидев сквозь гарь и смог
Прекрасные параллели,
Что сцапать никто не смог,
Хоть многие и лелели.
9
Пускай эта жизнь коса,
Как сгорбленная старуха,
И детские голоса
Давно не поют ей в ухо;
Плевать, что в её меню
Десерт не включён ни разу, —
Я взвеюсь и отменю
Любую её проказу.
10
Я требую и хочу
Явленья святого лика,
Приравненного к лучу
Любви, что дошла до пика,
Поставив на прошлом крест
Из мачтовых кипарисов,
Да так, чтоб без слабых мест,
Тем более компромиссов.
11
Не нужно случайных встреч
В местах постановок пробы.
Дай силы, Господь, сберечь
Для мига финала, чтобы
Блистанье алмазных глаз,
Божественных непотребно,
Случилось всего лишь раз:
Один, но великолепно.
Стихи о жизни, творчестве и России
“Занзибар”
Наши истоки призрачны. Правда, что мы из одной утробы?
Если чужого спросишь, так сразу вояж обернётся адом.
Не в унисон мне в просеках преобладающие сугробы:
Лучше, когда теплица вдруг перемежается с листопадом.
Утром восстал из сумрака контур далёкого Занзибара,
Острова неизвестных, что стал невзначай на неделю ближе.
Голос бессонный разума шепчет: «Она же тебе не пара».
Сердце согласно. Прочее – лишь рассуждения о престиже.
На простыне с орнаментом спит белоснежная орхидея,
Чувственно-утончённая, как дорогая жена поэта:
От предвкушений сладостных то возбуждаясь, то холодея,
Вместе с нетвёрдой памятью нынче она уплывает в лето.
Днём здесь играют костью слоновою косы пустынных пляжей,
Солнце бредёт по небу, лениво застаиваясь в зените,
Сгорбленные коровы надуто молчат о судьбе говяжьей,
Только цветные бабочки всё укрываются, извините.
Влей кипятка в стаканчики, если скучаешь по жару стервы.
Прошлое стало пеплом, от пальм отцепившись вчера несмело.
Листья остроконечные тихо мотаются, словно нервы;
В пальцах актрисы-Осени их бы как минимум завертело.
Вечером воздух полнится блеском прозападного заката:
Он тут напоминает наш, переведённый на суахили.
Береговая линия с кочками, кляча, но не поката,
И застревают с водорослями ракушки в зыбучем иле.
Бьющийся в окна дождь мимолётен, но в пике своём неистов.
Платья аборигенов пестры, а их лица неотразимы.
Слишком недальновидое, будто восстание декабристов,
Облако тает тонкое – им и неведомы наши зимы.
Ночью прибило волнами под волнорезы немного фальши,
С пеной у рта мостящей к Луне неустойчивую дорогу
Судьбами тех, кто, может быть, были и рады пробиться дальше,
Но от излишней гордости встали в тупик и пока не могут.
“Стихи современных поэтов”
Стихи современных поэтов —
Условность на грани провала:
Добавь к ним бренчанье куплетов,
Их будет по-прежнему мало!
Стихов современных поэты
Стесняются часто, как повар,
Что яйца пустил на омлеты,
Вступив с отравителем в сговор.
Стихам современным поэты
Придали подобие формы,
Но ясности в их силуэты
Не можем внести до сих пор мы.
Стихи современным поэтам
Даны, как иллюзия власти
Над вечно живым Интернетом,
Где сходятся в целое части.
Стихами воспета досада,
Поэтами – нищенства ценность,
Поэтому сильно не рада
Ни тем, ни другим современность.
В стихах современных поэты
Готовы дописывать кровью
До правд, что под сердцем согреты
Назло ледяному злословью.
Стихам современных поэтов
Превратность гаданий присуща:
Они в обрисовках предметов
Как воск и кофейная гуща.
Стихов современным поэтам
Уже не хватает порою
Досказывать о не допетом,
Успех измеряя собою.
Стихов современных поэтов
Достанет потомкам едва ли,
Иначе как в виде портретов,
Развешенных в пыльном подвале:
Неброских и странно при этом
Похожих на авторов лица…
Стихам современным поэтам
Придётся еще поучиться.
“Светлый путь”
Не подскажете, где протекает ртуть?
Просто спирта осталось от силы пинта.
Нам пора становиться на светлый путь
Из углов затонувшего лабиринта.
Мы нахлюпались, автор не даст соврать,
Промочили шинели насквозь, до нитки,
И из лавров доступна одна кровать,
А от этой забавы одни убытки.
От безденежья кружится голова.
Кто сказал, что богатым в раю не место?
Головой пусть ответит за те слова,
Раз он сам избежать не сумел ареста.
Может, нам и неведом небесный стыд,
Но и этот хорош, поделом, что нищий:
Пять буханок, две рыбки, и демос сыт
Самобытной и самой полезной пищей.
Сожалеть и печалиться о былом
В нашем стиле. Но это, увы, не выход.
Итого: потеряли, и поделом,
Время дальше работать без передыха.
Нам ли жалобно ныть? Испокон веков
Мы на ощупь искали свой путь особый
Вот наш шанс на свободу без дураков,
И эпоха сама говорит: “Попробуй!”
Патриоты воспряли и там, и тут:
К нам заглянет, слыхал я, сам Пётр наш Первый.
Кто хотел к либералам, пускай идут,
И по-быстрому, чтоб не мотали нервы.
Всем оставшимся выдадим по рублю:
Не по медному, сразу по золотому.
Я их сам с удовольствием нарублю
Чтобы помнили контур дороги к дому.
А пока не задушен ещё Минфин
С Центробанком и прочими упырями,
Бросим клич от Аляски и до Афин:
Кто из праведных выжил в змеиной яме?
Кто бесплатно согласен вести народ
К предназначенной Богом ему вершине?
Мы готовы идти до небес хоть вброд,
И попыток у нас как вершков в аршине.
Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым, глазами поэта Д. Рудого
“В жизни каждого любителя поэзии случаются невыразимо прекрасные моменты, когда с первого взгляда ясно, что читаемое стихотворение не просто “отличное”, “великолепное” или даже “гениальное”. Нет, оно настолько безупречно, что останется в твоей памяти навсегда, и каждый раз, когда ты будешь к нему возвращаться, в твоей душе божественной искрой вспыхнет ощущение чего-то несоизмеримо большего, чем весь окружающий тебя мир. Для меня такими стихотворениями являются “Тесто” Александра Башлачева, “Монолог актера” Андрея Вознесенского, “Строфы” Иосифа Бродского, “Баллада о брошенном корабле” Владимира Высоцкого и “Апрельская прогулка” Юрия Визбора.”
Д. Рудой о стихах, которые стоит выучить наизусть взрослым.
“Тесто” (Александр Башлачев)
Когда злая стужа снедужила душу
И люта метель отметелила тело,
Когда опустела казна,
И сны наизнанку, и пах нараспашку —
Да дыши во весь дух и тяни там, где тяжко —
Ворвется в затяжку весна.
Зима жмет земное. Все вести — весною.
Секундой — по векам, по пыльным сусекам —
Хмельной ветер верной любви.
Тут дело не ново — словить это Слово,
Ты снова, и снова, и снова — лови.
Тут дело простое — нет тех, кто не стоит,
Нет тех, кто не стоит любви.
Да как же любить их — таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там — друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем, кто рискнул попросить.
А как всю округу — чужих, неизвестных,
Да так — как подругу, как дочь, как невесту,
Да как же, позвольте спросить?
Тут дело простое — найти себе место
Повыше, покруче. Пролить темну тучу
До капли грозою — горючей слезою —
Глянь, небо какое!
Сорвать с неба звезды пречистой рукою,
Смолоть их мукою
И тесто для всех замесить.
А дальше — известно. Меси свое тесто
Да неси свое тесто на злобное место —
Пускай подрастет на вожжах.
Сухими дровами — своими словами,
Своими словами держи в печке пламя,
Да дракой, да поркой — чтоб мякиш стал коркой,
Краюхой на острых ножах.
И вот когда с пылу, и вот когда с жару —
Да где брал он силы, когда убежал он?! —
По торной дороге и малой тропинке
Раскатится крик Колобка,
На самом краю овражины-оврага,
У самого гроба казенной утробы,
Как пар от парного, горячего слова,
Гляди, не гляди— не заметите оба —
Подхватит любовь и успеет во благо,
Во благо облечь в облака.
Но все впереди, а пока еще рано,
И сердце в груди не нашло свою рану,
Чтоб в исповеди быть с любовью на равных
И дар русской речи беречь.Так значит жить и ловить это Слово упрямо,
Душой не кривить перед каждою ямой,
И гнать себя дальше — все прямо да прямо,
Да прямо — в великую печь!
Да что тебе стужа — гони свою душу
Туда, где все окна не внутрь, а наружу.
Пусть время пройдется метлою по телу.
Посмотрим, чего в рукава налетело.
Чего только не нанесло!Да не спрячешь души — беспокойное шило.
Так живи — не тужи, да тяни свою жилу,
Туда, где пирог только с жару и с пылу,
Где каждому, каждому станет светло…
“Монолог актёра” (Андрей Вознесенский)
Провала прошу, провала.
Гаси ж!
Чтоб публика бушевала
и рвала в клочки кассирш.
Чтоб трусиками, в примерочной
меня перематюгав,
зареванная премьерша
гуляла бы по щекам!
Мне негодованье дорого.
Пусть в рожу бы мне исторг
все сгнившие помидоры
восторженный Овощторг!
Да здравствует неудача!
Мне из ночных глубин
открылось — что вам не маячило.
Я это в себе убил.
Как школьница после аборта,
пустой и притихший весь,
люблю тоскою аортовой
мою нерожденную вещь.
Прости меня, жизнь,
Мы — гости,
где хлеб и то не у всех,
когда земле твоей горестно,
позорно иметь успех.
Вы счастливы ли, тридцатилетняя,
в четвертом ряду скорбя?
Все беды, как артиллерию,
я вызову на себя.
Провала прошу, аварии.
Будьте ко мне добры.
И пусть со мною
провалятся
все беды в тартарары.
“Строфы” (Иосиф Бродский)
I
На прощанье – ни звука.
Граммофон за стеной.
В этом мире разлука –
лишь прообраз иной.
Ибо врозь, а не подле
мало веки смежать
вплоть до смерти: и после
нам не вместе лежать.
II
Кто бы ни был виновен,
но, идя на правёж,
воздаяния вровень
с невиновным не ждёшь.
Тем верней расстаёмся,
что имеем в виду,
что в раю не сойдёмся,
не столкнёмся в аду.
III
Как подзол раздирает
бороздою соха,
правота разделяет
беспощадней греха.
Не вина, но оплошность
разбивает стекло.
Что скорбеть, расколовшись,
что вино утекло?
IV
Чем тесней единенье,
тем кромешней разрыв.
Не спасут затемненья
ни рапид, ни наплыв.
В нашей твёрдости толка
больше нету. В чести –
одарённость осколка
жизнь сосуда вести.
V
Наполняйся же хмелем,
осушайся до дна.
Только ёмкость поделим,
но не крепость вина.
Да и я не загублен,
даже ежели впредь,
кроме сходства зазубрин,
общих черт не узреть.
VI
Нет деленья на чуждых.
Есть граница стыда
в виде разницы в чувствах
при словце «никогда».
Так скорбим, но хороним,
переходим к делам,
чтобы смерть, как синоним,
разделить пополам.
VII
Невозможность свиданья
превращает страну
в вариант мирозданья,
хоть она в ширину,
завидущая к славе,
не уступит любой
залетейской державе:
превзойдёт голытьбой.
VIII
Что ж без пользы неволишь
уничтожить следы?
Эти строки всего лишь
подголосок беды.
Обрастание сплетней
подтверждает к тому ж:
расставанье заметней,
чем слияние душ.
IХ
И, чтоб гончим не выдал –
ни моим, ни твоим –
адрес мой – храпоидол
или твой – херувим,
на прощанье – ни звука;
только хор Аонид.
Так посмертная мука
и при жизни саднит.
“Баллада о брошенном корабле” (Владимир Высоцкий)
Капитана в тот день называли на «ты»,
Шкипер с юнгой сравнялись в талантах;
Распрямляя хребты и срывая бинты,
Бесновались матросы на вантах.
Двери наших мозгов
Посрывало с петель
В миражи берегов,
В покрывала земель,
Этих обетованных, желанных —
И колумбовых, и магелланных.
Только мне берегов
Не видать и земель —
С хода в девять узлов
Сел по горло на мель!
А у всех молодцов —
Благородная цель…
И в конце-то концов —
Я ведь сам сел на мель.
И ушли корабли — мои братья, мой флот.
Кто чувствительней — брызги сглотнули.
Без меня продолжался великий поход,
На меня ж парусами махнули.
И погоду и случай
Безбожно кляня,
Мои пасынки кучей
Бросали меня.
Вот со шлюпок два залпа — и ладно! —
От Колумба и от Магеллана.
Я пью пену — волна
Не доходит до рта,
И от палуб до дна
Обнажились борта,
А бока мои грязны —
Таи не таи, —
Так любуйтесь на язвы
И раны мои!
Вот дыра у ребра —
Это след от ядра,
Вот рубцы от тарана, и даже
Видно шрамы от крючьев — какой-то пират
Мне хребет перебил в абордаже.
Киль, как старый неровный
Гитаровый гриф, —
Это брюхо вспорол мне
Коралловый риф.
Задыхаюсь, гнию — так бывает:
И просоленное загнивает.
Ветры кровь мою пьют
И сквозь щели снуют
Прямо с бака на ют —
Меня ветры добьют:
Я под ними стою
От утра до утра,
Гвозди в душу мою
Забивают ветра.
И гулякой шальным
Всё швыряют вверх дном
Эти ветры, незваные гости.
Захлебнуться бы им
В моих трюмах вином
Или с мели сорвать меня в злости!
Я уверовал в это,
Как загнанный зверь,
Но не злобные ветры
Нужны мне теперь.
Мои мачты — как дряблые руки,
Паруса — словно груди старухи.
Будет чудо восьмое —
И добрый прибой
Моё тело омоет
Живою водой,
Моря божья роса
С меня снимет табу —
Вздует мне паруса,
Будто жилы на лбу.
Догоню я своих, догоню и прощу
Позабывшую помнить армаду.
И команду свою я обратно пущу —
Я ведь зла не держу на команду.
Только, кажется, нет
Больше места в строю.
Плохо шутишь, корвет,
Потеснись — раскрою!Как же так? Я ваш брат,
Я ушёл от беды…
Полевее, фрегат, —
Всем нам хватит воды!
До чего ж вы дошли…
Значит, что — мне уйти?!
Если был на мели —
Дальше нету пути?!
Разомкните ряды,
Всё же мы корабли,
Всем нам хватит воды,
Всем нам хватит земли,
Этой обетованной, желанной —
И колумбовой, и магелланной!
“Апрельская прогулка” (Юрий Визбор)
Есть тайная печаль в весне первоначальной,
Когда последний снег нам несказанно жаль,
Когда в пустых лесах негромко и случайно
Из дальнего окна доносится рояль.
И ветер там вершит круженье занавески,
Там от движенья нот чуть звякает хрусталь.
Там девочка моя, еще ничья невеста,
Играет, чтоб весну сопровождал рояль.
И будет счастье нам, пока легко и смело
Та девочка творит над миром пастораль,
Пока по всей земле, во все ее пределы
Из дальнего окна доносится рояль.
Заключение
Стихи, которые стоит выучить наизусть взрослым, отличаются от тех, что задают учащимся в школе, глубиной содержащегося в них смысла. В юности человек еще очарован собственным наитием и слишком часто оказывается не готов смотреть правде в глаза, и только с возрастом приходит понимание того, как важно не просто держать руку на пульсе жизни, но и делать верные выводы из происходящих событий. Мы надеемся, что наша подборка стихов поможет вам разобраться в хитросплетениях судьбы, и что поэзия окажется мостиком, связывающим каждодневную реальность с волшебным миром, где царит не набившее оскомину несовершенство, а вечная человеческая душа!