В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, как быстро выучить стихотворение. А применить наши советы на практике вам помогут стихи Пушкина, которые легко учатся. Ведь у кого, как не у этого великого поэта, так много красивых стихотворений!
Стихи Пушкина, которые легко учатся
«Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…
Почему стихотворение легко учится
- Связано с биографией автора. Оно посвящено преданной няне поэта, Арине Родионовне. Имя этой простой крестьянки знакомо, наверное, очень многим.
- Есть сюжет. Няня, живущая «в глуши лесов», ждет своего воспитанника, тревожится за него, то и дело поглядывает в окно светлицы, забывая про вязание.
- Наполнено чувством. Уважением и любовью к няне проникнуты самые первые строки. Обращения «подруга» и «голубка» – вовсе не фамильярность, а выражение глубокой нежности.
- Ясный зрительный образ. Поэт представляет себе женщину, сидящую у окна с вязанием в руках.
- Приближенность к обычному разговору. Жанр стихотворения – послание, форма – монолог. Текст не делится на строфы, мысль автора ничем не прерывается.
- Мало устаревших слов. Устаревшие слова здесь – «светлица» (комната в доме) и «всечасно» (ежечасно, то и дело).
- Удобная рифмовка. Перекрестная рифма (АБАБ) – наиболее легкая. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Женские и мужские рифмы чередуются. Нет длинных строк.
- Средства художественной выразительности. Эпитеты – «дней суровых», «забытые вороты». Метафора – «медлительные спицы». Сравнение – «будто на часах». Персонификация – «спицы медлят».
«Узник»
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»
Почему стихотворение легко учится
- Связано с биографией автора. Стихотворение написано в 1822-м году, когда поэт отбывал ссылку на юге. Пушкин иносказательно говорит о своем подневольном положении в то время («сижу за решеткой)».
- Запоминающийся зрительный образ. Орла принято считать гордой и вольной по своей натуре птицей. «Кровавая пища» – символ свободы и независимости.
- Есть сюжет. Лирический герой заключен в темницу. Он наблюдает из окна за орлом, а тот то и дело смотрит на героя. В этих взглядах и криках птицы узнику чудится призыв улететь на свободу.
- Наполнено чувством. Используются призывы-восклицания – «давай!», «пора!» Душевное состояние героя подчеркивают прилагательные «сырой», «грустный», «кровавую».
- Средства художественной выразительности. Главный прием – антитеза: герой в темнице и свободный орел. Метафора – «гуляет ветер». Олицетворение – «орел-товарищ». Повтор – «туда, где…», «пора, брат, пора».
- Композиция из трех частей. Состоит из трех строф, в каждой из которых – завершенная мысль. Строфы связаны между собой общей идеей свободы.
- Точная рифмовка. Способ рифмовки – последовательная (ААББ), точная: гласные и согласные звуки на конце слов совпадают. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с мужской рифмой.
- Мало устаревших слов. К устаревшим относится слово «темница» – тюрьма, место заключения.
«Туча»
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.
Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.
Почему стихотворение легко учится
- Запоминающийся зрительный образ. Стихотворение относится к пейзажной лирике. На фоне «ясной лазури» неба – одинокая туча, последнее свидетельство недавней бури.
- Символизм. Туча – символ житейских неурядиц и несчастий. Непогода отражает смятение чувств, враждебные обстоятельства. Ясный день, напротив, символизирует легкость, свежесть мыслей.
- Есть сюжет. После прошедшей накануне бури с молнией, громом и дождем на небе осталась единственная туча, которую скоро прогонит ветер. Время ненастья прошло, оставив после себя свежесть.
- Эмоциональная наполненность. В стихотворении есть восклицания – «довольно!», прилагательные – «ликующий», «ясный», успокоенных» – контрастируют с наречием «грозно».
- Средства художественной выразительности. Главный прием – олицетворение: герой обращается к туче как к живому существу. Антитеза – буря противопоставляется безоблачности ясного дня. Эпитеты: «унылую тень», «алчную землю», «таинственный гром». Повтор: «одна ты…», «и…, и…, и…»
- Ясная композиция. Стихотворение начинается с кульминации – буря уже завершилась. Далее следует предыстория – описание бури. В третьей строфе природа предстает умиротворенной, повествование заканчивается.
- Плавность, размеренность ритма. Это достигается использованием четырехстопного амфибрахия. Рифмовка последовательная (ААББ). В первых двух строках строфы рифма женская, в последних двух – мужская.
- Мало устаревших слов. Слово «деревья» используется в устаревшей форме –«древес».
«Что в имени тебе моем?..»
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
Почему стихотворение легко учится
- Связано с биографией автора. Стихотворение написано под впечатлением от знакомства с графиней Каролиной Собаньской. Романтическое увлечение осталось в памяти поэта светлым воспоминанием.
- Средства художественной выразительности. Сравнения («умрет, как шум волны», «как звук ночной», «след, подобный надписи надгробной») помогают наглядно выразить идею о недолговечности воспоминания. Эпитеты – «глухой лес», «мертвый след», метафора «имя умрет», повторы, риторический вопрос – «Что в имени…? Что в нем?»
- Наполнено чувством. Стихотворение носит медитативный, философский характер. В нём слышатся боль и душевные терзания поэта. Состояние героя подчеркивают слова «умрет», «мертвый», «печальный», «забытое».
- Отсутствуют устаревшие слова.
- Есть сюжет. Отвергнутый лирический герой обращается к возлюбленной. Он уверен, что его имя не сохранится в ее памяти надолго в череде жизненных событий. Но есть надежда, что в минуты печали она вспомнит его и поймет, что память о ней живет в сердце героя.
- Символичная рифмовка. Рифма первых двух строф – кольцевая (АББА), что перекликается с темой цикличности судьбы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
- Понятная композиция. Стихотворение состоит из четырех строф и по смыслу поделено на две части. Первые три объединены мыслью о забвении и мимолетности воспоминаний. В четвертой строфе происходит перелом – автор выражает надежду, что возлюбленная когда-нибудь вспомнит о нём с теплым чувством.