Роль литературы в формировании личности ребенка трудно переоценить. Книга для детей — это средство умственного, нравственного, эстетического воспитания и всестороннего развития. Знаменитый советский педагог-новатор и детский писатель Василий Александрович Сухомлинский говорит о том, что через чтение книг умелый, умный, думающий воспитатель прокладывает тропинку, ведущую к детскому сердцу.
Роль литературы в формировании личности ребенка
В век технологического прогресса именно благодаря литературе ребенок познаёт нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие прекрасного. Чтение художественной литературы формирует ребенка, как личность с морально-этическими представлениями, чувствами и оценками, которые помогают ему развиваться в обществе. В голове появляются понятия добра и зла. Произведения, включенные в программу школы, несут идеи доброты, справедливости, рассказывают о красоте и величии Родины, о дружбе и труде народов, о благородных и смелых людях, о борьбе добра и зла.
Чтение также играет немаловажную роль и в речевом развитии детей. Обогащаясь через книгу, речь становится четкой, правильной, осмысленной и содержательной, а выражение чувств и мыслей не вызывает у ребенка сложностей.
У каждого ребенка слово “книга” вызывает разные эмоции, особенно в настоящий век, время гаджетов, компьютерных игр. Это страшное время, ведь в 21 веке ребенок практически всегда чтению книги предпочитает игру, фильм или мультфильм, которые не только не способствуют развитию личности, но и нередко пагубно влияют на неё. Хотя необходимо отметить и положительную сторону прогресса, ведь есть детишки, которые не могут просто взять в руки книгу и прочитать её – это дети с ограниченными возможностями. Именно тут и приходят на помощь всевозможные устройства, которые позволяют такому ребенку погрузиться в мир литературы. Это помогает таким детям развивать личность наравне со сверстниками.
О пользе чтения для детей
Каждый человек вспоминает свое детство, мысленно возвращаясь к нему снова и снова. Разве для вас не было счастьем в любимом уголке в доме перенестись в мир сказки, доблести и чести, мир дружбы и преданности, мир, в котором ценят душу человека, его нравственные качества? В мир, где показывается вся красота родной природы, все величие нашей Родины, мир, в котором добро одерживает победу над злом, показывая ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо? Не зря во многих пособиях для молодых мам, примером является чтение своему ребенку стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», которое расширяет знание детей о хороших и плохих поступках, о нормах поведения, развивает стремление к хорошим, правильным поступкам и умение избегать негативного выбора.
Разве можно представить умного, высоконравственного, образованного человека без любви к литературе? Этот вопрос становится очень важным при развитии ребенка, становлении его личности, ведь именно через литературу дети получают основные сведения о качествах людей, о жизни, справедливости, о силе любви и доброты, дружбе и преданности. Именно через литературу формируется патриотизм ребенка, появляется некая связь со своей Родиной, своеобразная незримая нить, соединяющая внутренний мир ребенка с произведением искусства.
Разве может остаться равнодушным ребенок, прочитавший рассказ Тургенева «Муму»? Разве не задумается он о ценности жизни, любви? О том, что между человеком и животным может быть настоящая, искренняя дружба? Какие эмоции испытает ребенок, читая строчку за строчкой, ощущая всю любовь, боль и муки бедного Герасима? Разве не эти ощущения должны формировать нравственные и моральные качества детей? Это ли не влияет на формирование высоконравственной личности?
Ребенок и современная литература
Ребенок должен проводить за чтением хотя бы часть времени, чтобы у него сформировались все качества высокоразвитой личности. Но на пути преградой встает современная литература, которая становится для детей неким эталоном, отведящей классику на второй план. Но разве в современных произведениях и произведениях классических стоят разные проблемы? Проблемы любви, дружбы, преданности, Родины, той же коррупции остаются неизменными. Так же, как прежде, ценится истинная дружба и патриотизм, смелость и бескорыстие, доброта и честь; различие лишь в том, что это более легко и интересно для современного молодого читателя, да и яркие красивые обложки привлекают ребенка больше, чем старые потрепанные обложки книг классических авторов. Примером может послужить знаменитая серия книг Д. Роулинг «Гарри Поттер», в которой раскрываются прелести любви, дружбы, преданности, высмеиваются трусость и ложь, ценятся ум и образованность, раскрывается вся прелесть жизни, развивается умение мечтать, видеть внутренние качества человека, его душу и ценность этой души. Однако Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой и другие классики писали в своих произведениях о том же самом, причем гораздо лучше.
Роль литературы в формировании личности ребенка: заключение
Несмотря на новые реалии современной жизни, роль литературы в формировании личности ребенка остается ключевой. Проводником по дороге жизни для ребенка будут служить его родители, воспитатели, школьные учителя, и если у них получится сформировать у него любовь к литературе, он получит колоссальное преимущество и гораздо быстрее достигнет психологической зрелости. Главное в своих благих стремлениях помнить, что ребенок – это живой человек, личность, со своим мнением и принципами. Дайте ему право выбора, но помогите сделать правильный, не давите на него, станьте ему добрым другом и проводником по пути формирования нравственно развитой личности. Тогда наградой за ваши труды, терпение и мудрость станет его блестящее, полное счастья будущее.