Постмодернизм

Постмодернизм

Постмодернизм на сайте Новой Русской литературы.

Постмодернизм как концепция духа времени конца ХХ века

История возникновения термина “постмодернизм”, краткое описание его основных идей и взгляд в будущее.

«Постмодернизм» как понятие возник в западноевропейском культурном пространстве в 80-е годы позапрошлого столетия. Однако его суть зачастую нам не до конца ясна. Например, вопрос, закончился постмодернизм или нет, продолжает оставаться открытым до сих пор.

Постмодернизм – это, в первую очередь, западный комплекс идей. В отличие от своего предшественника – модернизма – главное художественное направление сегодняшнего века не дает позитивного определения вещей и вообще ничего никому не навязывает. Его основа – это, конечно, модернизм, но более радикальный. В нем есть элемент новизны.

Впервые термин «постмодернизм» встречается в 1917 году у немецкого писателя и философа-эссеиста Рудольфа Паннвица в трактате «Кризис европейской культуры». В нем он рассуждает о времени человека, преодолевающего декаданс (главное направление в литературе рубежа веков).

В силу того, что история никогда не стоит на месте, определение этого термина периодически наполнялось новыми красками. Сегодня мы оперируем понятием постмодернизма, сложившимся в 60-е годы, как особой интеллектуальной ситуацией, комплексом идей. Не путайте с постмодерном – это явление культурное, не идеологическое, и вообще имело несколько периодов: ранний модерн (1896 – 1905), постмодерн (1905 – 1914) и поздний или ультрамодерн (1914 – 1932).

Начало истории явления постмодернизма (как и история любого явления общеевропейского масштаба) напрямую связана с социальной ситуацией. С приходом новых технологий, возникает постиндустриальное общество. Оно любит информацию, массовость, стремится стереть классовые антагонизмы и убрать работающего из коллектива. Да здравствует дистанционная работа!

Еще это общество очень мультикультурно и стремится к толерантности по отношению к разным видам идентичности. А посему его идеи приобретают совершенно новый, никому дотоле неизвестный, характер:

  1. Мир как хаос. Не существует никаких причинно-следственных связей и конкретно сформулированных ценностей. Существует мир фрагментарный, упорядоченный лишь собственным человеческим сознанием. Каким видим мир – таким его и делаем. Нет никакого единства Мира – равновероятны все Миры.
  2. «Человек познает мир, создавая этот мир». Позиция исследователей такова: человек на мир не взирает со стороны, а принимает в его сотворении самое активное участие.
  3. Понимание происходит под влиянием абсолютно всего: расовая принадлежность, гендерность, этническое влияние и т.д.
  4. Мир изначально алогичен. Но западное мышление всегда стремится к той или иной логичности, и потому стремится понять мир в основном только логическими путями.

Все эти выше представленные идеи господствуют в постиндустриальном обществе и рождают особую эстетику, можно сказать, постмодернистскую чувствительность. Возникает:

  1. Недоверие к смыслам. Через иронию люди жаждут показать обратную сторону вещи. Не потому, что та, которая всем уже давно известна, ложна, а потому что она изначально не представляет собой одной единственной правильности.
  2. Использование ранее созданного материалами и правилами «мертвой руки». «Мертвая рука» – это феодальный термин, обозначающий, что нормы ничто не предлагают, ничего никому не навязывают, а просто создают. Содержание таких «норм» выражается посредством использования цитат, через пастиш (т. е. серьезный смысл или идея помещается в несерьезный контекст и наоборот) и через коллаж, с целью достичь бессмысленности в том, что произносится или делается. (Модернистский коллаж транслирует определенный смысл.)
  3. Двойное кодирование. Это верификация источников, возможность вычитать что-то в тексте на свой уровень. Иногда выражается в пародии. К примеру, известный роман Умберто Эко «Имя розы» одновременно художественный, психологический, методологический и монологический.
  4. Оптимистичность при отрицании логики старой культуры, которое идет вовсе не через кризис или оплакивание прошлых культурных традиций. Люди перестают доверять метарассказам, метаисториям или метаповествованиям, – любому дискурсу. Писатели начинают пользоваться так называемым «доминантным кодом» – форма накладывается на неопределенный, непонятный мир. А далее это приводит к тому, что они начинают искать такие коды, которые давят на людей. И приводят их к вполне конкретному вопросу: что заставляет человека понять/думать/сделать так, а не иначе?
  5. Рефлексия того, как что-то было сделано. Тексты начинают писать в жанре эссе и одновременно с этим зачастую создавать произведение, в котором комментируют то, что только что сделали. Цель – достигнуть полноценности самого произведения. Для этого писатели используют правило нонселекции (организации текста) в виде принципа отрицания каких-либо правил написания и создания своих собственных правил, которые в основном приводят к абсолютной его хаотичности.
  6. Дефокусизация героев. Т. е. принцип отсутствия главных героев.
  7. Эклектика в роли религий. Имеется в виду, что из разных религий создают одну.

Все эти принципы создания текста и отношения людей к окружающему их миру – лишь то немногое, что может помочь лучше понять, что представляет собой постмодернизм, о котором сегодня мы говорим чуть ли не на каждом углу. Разрушение ранее принятых норм и установок; одержимость всем тем, что ранее считалось маргинальным; и идея радикальной плюральности (множественности) и симультальности (одновременности разновременного) – вот что дало нам явление постмодернистского взгляда на мир. Прямиком с Запада эти идеи ровным шагом идут затем, чтобы окончательно пошатнуть наше традиционное мировоззрение, складывавшееся веками. Теперь традиции меняются так же быстро, как пожелтевшая листва опадает с деревьев. Что мы можем сделать? Как остановить этот процесс? По-видимому, никак или пока никак. Единственное, что нам остается – с наслаждением любоваться красотой весенних побегов.

Цитаты

Постмодернизм расценивается как реакция на модернистский культ нового, а также как элитная реакция на массовую культуру

 

Малахов В. С. “Постмодернизм”

 

Неспособные создавать интересные произведения в рамках поэтической традиции <…> посредственности поголовно бросаются в минимализм и свободный стих, утверждая, что только такие стихи — современны и отражают «дух сегодняшнего дня». На самом деле за этими «теоретическими манифестами» стоит элементарная зависть к своим более удачливым коллегам.

 

Александр Тарасов. “Десятилетие позора”