Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить!
“Идиот” Достоевского глазами современного русского поэта Д. Рудого
Сочинение по литературе для школьников и студентов
Писать сочинение по “Идиоту” Достоевского – огромная редкость. В школе его не задают, значит, вы студент или взрослый, а если все-таки школьник, то либо обучаетесь в спецшколе (названа она может быть как угодно, но суть ее – создание позитивной дискриминации, лучше не по деньгам), либо выбрали тему из свободных, а значит, либо имеете с романом личную связь (например, вы видели советскую постановку Ивана Пырьева 1958-го или сериал 2003-го, и вам понравилось), либо вы очень умны и осознанно предпочли эту книгу “Преступлению и наказанию” и “Братьям Карамазовым” (впрочем, если вам до тридцати, и вы еще не читали последних, ничего страшного).
Не хочу сказать, что роман “Идиот” имеет объективное преимущество над другими шедеврами Достоевского; к тому же, недавно Ютуб подсовывал мне видео, где Профессор Лебединский-Питерсон утверждал, что “Карамазовы” – лучший роман на свете. Я не согласен, ибо считаю таковым “Мартину”, поэтому не стал смотреть, но если вы видели, расскажите в комментариях, что там да как. Но вообще “Идиот” – не просто работа, не хуже “Преступления” и “Братьев”: она нечто вроде рубина, если первый и второй – изумруд и сапфир; нечто, имеющее сопоставимую ценность само по себе. Вот с этой “вещью в себе” (да простит иная Кант мою невинную шутку: я подразумеваю не ее первичные половые признаки, а суть произведения!) мы и постараемся разобраться, выведя на свет божий то, что делает “Идиота” особенным.
Поскольку это сочинение для литературного журнала, и предназначено оно, в первую очередь, для школьников и студентов, готовящихся к экзаменам вроде ЕГЭ, редакция попросила меня осветить основные темы “Идиота”, которые чаще всего задают учащимся. Но предупреждаю: даже стандартные и набившие оскомину темы я разбираю по-своему, так что в сочинение, которое вы сдаете, меня лучше добавлять вкраплениями: так сказать, одну прибавочную стоимость – идеи, которые вы больше нигде не видели. Пользоваться “копипастой” точно не следует: мало, чтобы преподавателям понравились ваши мысли – они еще должны поверить, что они и впрямь ваши, а для этого выражены они должны быть языком, который вам характерен. Поэтому рекомендую прочитать сочинение и пересказать его своими словами: это займет чуть дольше, зато обезопасит вас от “пары” за плагиат куда надежнее нейросетей (любой филолог-профессионал “палит” тексты, созданные ИИ, не задумываясь).
И еще: эта страница пока будет work-in-progress. Чтобы дописать ее целиком, понадобилось бы несколько суток, плюс неделя, чтобы неторопливо и вдумчиво перечитать роман, ведь для хорошего сочинения по литературе это необходимо. Так что: читайте, и вам откроют. Но смотрите, чтобы вас ненароком не унесло в другую крайность: как-то раз я прочитал два первых тома “Войны и мир” за два с небольшим дня с пятницы по воскресенье (не путать с одноименным романом), и у меня на целый месяц поехала крыша. Я прочитал все остальное (включая второй эпилог) в нормальном темпе, но не то, что не понял – не заметил ничего, кроме Безухова (вот вам еще один традиционный русский Онегин!) и измен… хотя “Анну Каренину” я прочитаю лишь шестнадцать лет спустя!
Главные герои романа “Идиот”
Детальный разбор персонажей “Идиота” Достоевского → тут, но он весьма обширен, так что постараемся обойтись малой кровью и понять универсальный принцип анализа литературных героев.
Итак, в чем наша ключевая задача при написании любого сочинения? Понять, что происходит в произведении. То есть: расклад сил на момент начала (оно обычно занимает весь первый акт плюс ту часть акта второго, где вводится позитивный дисбаланс), кульминации (пиковая точка, куда действие приходит в результате позитивного дисбаланса), и развязки (весь пятый акт – концовка). Это может сложно звучать, но на деле все просто. Смотрите.
Для начала упростим главных героев “Идиота” Достоевского до их простейших, базовых доминант:
- Князь Мышкин – чистое добро.
- Парфён Рогожин – чистое зло.
- Настасья Филипповна – добро/зло.
Доминанта – не значит приговор, поэтому Рогожин, и, тем более, Настасья Филипповна способны наполняться добром Мышкина: это создает механизм развития сюжета (детали и фон могут быть любыми, вплоть до сказочного “Даун хауса”). Однако доминанта является якорем, тянущем персонаж в указанном направлении, поэтому князь Мышкин всегда должен воплощать добро в подходящей к данному сюжетному повороту ипостаси (например, милосердие, жалость, сострадание, благородство, и т. п.), и если он вдруг этого не делает, это должно вызывать подозрения – как и куда более вероятные (на самом деле – стопроцентно предсказуемые и стопроцентно же обреченные на провал) метания Рогожина на сторону добра. Метания эти, кстати, необходимы для создания иллюзии спасения: иллюзии, что Настасью Филипповну можно превратить в добро. Но всему свое время. Пока помните:
Для успешного анализа литературного произведения поймите мотивы персонажей!
Даже если вам пока трудно оперировать только такими обширными понятиями, как “добро” и “зло” (это не троллинг: сложность в том, какой именно из оттенков выбрать в отдельный момент), не пренебрегайте “личной” работой с персонажами, особенно когда речь заходит о Достоевском, ведь его в случае мы говорим о серьезных собирательных образах, интерпретировать которые в стиле “Настасья Филипповна похожа на мою бывшую” некорректно.
Кстати, эта обманчивая ловушка создается неслышным криком “Верю!” души Станиславского внутри нас, ведь гениально прописанный литературный образ (кому придет в голову оспаривать, что герои и антагонисты Достоевского таковы?) убедителен и реалистичен. Вы легко соглашаетесь с его существованием; более того, за некоторых из героев вы начинаете “болеть”, переживая их радости и неудачи, как собственные. Если с вами происходит подобное, поздравляю: вы вышли на новый уровень чтения. Эмоциональный интерес, сделавший это возможным, автоматически подключает нужные участки мозга одним комплектом, и если продолжить читать, рано или поздно вы понимаете замысел автора – а что может быть лучшим подспорьем для написания отличного сочинения по литературе?
Данил Рудой, 19-20 мая 2024.
Продолжение следует