Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог, второй, окружен двумя безударными. Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов.
Пример стихов, написанных амфибрахием – «Ворожея» Данила Рудого
Происхождение термина
Хотя у слова «амфибрахий» довольно необычное звучание, значение термина объясняется просто. Пришел он из греческого языка, с которого «ἀμφίβραχυς» переводится как «с обеих сторон краткий», то есть в этом случае название говорит само за себя.
Второе название амфибрахической стопы – брахихорей (т.е. «короткий хорей»), но данный термин в современном литературоведении почти не употребляется.
Как устроен амфибрахий
В отличие от двусложных стихотворных размеров ямба и хорея, стопа амфибрахия состоит из трех слогов в следующем порядке: безударный – ударный – безударный. Схематически это можно представить как UÚU| UÚU| UÚU| UÚU. Например:
Есть в ру́сской| приро́де| уста́ла|я не́жность,
Безмо́лвна|я бо́ль за|таённой| печа́ли…(К. Бальмонт)
Амфибрахий является достаточно употребительным среди трехсложных размеров. Это объясняется его большой словесной емкостью. Ритмическая группа может начинаться словом со вторым ударным слогом (таких в русском языке около 40%), а может заменить первый безударный слог односложным «вспомогательным» словом и далее использовать слова с первым сильным слогом (а это еще 40%).
Амфибрахий используется как с женскими, так и с мужскими окончаниями, т. е. полномерный и усеченный.
Разновидности амфибрахия
В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные амфибрахием можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.
Двухстопный амфибрахий
Размер этот довольно редок (как и вообще двухстопники) ввиду сложности. Состоящая из двух слов строка имеет лишь один словораздел. Например:
Отпе́то|е го́ре
Усну́ло| в груди́,
Свобо́да| и мо́ре
Горя́т впе|реди́.(А. Фет)
Трехстопный амфибрахий
Размер достаточно распространен в числе амфибрахических. В «чистой» строке – три слова и, следовательно, два словораздела. Рифма встречается женская и мужская:
Лишь Те́рек| в тесни́не| Дарья́ла,
Гремя́, на|руша́л ти|шину́…(М. Лермонтов)
В звучании и выразительности трехстопного амфибрахия именно расположение словоразделов играет существенную роль.
Отличный пример трехстопного амфибрахия – песня «Была не была» на стихи Юлия Кима из шедевра советского кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов»:
Четырехстопный амфибрахий
Также широко распространенный размер. Вот, например, мужские и женские окончания в парном чередовании:
В песча́ных| степя́х а|рави́йской| земли́
Три го́рды|е па́льмы| высо́ко| росли́.
Родни́к меж|ду ни́ми| из по́чвы| беспло́дной,
Журча́, про|бива́лся| волно́ю| холо́дной.(М. Лермонтов.)
Весьма распространено сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Вот мужской четырехстопник с женским трехстопником:
Как ны́не| сбира́ет|ся ве́щий| Оле́г
Отмсти́ть не|разу́мным| хаза́рам.
Их се́ла| и ни́вы| за бу́йный| набе́г
Обрёк он| меча́м и| пожа́рам.(А. Пушкин)
Примером четырехстопного амфибрахия является и известная песня Юрия Шевчука «В последнюю осень»:
Только не перепутайте эту композицию с другой популярной песней группы ДДТ «Что такое осень»: та, в свою очередь, написана пятистопным хореем.
Пятистопный амфибрахий
Этот размер встречается гораздо реже, хотя отличается большой словоемкостью и гибкостью и хорошо вмещает сложную фразу. Вот пример с женскими и мужскими окончаниями:
Стыдли́вый| подсне́жник| над пре́лью| весе́нних| прота́лин.
Набу́хши|е по́чки| гото́вы| пробры́знуть| листво́й.(А. Сурков)
Иногда пятистопный амфибрахий встречается в соединении с более короткими строками, например, равномерно чередуясь с трехстопным и четырехстопным:
И ску́чно,| и гру́стно,| и не́ко|му ру́ку| пода́ть
В мину́ту| душе́вной| невзго́ды…
Жела́нья!.. | что по́льзы| напра́сно| и ве́чно| жела́ть?..
А го́ды| прохо́дят| — всё лу́чши|е го́ды!(М. Лермонтов.)
Великий русский поэт Александр Башлачев, неоправданно рано ушедший из жизни в конце XX века, использовал пятистопный амфибрахий в своем шедевральном лирическо-сатирическом стихотворении-песне «Похороны шута»:
Но будьте внимательны! Обратите внимание на построфные переходы от размеренного, наспешного описательного повествования к стремительным, язвительным выпадам. В этих случаях пятистопный амфибрахий меняется на трехстопный дактиль.
Шестистопный амфибрахий
Редко встречающийся размер. Представляет собой удвоенный трехстопник. Используется с обязательной цезурой после девятого слога. Вот пример с мужскими окончаниями:
Я ви́дел| норве́жски|е фьо́рды| // с их жёсткой| безду́шной| красо́й.
Я ви́дел| доли́ну| Ара́гвы,| // омы́ту|ю све́жей| росо́й…(К. Бальмонт)
Семистопный амфибрахий
Крайне редкий стихотворный размер, по сути являющийся соединением четырехстопного и трехстопного амфибрахия. Обязательна цезура после четвертой стопы:
По у́ли|цам у́зким,| и в шу́ме,| и но́чью,| // в теа́трах,| в сада́х я| броди́л.
И, в я́вствен|ной ду́ме| гряду́ще|е ви́дя, // за жи́знью,| за су́щим| следи́л.(В. Брюсов)
В данном примере рифма мужская, но возможны и другие окончания, а также усечение или наращение левого полустишия.
Амфибрахий в русской поэтической традиции
Языковая реформа XVIII столетия не сразу открыла амфибрахию свободный путь в русскую поэзию. Ломоносов основное внимание уделял дактилям и анапестам. Неуверенны и как бы случайны обращения к этому размеру и у Сумарокова.
Таким образом, в XVIII веке амфибрахических стихов было очень мало, до 1840-х годов встречаются лишь единичные примеры. Но уже скоро он стал одним из наиболее востребованных размеров.
Стихотворения, написанные амфибрахием, начали обретать популярность во времена Пушкина. Трехдольник отлично подходил для создания длинных стихотворений. С его помощью писали поэмы Некрасов и Тихонов. В качестве примера можно привести строфы из известной некрасовской поэмы «Мороз, Красный нос»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц.
Не менее охотно поэт пользовался и четырехстопником: во второй части «Русских женщин» две разновидности амфибрахия органично сочетаются между собой.
Этот размер не так музыкален, как хорей, и скорее напоминает обыкновенную разговорную речь. Амфибрахий более «спокоен», чем другие размеры: двудольники ямб и хорей, трехдольники дактиль и анапест.
Четырехстопный амфибрахий получил распространение и в творчестве других поэтов XIX века. Его часто использует Лермонтов, как в чистом виде, так и с пропусками:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Активно использовался амфибрахий и в переводах. Например, выполненный Фетом перевод известного стихотворения Р. Фроста «Другая дорога». Поэт сумел перевести произведение, сохранив его смысл, ритмику, настроение: сдержанное и вместе с тем торжественное.
В осеннем лесу на развилке дорог
Стоял я, задумавшись, у поворота.
В конце XIX – начале XX столетия моду задавали символисты: амфибрахий лежал в основе стихов Блока, Бальмонта. Последний называл амфибрахий певучим и пленительным. Часто использовал амфибрахий и Маяковский, с характерными паузами внутри стиха. Благодаря этому его стихи отличаются большой звучностью.
В начале XX века произошло некоторое снижение популярности размера, но все же поэты продолжали экспериментировать с его звучанием. К примеру, знаменитое стихотворение-призыв «Мужество» Ахматовой написано четырехстопным амфибрахием.
Торжественность амфибрахия как нельзя лучше подошла и для философского реквиема Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну».
Амфибрахий в современной русской поэзии
Поэзия более позднего периода, в том числе современная, стремится искать новые формы за рамками классических метров, поэтому амфибрахий в современных стихах встречается редко. Однако русский поэт-философ XXI века Данил Рудой активно использует этот размер в своем творчестве.
В неё я влюбился быстрей, чем стрела
Амура с тугого срывается лука.
Гармония власть надо мной обрела,
И невыносима с ней стала разлука.
И, бросив любовниц засохший букет,
Как будто алмаз приобрёл за латунь, я
Услышал, как люди кричали мне вслед:
“Куда ты? Погибнешь! Она же колдунья!”«Ворожея» (2020) – читать стихотворение
В далекой, чужой им обеим стране,
На злой, непонятной, ненужной войне
Столкнулись две армии, пеплом засыпав поля.
Сражаясь как будто в безвыходном сне,
Солдаты молились богам, сатане,
Но всех хоронила сырая от крови земля.«Снайпер» (2003) – читать стихотворение
О, как ты эффектна в зеркальных очках!
Мне мил их серебряный цвет.
Всего, что обычно мелькает в зрачках,
На гладкой поверхности нет.
Хрустальные линзы блестят, как слеза –
К ним зайчик лучистый приник.
Ты смотришь как будто мне прямо в глаза –
И в сторону в этот же миг.«О, как ты эффектна…» (2005) – читать стихотворение