Стихи Пушкина, которые легко учатся

Стихи Пушкина, которые легко учатся

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, как быстро выучить стихотворение. А применить наши советы на практике вам помогут стихи Пушкина, которые легко учатся. Ведь у кого, как не у этого великого поэта, так много красивых стихотворений!

Стихи Пушкина, которые легко учатся

«Няне»

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

Почему стихотворение легко учится

  1. Связано с биографией автора. Оно посвящено преданной няне поэта, Арине Родионовне. Имя этой простой крестьянки знакомо, наверное, очень многим.
  2. Есть сюжет. Няня, живущая «в глуши лесов», ждет своего воспитанника, тревожится за него, то и дело поглядывает в окно светлицы, забывая про вязание.
  3. Наполнено чувством. Уважением и любовью к няне проникнуты самые первые строки. Обращения «подруга» и «голубка» – вовсе не фамильярность, а выражение глубокой нежности.
  4. Ясный зрительный образ. Поэт представляет себе женщину, сидящую у окна с вязанием в руках.
  5. Приближенность к обычному разговору. Жанр стихотворения – послание, форма – монолог. Текст не делится на строфы, мысль автора ничем не прерывается.
  6. Мало устаревших слов. Устаревшие слова здесь – «светлица» (комната в доме) и «всечасно» (ежечасно, то и дело).
  7. Удобная рифмовка. Перекрестная рифма (АБАБ) – наиболее легкая. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Женские и мужские рифмы чередуются. Нет длинных строк.
  8. Средства художественной выразительности. Эпитеты – «дней суровых», «забытые вороты». Метафора – «медлительные спицы». Сравнение – «будто на часах». Персонификация – «спицы медлят».

 

«Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

 

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Почему стихотворение легко учится

  1. Связано с биографией автора. Стихотворение написано в 1822-м году, когда поэт отбывал ссылку на юге. Пушкин иносказательно говорит о своем подневольном положении в то время («сижу за решеткой)».
  2. Запоминающийся зрительный образ. Орла принято считать гордой и вольной по своей натуре птицей. «Кровавая пища» – символ свободы и независимости.
  3. Есть сюжет. Лирический герой заключен в темницу. Он наблюдает из окна за орлом, а тот то и дело смотрит на героя. В этих взглядах и криках птицы узнику чудится призыв улететь на свободу.
  4. Наполнено чувством. Используются призывы-восклицания – «давай!», «пора!» Душевное состояние героя подчеркивают прилагательные «сырой», «грустный», «кровавую».
  5. Средства художественной выразительности. Главный прием – антитеза: герой в темнице и свободный орел. Метафора – «гуляет ветер». Олицетворение – «орел-товарищ». Повтор – «туда, где…», «пора, брат, пора».
  6. Композиция из трех частей. Состоит из трех строф, в каждой из которых – завершенная мысль. Строфы связаны между собой общей идеей свободы.
  7. Точная рифмовка. Способ рифмовки – последовательная (ААББ), точная: гласные и согласные звуки на конце слов совпадают. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий с мужской рифмой.
  8. Мало устаревших слов. К устаревшим относится слово «темница» – тюрьма, место заключения.

 

"Туча"

«Туча»

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

Почему стихотворение легко учится

  1. Запоминающийся зрительный образ. Стихотворение относится к пейзажной лирике. На фоне «ясной лазури» неба – одинокая туча, последнее свидетельство недавней бури.
  2. Символизм. Туча – символ житейских неурядиц и несчастий. Непогода отражает смятение чувств, враждебные обстоятельства. Ясный день, напротив, символизирует легкость, свежесть мыслей.
  3. Есть сюжет. После прошедшей накануне бури с молнией, громом и дождем на небе осталась единственная туча, которую скоро прогонит ветер. Время ненастья прошло, оставив после себя свежесть.
  4. Эмоциональная наполненность. В стихотворении есть восклицания – «довольно!», прилагательные – «ликующий», «ясный», успокоенных» – контрастируют с наречием «грозно».
  5. Средства художественной выразительности. Главный прием – олицетворение: герой обращается к туче как к живому существу. Антитеза – буря противопоставляется безоблачности ясного дня. Эпитеты: «унылую тень», «алчную землю», «таинственный гром». Повтор: «одна ты…», «и…, и…, и…»
  6. Ясная композиция. Стихотворение начинается с кульминации – буря уже завершилась. Далее следует предыстория – описание бури. В третьей строфе природа предстает умиротворенной, повествование заканчивается.
  7. Плавность, размеренность ритма. Это достигается использованием четырехстопного амфибрахия. Рифмовка последовательная (ААББ). В первых двух строках строфы рифма женская, в последних двух – мужская.
  8. Мало устаревших слов. Слово «деревья» используется в устаревшей форме –«древес».

 

«Что в имени тебе моем?..»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

 

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

 

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

 

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его, тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…

Почему стихотворение легко учится

  1. Связано с биографией автора. Стихотворение написано под впечатлением от знакомства с графиней Каролиной Собаньской. Романтическое увлечение осталось в памяти поэта светлым воспоминанием.
  2. Средства художественной выразительности. Сравнения («умрет, как шум волны», «как звук ночной», «след, подобный надписи надгробной») помогают наглядно выразить идею о недолговечности воспоминания. Эпитеты – «глухой лес», «мертвый след», метафора «имя умрет», повторы, риторический вопрос – «Что в имени…? Что в нем?»
  3. Наполнено чувством. Стихотворение носит медитативный, философский характер. В нём слышатся боль и душевные терзания поэта. Состояние героя подчеркивают слова «умрет», «мертвый», «печальный», «забытое».
  4. Отсутствуют устаревшие слова.
  5. Есть сюжет. Отвергнутый лирический герой обращается к возлюбленной. Он уверен, что его имя не сохранится в ее памяти надолго в череде жизненных событий. Но есть надежда, что в минуты печали она вспомнит его и поймет, что память о ней живет в сердце героя.
  6. Символичная рифмовка. Рифма первых двух строф – кольцевая (АББА), что перекликается с темой цикличности судьбы. Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
  7. Понятная композиция. Стихотворение состоит из четырех строф и по смыслу поделено на две части. Первые три объединены мыслью о забвении и мимолетности воспоминаний. В четвертой строфе происходит перелом – автор выражает надежду, что возлюбленная когда-нибудь вспомнит о нём с теплым чувством.