“Институт” Стивена Кинга – одна из относительных новинок автора. Как и большая часть его произведений, роман посвящен битве между добром и злом. Он наполнен гневом, печалью, сочувствием и – надеждой. Попробуем разобраться, относится ли произведение к лучшим книгам Стивена Кинга, какие темы оно поднимает, и почему стоит прочитать “Институт” (или нет).
О чем роман
“Институт” начинается с того, что один из двух главных героев – бывший коп Тим Джеймисон – приезжает в захолустный городок Дюпрей и устраивается на работу в ночное патрулирование. Город, как водится у Кинга, среднестатистический и совершенно не примечательный, а существует в основном для обслуживания связанного с ним железнодорожного депо.
Едва мы успеваем познакомиться с Джеймисоном – тот пропадает из повествования. Читателям предстоит преодолеть почти 300 страниц книги, прежде чем герой снова появится, тогда как сам Дюпрей – название города не случайно – станет фоном для развязки совершенно другой истории.
Действие переключается на второго главного героя – 12-летнего мальчика по имени Люк Эллис. Мало того что подросток очень умен – вдобавок он обладает умеренными способностями к телекинезу. Однажды ночью в его дом проникают неизвестные. Родителей убивают, а самого Люка похищают и увозят в отдаленное сверхсекретное учреждение – так называемый Институт. С этого момента и начинается история.
Стивен Кинг говорит о романе “Институт”
Сеттинг
События в романе “Институт” происходят в родном для короля ужасов штате Мэн. Сеттинг первых глав хорошо знаком постоянным читателям Стивена Кинга: достаточно замкнутое сообщество, где каждый знает, чем занимается сосед. Пространные описания жизни и быта в глубинке – то, в чем автор всегда преуспевает (среди прочих можно вспомнить такие романы, как “Кэрри”, “Оно”, “Кладбище домашних животных”).
Основная часть романа развивается собственно в Институте – подпольной организации, расположенной в лесной глуши. Кинг в деталях описывает ее интерьер, а также особенности деятельности. В частности, мы узнаем, что учреждение поделено на “Ближнюю сторону” (где содержатся вновь прибывшие), “Дальнюю сторону” (где пытают бунтовщиков) и “Овощебазу” (туда попадают “отработанные” подопытные).
Эта локация, конечно же, напоминает о другом романе Стивена Кинга – “Воспламеняющая взглядом” и о застенках Конторы, где в похожих условиях содержались девочка Чарли и ее отец, оба со способностями к телекинезу, как и герои “Института”.
Дети с паранормальными способностями
Сказать, что Стивен Кинг очарован темой “особенных детей” – это не сказать ничего. Юный герой книги, Люк Эллис, встраивается в длинную череду персонажей со сверхспособностями.
Первой стала школьница Кэрри Уайт в дебюте писателя “Кэрри” 1974 года. Далее мы познакомились с Дэнни Торрансом в “Сиянии” и уже упомянутой Чарли Макги в “Воспламеняющей взглядом”. Еще был Даддитс в “Ловце снов” 2001 года.
Кадр из фильма “Воспламеняющая взглядом” (1984)
Ближайшими “двоюродными братьями” Люка являются Сет Гарин и Дэвид Карвер из “зеркальных” романов Кинга 1996 года – “Регуляторы” и “Безнадега”. Сет страдает аутизмом и телепатией, Дэвид верит, что воскресил друга из мертвых силой молитвы.
Дети в Институте подвергаются бесчеловечным испытаниям и жестокому наказанию, если они отказываются сотрудничать. Организация использует вундеркиндов для осуществления своих “благих” целей: защитить будущее человечества, предсказывая векторы конфликтов до того, как они разгорятся. И здесь мы подходим к моральной стороне вопроса.
Цель оправдывает средства?
В романе Кинг задает читателю очень важный вопрос: если бы вы могли изменить исход мира к лучшему, но это было связано с пытками людей – вы бы это сделали? Автор приглашает нас задуматься над судьбами детей, разлученных со своими родителями и вынужденных жить в жестоких условиях, и все это для того, чтобы служить целям могущественных людей.
“Институт” дает пугающую иллюстрацию того, как вера в достижение цели любыми средствами может иметь ужасные последствия. Кинг наглядно показывает, что отсутствие моральных принципов у сторонников бесчеловечных мер не только уничтожает жертв. Это также разрушает самих “идейных вдохновителей”, работающих в Институте слишком долго.
Когда директор учреждения настаивает на том, что его работа должна продолжаться, чего бы это ни стоило отдельным жизням, Тим Джеймисон возражает, что мир и свобода, купленные страданиями невинных детей, вовсе не являются свободой. Подобной дилеммой, кстати, задавался и один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы”. Как сказал Т. С. Элиот: “Хорошие писатели заимствуют, великие – крадут”. Кинг достаточно велик и смел, чтобы “красть” у лучших.
Политика в романе
При помощи агрессивных методов, которые мало чем отличаются от пыток, сотрудники Института пытаются сделать из своих “подопечных” ментальное оружие в войне против политических врагов.
В последних произведениях Кинг обратил свое внимание на социальные и политические кризисы, влияющие на всех нас. Один из таких примеров – недавно вышедшая повесть “На подъеме”, где в стиле притчи автор пишет о разделении общества, а также вставляет несколько шпилек по поводу президента Трампа.
Нападки на Трампа продолжаются и в “Институте”. Ссылаться на политиков, особенно президентов, и на то, что они делают – стало новой авторской “фишкой”. Однако в данном случае такие уколы ничего не вносят в сюжет и, скорее, кажутся мелочными и ненужными. Кроме того, они отвлекают внимание и подрывают интерес читателей – преимущественно молодой аудитории, пришедшей получить увлекательную историю, а не политинформацию.
Минусы романа
Кроме упомянутого выше заочного “выяснения отношений” с Трампом у книги есть ряд слабых мест:
- Во-первых, роман можно назвать довольно предсказуемым. Примерно на полпути опытный читатель (неважно, поклонник Кинга или нет) уже сможет составить для себя примерное представление о том, что произойдет. Это не значит, что в сюжете нет неожиданных поворотов. Они есть. Просто не стоит ожидать от “Института” чего-то слишком эпичного (вроде “Противостояния”).
- Во-вторых, впечатление от “Института” зависит от того, сколько насилия в отношении детей вы можете вынести. Хотите ли вы читать книгу о том, как их погружают в резервуары с водой до такой степени, что они едва не тонут?
- В-третьих, если вам больше всего нравится в творчестве автора его одержимость мелкими деталями и предысторией, дар изображать жизнь обычных людей, любовь к литературным ссылкам – книга имеет все шансы показаться слишком поверхностной.
Плюсы романа
Однако у произведения есть и ряд плюсов, которые также стоит отметить:
- Одна из сильных сторон автора – способность писать о детях. Большая часть истории рассказана с точки зрения подростка Люка, и Кинг, как никто другой, умеет погрузить в эмоции, мысли и мотивы двенадцатилетнего ребенка.
- Сюжет развивается в быстром темпе, чем могут похвастаться далеко не все романы короля ужасов. Возможно, в этой книге нет “максимумов”, присутствующих в лучших романах Стивена Кинга, но в ней также нет “минимумов”, как в наименее удачных его произведениях.
“Институт” – это хорошо написанный и захватывающий триллер с оттенком сверхъестественного, который подойдет тем из читателей, кому не нравятся полномасштабные хорроры Стивена Кинга.