Сонеты Брюсова - портрет поэта

Сонеты Брюсова

Пора расцвета сонетного жанра в русской литературе пришлась на период «золотого» века, после чего сонет несколько отошел в тень. Возвращение интереса к этой поэтической форме произошло уже в «серебряном» веке, в начале XX века. В данной статье мы разбираем лучшие сонеты Брюсова, признанного мастера символизма, добившегося на этой непростой поэтической ниве незаурядных успехов.

Место сонета в творчестве Валерия Брюсова

На изломе эпох русская поэзия устремилась к экспериментам и новаторским преобразованиям. Жизнь становилась похожа на театральное представление, а каждый поэт выступал сразу в нескольких ролях, избирая, в зависимости от ситуации, наиболее подходящую.

На волне необычайного культурного подъема и исторических перемен поэты искали литературные формы, которые соответствовали бы стремительному темпу новой жизни и вместе с тем отличались оригинальностью стиля. Неудивительно, что краткий и четко выстроенный сонет вновь возник из забвения.

Одним из главных популяризаторов сонета – как в теории, так и на практике – стал Валерий Брюсов, называвший сонет «идеальной формой». Благодаря его усилиям, как и ряда других поэтов-современников, поэтическая школа русского символизма максимально близко подошла к классическому сонету.

В сонетах Брюсова полнее всего отразилась доминирующая тема его творчества – драматический диалог Жизни и Смерти, их вечное противостояние. Поэт проводит параллели между страстью и смертью, а в качестве способов преодолеть последнюю рассматривает поэзию и любовь. Вместе с тем, творец, поэт, по мнению Брюсова, несовместим с земной суетностью и толпой.

Существенная часть брюсовских сонетов – это послания (например, сонеты к Бальмонту, Северянину), посвящения (сонет на смерть Скрябина), портреты, надписи в альбомах, все вместе образующие что-то вроде диалога с предшественниками и современниками. Брюсов обращается к библейским и мифологическим образам («Моисей», «К Пасифае»), историческим личностям («Клеопатра»), известным персонажам мировой литературы («Дон-Жуан»).

Среди всей совокупности сонетов, написанных Брюсовым, особняком стоят циклы сонетов, так называемые венки.

Венки сонетов Брюсова

Венок сонетов представляет своего рода поэму из 15 сонетов, выстроенных в определенной последовательности. Главный сонет – магистрал – замыкает композицию, но создается в первую очередь. Он содержит в себе замысел, основную идею всего венка сонетов. Уже после него пишутся остальные 14 сонетов, причем каждый должен открываться и завершаться строкой из магистрала следующим образом:

  • начало сонета №1 – первая строка магистрала, окончание – его вторая строка,
  • начало сонета №2 – вторая строка магистрала, окончание – третья строка,
  • все дальнейшие сонеты поочередно следуют этому порядку,
  • сонет №14 открывается тринадцатой строкой магистрала и завершается его четырнадцатой, последней строкой.

Таким образом, замыкается кольцо срок (отсюда и название – венок), и квинтэссенция поэмы раскрывается в последнем 15-ом сонете.

Эта изысканная форма построения, представляющая вызов для поэтов, была изобретена еще в XIII веке, на родине сонета – в Италии. Она требует от поэта высочайшего мастерства: ввиду трудностей с подбором рифм и из-за жестких правил архитектоники не каждому удается с ней справиться.

В творчестве Брюсова есть два замечательных сонетных венка: «Роковой ряд» и «Светоч мысли».

«Роковой ряд»

«Роковой ряд» был написан Брюсовым в 1916 году в рекордно короткие сроки: всего один неполный день, как писал сам автор в дневнике – полчаса на сонет.

Венок обобщает любовную тему в творчестве автора. Сонеты, входящие в цикл, озаглавлены женскими именами и посвящены реальным женщинам, вероятно, возлюбленным и музам поэта.

Первый сонет «Рокового ряда» начинается следующими строками:

Четырнадцать имен назвать мне надо…
Какие выбрать меж святых имен,
Томивших сердце мукой и отрадой?

Внешность героинь сонетов представлена в общих чертах и несколько однообразно, а имена зашифрованы (в названиях сонетов – преимущественно уменьшительные формы: Леля, Маня, Таня и др.), поэтому неизвестно, кому конкретно адресованы стихи. Но, возможно, среди них есть увлечения молодых лет автора: Елена Маслова и Наталья Дарузес, более позднего периода: Мария  Ширяева, Людмила Вилькина, Надежда Львова и другие, а также супруга поэта – Иоанна Брюсова.

В магистрале венка, озаглавленном «Заключительный», Брюсов подводит итог своим размышлениям о «священных образах» бывших возлюбленных, прошедших «туманным строем» в его воспоминаниях и причинивших тоску и боль, но вместе с тем ставших счастьем и усладой.

Четырнадцать назвать мне было надо
Имен любимых, памятных, живых!
С какой отравно-ранящей усладой
Теперь, в тоске, я повторяю их!

Но боль былую память множить рада;
О, счастье мук, порывов молодых,
Навек закрепощенных в четкий стих!
Ты – слаще смерти! ты – желанней яда!

Как будто призраков туманный строй
В вечерних далях реет предо мной,—
Но каждый образ для меня священен.

Вот близкие склоняются ко мне…
В смятеньи – думы, вся душа – в огне…
Но ты ль, венок сонетов, неизменен?

Стоит отметить, что в магистрале использована неканоническая схема рифмовки в катренах (АВАВ АВВА), а терцеты рифмуются по традиционной для французского сонета схеме (ССD EED). Также Брюсов отошел от канона, когда спустя три года написал еще один, шестнадцатый сонет венка, озаглавленный «Кода». Дополнительный сонет, посвященный очередной возлюбленной, однако, не вносит ничего нового в концепцию этого венка.

«Светоч мысли»

«Светоч мысли» состоит из пятнадцати сонетов-частей, соответствующих этапам развития цивилизации и озаглавленных «Атлантида», «Халдея», «Египет», «Эллада» и т. д. «Светоч» здесь означает носителя вы­соких идей свободы, истины, человеческого разума. Таким образом, главная тема всего произведения – главенство разума, идеи просвещения в обществе.

Для венка характерны торжественность, пафос, использование слов высокого стиля и уста­ревших слов. Его магистрал звучит следующим образом:

Над буйным хаосом стихийных сил
Сияла людям Мысль, как свет в эфире.
Исканьем тайн дух человека жил,
Мощь разума распространялась в мире.

Прекрасен, светел, венчан, златокрыл,
Он встал, как царь в торжественной порфире.
Хоть иногда лампады Рок гасил,
Дух знанья жил, скрыт в дивном эликсире.

Во все века жила, затаена,
Надежда – вскрыть все таинства природы,
К великой цели двигались народы.

Шумя, Европу обняла война…
Все ж топот армий, громы артиллерий
Не заглушат стремленья к высшей сфере.

В сонете (как и во всем цикле) показано поступательное историческое развитие народов, стремление разума перейти из «хаоса стихийных сил» к «высшей сфере».

Лучшие внецикловые сонеты Брюсова

Сонеты Брюсова не ограничиваются двумя венками, приведенными выше. К наиболее известным и значительным его работам в сонетной форме относятся следующие произведения.

«Сонет к форме»

Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, открывши том поэта,
Упьётся в нём и прелестью сонета
И буквами спокойной красоты!

Юношеское произведение 21-летнего Брюсова, сонет-манифест о воплощении сути символизма – выражении высшей идеи, образа в отточенной форме.

«Миги»

Бывают миги тягостных раздумий,
Когда душа скорбит, утомлена;
И в книжных тайнах, и в житейском шуме
Уже не слышит нового она.

И кажется, что выпит мной до дна
Весь кубок счастья, горя и безумий.
Но, как Эгерия являлась Нуме, —
Мне нимфа предстает светла, ясна.

Моей мечты созданье, в эти миги
Она — живей, чем люди и чем книги,
Ее слова доносятся извне.

И шепчет мне она: «Роптать позорно.
Пусть эта жизнь подобна бездне черной;
Есть жизнь иная в вечной вышине!»

Еще один сонет, посвященный раздумьям над поэтикой. Поэтическое вдохновение нисходит к автору в образе нимфы, говорящей, что жизнь поэта – вне этого мира, в «вечной вышине».

«Сонет к мечте»

Ни умолять, ни плакать неспособный,
Я запер дверь и проклял наши дни.
И вот тогда, в таинственной тени,
Явился мне фантом женоподобный.

Он мне сказал: «Ты слышишь ропот злобный?
Для книг твоих разложены огни.
Смирись, поэт! мечтанья прокляни
И напиши над ними стих надгробный!»

Властительно слова звучали, но
Томился взор тревогой сладострастной,
Дрожала грудь под черным домино,

И вновь у ног божественно-прекрасной,
Отвергнутой, осмеянной, родной,
Я отвечал: «Зачем же ты со мной!»

В сонете показано духовное опустошение поэта, его одиночество и оторванность от мира (образ запертой двери). Также вновь поэтизируется явление некого фантома в женском образе, на сей раз предрекающего гибель.

Всего в творческом наследии Брюсова – около сотни сонетов.

***

Какие сонеты Брюсова произвели на Вас наибольшее впечатление, и почему? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Яндекс.Метрика