Жанр ужасов, зародившись в результате стремления человека подчинить себе демоническое, с давних времен привлекает читателей. Литература ужасов (или хоррор, от англ. «horror») призвана рождать страх, дурные предчувствия, беспокойство. Произведения этого жанра – населенные чудовищами кошмары, которые становятся реальностью. Каковы же характерные черты хоррора? Читайте ответ в нашей статье!
Ощущение подлинного ужаса
Атмосфера в романах ужасов призвана пробуждать эмоциональный отклик: холодок по спине, ощущение угрозы, сверхъестественный страх. В отличие от научной фантастики, которая обращается в первую очередь к разуму, жанр ужасов взывает к эмоциям, причем самым элементарным.
В ужасах все составляющие – сюжет, персонажи, темп – вносят вклад в эмоциональное воздействие, помогают создать ощущение опасности. Многим произведениям свойственен леденящий душу, вселяющий тревогу тон. В романе ужасов может иметься пролог, создающий атмосферу с самого начала. Пролог, написанный от первого лица, усиливает эмоциональную связь с читателем, завладевает его вниманием, заставляя беспокойно ждать, что случится дальше.
Натурализм и черный юмор
Стиль произведений в жанре хоррор варьируется от неспешного повествования до намеренной грубости и натуралистичности. В первом случае угроза надвигается медленно, а кровь проливается только к финалу, хотя само предчувствие ужасного нагнетает тревогу по ходу сюжета. Во втором случае ужас проявляет себя еще в начале. Описательное насилие, грубость, ругательства играют здесь большую роль. Например, романы Ричарда Лаймона известны провокационными и натуралистично кровавыми историями.
Несмотря на то, что ужасы – жанр мрачный, некоторые авторы отличаются черным юмором. В ход идут каламбуры и игра слов, как, например, в «Грязной работе» Кристофера Мура или «Исчезновении мистера Б.» Клайва Баркера.
Потусторонние чудовища и их жертвы
Что можно сказать о персонажах романов ужасов? Традиционные персонажи – оборотни, призраки, вампиры и т.д. – пришли из смежных жанров (фэнтези, мистики), и не являются уникальными для хоррор-жанра. Однако, ужасы почти всегда населены монстрами из другой реальности. Злодеям не обязательно быть реалистичными, достаточно быть убедительными и доставлять героям массу трудностей.
Люди же здесь – обычно мучимые противоречиями, сломленные личности, утратившие контроль над происходящим. В ужасах редко встречаются беззаботные персонажи (а если они и появляются, то обычно не доживают до конца).
Непроницаемость зла
Ключевое отличие хоррора от, например, остросюжетных триллеров про серийных убийц или детективных романов, в том, как преподносится точка зрения персонажей. Если в остросюжетном триллере читатель видит ситуацию глазами и убийцы и детектива, то в ужасах зло зачастую неведомо, его облик неясен. Даже обнаруживая себя, оно остается непредсказуемым.
Книги, где рассказчиком все же выступает злодей, усиливают атмосферу тревожности. Примером такой истории может являться ставший классикой роман Энн Райс «Интервью с вампиром». Напротив, в романах Стивена Кинга рассказ почти всегда ведется от лица протагониста, зачастую обычного человека, попавшего в необычную ситуацию. В этом случае читатель симпатизирует персонажу в его бедах.
Детализированный сеттинг
Если в романе есть дом, населенный призраками, вам расскажут, как расположены все окна, чем покрыты полы и стены, какие там запахи, звуки, и особенно, какие ощущения он вызывает. В романах Клайва Баркера описания дают ясное представление о сеттинге (в лучших традициях сторителлинга), неважно, где происходят события – в реальном мире или потустороннем.
Место действия нередко описано более полно и красочно, чем персонажи. Читатели могут почувствовать зло еще прежде, чем увидят его. Классический хоррор-роман «Призрак дома на холме» Ширли Джексон рождает чувство страха и дискомфорта задолго до того, как начинают происходить пугающие события. Такие детальные описания создают настроение, не оставляя у читателя сомнений в том, что ждет протагониста – и самого читателя.
Непредсказуемость сюжета и концовки
Присутствие потустороннего ужаса влияет не только на настроение и тон произведения, но и на сюжет. Сюжетные линии не всегда развиваются в логическом порядке, что отличает хоррор от жанров готического романа и мистики, где в финале все концы связываются, а справедливость торжествует.
Ужасы имеют дело с необъяснимым. Г.Ф.Лавкрафт был среди первых авторов, предположивших, что есть параллельная вселенная, откуда ужасное то и дело находит пути в наш мир. Современные авторы, например, Стивен Кинг («Туман») и Дин Кунц («Нехорошее место») также используют эту тему.
Концовка хоррор-романов является ключевым элементом. В романах ужасов читатели не знают, как закончится история, в отличие от детектива или любовного романа, где часто можно предсказать финал уже с первых страниц. В ужасах концовки нередко расплывчатые, открытые: зло временно отступило, но не исчезло окончательно.
До недавнего времени в жанре ужасов редко появлялись серии книг, хотя большинство романов и заканчиваются так, как будто автор планирует продолжение. Одним из немногих первых сиквелов стали ранние романы Д. Престона и Л. Чайльда об Алоизе Пендергасте. Но со временем жанр поддался общей тенденции обзаводиться продолжениями. Каждая книга цикла, как правило, представляет собой самостоятельное приключение и следует канонам жанра, хотя персонажи в хоррорах с продолжением обычно более проработанные, чем в одиночных романах.
Современный подход к стилю
Помимо грубой лексики и чрезмерности, свойственных романам ужасов, у них есть и другие стилистические особенности. Являясь эмоциональным жанром, ужасы богаты на описания. Одним из авторов, чьи романы отличаются сочной прозой, является Дин Кунц. Другой пример – «Дом листьев» Марка Z. Данилевского. Это хитроумно устроенный многослойный роман в романе. Не обладая строгим линейным сюжетом, он играет историями и измерениями, языком и стилем повествования.
Дневники и электронные письма в «Стране клыков и когтей» вносят новизну в классическую историю о Дракуле. Джон Маркс переосмысляет эту историю в современных декорациях, но со вниманием к стилю оригинала. В романе Дэна Симмонса «Террор» об арктической экспедиции на одноименном корабле, название отсылает и к ужасу, который предстоит испытать исследователям. События 1840 года описаны языком того времени.
В ужасах также прослеживается влияние графических романов: иллюстрации помогают усилить пугающий эффект. Так, в серии комиксов «Ключи Локков» иллюстрации Габриэля Родригеса соперничают с захватывающим текстом Джо Хилла за превосходство в создании тревожного настроения.
Рваный ритм повествования
Темп повествования помогает создавать и поддерживать свойственную ужасам атмосферу. Ритм зачастую неустойчивый, наполненные событиями эпизоды сменяются моментами затишья (этим хоррор напоминает магический реализм, хотя конечно, последний не преследует цели напугать читателя до кондрашки). Эти неожиданные повороты и стремительные перемены добавляют тревожности. В романах ужасов, в отличие от других жанров, читатель знает не больше, чем протагонист, поэтому не может предсказать ход событий. В хоррорах эти сюжетные «всплески» происходят без предупреждения, усиливая тем самым ощущение нахождения в кошмаре.