«Театр» Сомерсета Моэма – прекрасный пример того, что английская классика может быть легкой и доступной даже для неподготовленного читателя. Серьезность поднятой темы – кризис среднего возраста – компенсируется обилием диалогов, иронией, романтическими коллизиями и описанием того, как устроено театральное закулисье.
Краткое содержание романа «Театр»
Романные события разворачиваются вокруг жизни и карьеры успешной актрисы театра Джулии Ламберт. На первый взгляд, жизнь ее сложилась как нельзя лучше: блестящая карьера – раз, любящий муж (и по совместительству режиссер театра, на сцене которого выступает Джулия) – два, взрослый и хорошо воспитанный сын – три. Казалось бы, живи и радуйся.
Но Джулию в 46 лет настиг кризис среднего возраста. Она понимает, что жизнь стала слишком спокойной и предсказуемой, а ей нужен эмоциональный фейерверк, источник вдохновения. Таким источником для неё становится бурный роман с молодым человеком по имени Томас Феннел.
Читайте также: Любовные романы – 5 характерных признаков
Пылкий возлюбленный завоевывает сердце немолодой замужней актрисы, одурманивает её практичный ум. Их интрижка набирает обороты. Романтическое увлечение делает игру Джулии еще более вдохновенной.
Но вот об известной актрисе начинают судачить и в обществе, и среди коллег – актеров театра. Дело её жизни – сценическая карьера – оказывается под угрозой. Том, в свою очередь, теряет интерес к Джулии. Теперь ей предстоит разрешить возникшие трудности, преодолеть роковое влечение и с триумфом (или нет) вернуться на сцену, к своему истинному «я».
Слушать радиоспектакль по роману «Театр»
История создания
Первая публикация романа «Театр» состоялась в 1937 году. К тому времени Моэм уже был прославленным автором. Среди прочего из под пера британского писателя вышли больше 20 театральных пьес: первая – в 1903-м, последняя – в 1933 году. После публикации пьесы «Шеппи» автор объявил о том, что больше не будет писать для театра.
Сомерсет Моэм
Таким образом, вышедший через четыре года после этого «Театр» многими воспринимался как «месть» Моэма театральной среде, закулисье которой он хорошо знал. В романе писатель с иронией изображает подноготную этого мира с его буднями и праздниками, репетициями и премьерами, интригами и подлинными страстями.
Читайте также: Одноактные пьесы – секреты жанра
Вскоре после публикации роман стал популярным не только в Великобритании, но и в других странах.
Главные герои произведения
Джулия Ламберт
Образ Джулии является собирательным, но от этого её яркая индивидуальность в романе не страдает. Наоборот. Её личность – это ось в центре повествования. Все остальные персонажи – спутники, которые крутятся вокруг нее по своим орбитам.
Она нашла свое Призвание: блистать на сцене. Более того, она превратила в сцену собственную жизнь. Шекспировское «Весь мир – театр» она сделала своим кредо.
Джулия – натура увлекающаяся, поэтому запросто бросается в омут страстей, без оглядки. Прибавьте к этому кризис среднего возраста и получите эмоциональное цунами. Вам не обязательно любить Джулию Ламберт, но не считаться с ней вы не можете.
Майкл Госселин
Муж Джулии, бывший актер, а ныне театральный режиссер. Их отношения возникли много лет назад как служебный роман, когда у обоих за душой не было ничего. На момент начала книги Майклу 52 года.
Ему свойственны практичность, аккуратность, бережливость. В отличие от супруги он, скорее, интроверт: не выставляет чувства напоказ, хотя некоторое тщеславие ему не чуждо. Возможно, это объясняется привлекательной внешностью и тем, что он постоянно нуждается в одобрении.
Том Феннел
Несмотря на внешность сердцееда, заурядный бухгалтер Том – не чета Джулии. В начале мы видим в нем робкого и стеснительного юношу, о котором главная героиня отзывается как о «бедном ягнёночке».
Но тщеславие не обошло стороной и его: не обладая собственной харизмой, он греется в лучах славы Джулии, преклоняется перед «высшим обществом». По мере развития сюжета Том превращается в ловкого манипулятора.
Экранизации романа Моэма
«Театр» с Вией Артмане и Иваром Калныньшем
Советская экранизация 1978 года, так полюбившаяся зрителям, наиболее близка к сюжету книги. Роль Джулии Ламберт исполняет актриса Вия Артмане. Героиня, как и в романе, показана немолодой женщиной, но всё еще красивой и полной жизни. Роль Тома досталась Ивару Калныньшу.
Вия Артмане и Ивар Калныньш в фильме «Театр» 1978 года
Удачной находкой является «театрализованность» экранизации. Благодаря этому полнее раскрываются внутренние переживания героини.
«Театр» («Being Julia») с Аннетт Бенинг
Еще одна известная экранизация – фильм 2004 года «Быть Джулией» (в российском прокате – «Театр»). Образ главной героини здесь несколько отклоняется от замысла первоисточника. Актриса Джулия Ламберт в этой экранизации – относительно молодая, эмоционально несдержанная женщина.
Аннетт Бенинг и Шон Эванс в фильме «Театр» 2004 года
Экранизацию критиковали за вторичность и упрощения. Особенно вольно сценаристы обошлись с эпизодом мести Джулии дебютантке Эвис Крайтон. В фильме прославленная актриса демонстрирует не самообладание и актерское мастерство, как в книге, а пытается импровизировать и побольнее ужалить соперницу.
Несмотря на искажение образа главной героини, экранизация была с теплом принята зрителями, а Аннетт Бенинг даже была выдвинута на «Оскар» в главной женской номинации.
Заключение
Сегодня театр уже не имеет такого значения, каким обладал до появления кинематографа. Тогда он являлся центром культурной жизни, актеры театра, как и современные киноактеры, были кумирами. С момента создания книги многое изменилось, но даже сейчас произведение, как и его главная героиня Джулия Ламберт, по-прежнему интересно читателям.
Рассказывая о прошлом и настоящем Джулии, о ее отношениях с мужем Майклом, сыном Роджером, давним воздыхателем Чарльзом и новым возлюбленным Томом, Сомерсет Моэм от души развлекается сам и вызывает улыбку у читателя. Это классика, не лишенная связи с современностью. Это самодостаточная и яркая героиня без «модного» феминистического надрыва.