Массовая культура: определение и особенности

Массовая культура: признаки и примеры

Что тут за на коленке
Слепленная халтура?
С граждан снимает пенки
Массовая культура!

 

Д. Рудой.

Массовая культура играет важную роль в формировании общества, диктуя свои стереотипы, правила, нравственные и духовные ценности. Массовая культура захватывает все общественные слои, несмотря на статус людей, их классовое и социально-экономическое положение, возраст и национальность. Массовая культура так или иначе влияет на все интересы людей, начиная от образования и заканчивая укладом быта и развлечениями, взглядами на жизнь, моду и стиль, в конечном итоге  определяя то, как выглядят ценности и предпочтения масс на том или ином историческом отрезке.

Ребенок начинает впитывать массовую культуру с самого раннего возраста. Она передается через прочтение книг, просмотр мультфильмов, художественных фильмов и сериалов. Важную роль играют средства массовой информации, в первую очередь, телевидение и, особенно, Интернет, без которого современная молодежь уже не представляет свою жизнь.

Массовая культура основывается на базовых интересах общества, определяя его уклад. Взаимосвязь массовой культуры и общества можно сравнить с рыночными отношениями. Массовая культура формируется по принципу «спрос рождает предложение»: люди получают то, что хотят, что им интересно, к чему стремятся прямо сейчас.

Когда появилось определение «массовая культура»

Первые упоминания о общественной культуре появились в 50-х годах 20-го столетия. Одновременно данный вид культуры заинтересовал писателя Джона Данна и философа Макса Хоркхаймера. Оба мыслителя в первую очередь акцентировали внимание на массовости, то есть принадлежности к широким слоям населения. Согласно им, главной отличительной особенностью массовой культуры является всеобщая доступность, понятность и принятие всем обществом в целом.

В результате развития общества развивалась и массовая культура, меняя само общество и, как следствие, меняясь сама. Именно массовая культура отвечает за формирование семейных ценностей, отношений в семье, в коллективе, и в обществе как таковом. Она определяет такие значимые для людей понятия как дружба и любовь, сострадание, готовность прийти на помощь. Кроме того, она затрагивает и отрицательные стороны общественных отношений: зависть, гордость, межклассовая конкуренция.

Изменения в культуру одного общества вносят и переселенцы из других стран, живущие в соответствии с привычными им стереотипами. Лучше всего этот процесс виден в США: стране, созданной из иммигрантов всех возможных культур, смешанных в едином “плавильном котле”. Поэтому именно в США массовая культура достигает пика, оказывая определяющее влияние на всю мировую культуру: например, многие популярные российские сериалы так или иначе скопированы с голливудских аналогов.

Современные примеры массовой культуры

Поскольку массовая культура пронизывает все стороны жизни человека и общества, примеров ей существует великое множество. Причем на каждом этапе развития общества возникают свои примеры массовой культуры. В настоящий момент ключевое влияние на формирование культурных ценностей оказывает Интернет и телевидение, раньше люди черпали информацию из радиопрограмм, еще раньше – из газет.

Вот некоторые современные примеры массовой культуры.

  • Популярные передачи и ток-шоу на телевидении и в Интернете.
  • Фильмы, сериалы.
  • Авторитетные газеты и журналы и их электронные аналоги.
  • Современная литература и другие активно навязываемые рекламой художественные произведения.
  • Поп-музыка.
  • Массовые мероприятия (шоу) и соревнования (спортивные, интеллектуальные, культурные).
  • Реклама.

О рекламе нужно сказать особо. Она является важнейшим атрибутом массовой культуры потому, что ничто другое (включая телесериалы и поп-музыку) не влияет на формирование общественных ценностей так сильно. Суть рекламы в том, чтобы создать у целевой аудитории впечатление популярности рекламируемого продукта или услуги, а популярность – это и есть массовость по определению, поэтому любой рекламный ролик является примером массовой культуры.

Виктор Пелевин

Его пример другим наука…

 

А. Пушкин

Разберем критерии принадлежности бренда к массовой культуре на примере Виктора Пелевина, знаменитого российского писателя и автора множества популярных романов.

  1. Широкая аудитория. Виктор Пелевин привлекает читателей различных возрастов, социальных и культурных групп. С одной стороны, его книги обращаются к более молодому поколению, которое интересуется современными вопросами, поп-культурой и медиа. С другой стороны, зрелые люди находят в его работах примеры серьезных философских и религиозных размышлений (как правило, на темы буддизма). Благодаря своей доступности и разнообразию, произведения Пелевина становятся бестселлерами и завоевывают сердца непохожих читателей.
  2. Актуальность. Виктор Пелевин – блестящий пример умения затрагивать в литературе актуальные мотивы. Писатель использует сюрреализм и постмодернизм для создания абсурдных и ироничных ситуаций, которые вынуждают читателей задуматься о реальности привычного им мира. Пелевин критически осмысливает различные злободневные аспекты современного общества, такие как политическая конъюнктура, идолы масс-медиа и повальное потребительское рабство, что делает его книги вызывающими, интригующими и желанными для большого числа читателей.
  3. Взаимодействие с массовой культурой. Пелевин умело интегрирует элементы массовой культуры в свои произведения, используя примеры различных мемов, рекламных слоганов и образов из поп-культуры для создания запоминающегося сатирического и ироничного контекста. Это позволяет читателям узнавать знакомые элементы и легче воспринимать авторские послания. Подобное заигрывание с массовой культурой делает произведения Пелевина особенно привлекательными для малообразованной аудитории, не привыкшей считать себя таковой.
  4. Экранизации и адаптации. Некоторые книги Виктора Пелевина были экранизированы в полнометражные фильмы (например, “Ампир V“, “Мизинец Будды“, “Ничего страшного” и “Generation П“) и адаптированы для театральных постановок. Это помогло его произведениям достичь еще большей аудитории, которая, возможно, никогда не прочла бы его книги. Экранизации и адаптации укрепляют положение Виктора Пелевина в массовой культуре, расширяя его влияние и привлекательность для разных групп зрителей.

Массовая и элитарная культура

Массовая культура всегда вращается вокруг того, что интересует общество прямо сейчас. Однако некоторые культурные ценности приживаются настолько, что передаются из поколение в поколение, успешно адаптируясь к социально-экономическим изменениям в обществе и становясь частью элитарной культуры. Массовая и элитарная культура не просто связаны: существования одного вида невозможно без другого, поскольку они являются противоположностями друг друга, и один вид культуры возможен, только когда присутствует и его антагонист.

Массовая и элитарная культура одновременно оказывают влияние друг на друга. Но данные виды культур имеют отличительные особенности. Массовая культура в значительно большей степени определяет физические потребности людей, их быт, идеологию, интересы, вкусы, моду. В то же время элитарная культура позволяет передавать традиции и обычаи из поколения в поколение, отвечает за духовное развитие человека и общества, передает культурные традиции, такие как примеры живописи, музыки, ремесел. Элитарная культура – это в большей степени интеллектуальная культура.

Для полноценного развития общества важен симбиоз и развитие обеих составляющих. Без духовного роста, обеспеченного элитарной культурой, человек не может расти, развиваться и сформироваться как полноценная личность. Однако именно массовая культура помогает определить базовые точки соприкосновения для общения с малознакомыми и незнакомыми людьми в тех или иных социальных ситуациях.

Отличительные признаки массовой культуры

  • Массовость

Ориентиром для массовой культуры являются самые популярные тренды с максимальным числом приверженцев. Законодатели массовой культуры всегда отталкиваются от интересов и предпочтений большинства. Сюда относится увлечения и хобби, взаимоотношения в обществе, темы для разговоров.

  • Материальность

Несмотря на присутствие в массовой культуре отдельных элементов духовного (пусть и в значительно меньшей степени, чем в элитарной), ее основным ориентиром является коммерция, то есть получение максимальной прибыли, как правило в виде денег. Поэтому большинство увлечений и жизненных целей направлено на материальные ценности, и зачастую даже любовь представлена как транзакция.

  • Понятность, простота, легкость восприятия.

Массовая культура впитывается обществом легко и непринужденно, людям интересно получать новую информацию, они понимают и принимают происходящие события и явления интуитивно.

  • Изменчивость или недолговечность.

Тенденции, мода, интересы постоянно меняются. Культура активно передает изменения обществу, которое быстро адаптируется к новой информации, однако явления не задерживается в создании людей надолго. Этот признак хорошо отражен в издательской поговорке: “Нет ничего мертвее, чем прошлогодний бестселлер”.

  • Люди получают и передают информацию через СМИ

Интернет, радио, телевидение, социальные сети – все это элементы распространения массовой культуры, формирующие единую экосистему. Например, услышав новую песню по радио, современный человек ищет ее через мобильный телефон и отправляет друзьям ссылку на Ютуб видео через Вконтакте.

  • Авторами или «переносчиками» массовой культуры являются не только выдающиеся личности.

Это могут быть простые люди, обладающие ораторским искусством или просто хорошо умеющие развлечь публику. Хорошим примером являются современные русские поэты: подавляющее большинство из них – заурядные ремесленники, обязанные своим успехом тем, что вовремя попались на глаза законодателям массовой культуры.

Положительные и отрицательные стороны культуры масс

Как и в любой культуре, в массовой присутствуют неотъемлемые плюсы и минусы, обусловленные ее характерными особенностями. Разберем самые основные из них.

Плюсы

  • Общедоступность.

Культура масс доступна всем слоям населения. Но важно помнить, что всеобщая доступность стала возможна лишь с приходом обязательного школьного образования и с развитием промышленности и новых технологий. В результате среднестатистический человек стал более образованным, и у него появилось больше свободного времени, а также доступ к кино, театрам, концертам и Интернету.

  • Демократичность.

Каждый член общества имеет одинаковую возможность развиваться, получать образования, посещать развлекательные учреждения. Причем возможность эта обеспечена самой сутью массовой культуры, призванной включать в себя как можно больше людей.

  • Свобода воли

Несмотря на то, что общество активно навязывает определенные правила жизни, у каждого человека остается возможность выбора наиболее привлекательных направлений в образовании, работе, хобби, религии и др.

Минусы

  • Массовая культура стирает рамки индивидуальности.

Люди становятся похожими друг на друга, разделяя все принципиально важные взгляды и ценности в рамках общей идеологии. С одной стороны это позволяет людям лучше понять друг друга, но также мешает выделиться из толпы и отстаивать свое мнение, даже если оно более правильное, нежели то, которое диктует культура.

  • Уничтожаются традиции, обычаи, то есть, национальная культура.

Массовая культура предполагает отказ от многих традиционных ценностей, что представляет угрозу не только для малых культур, рискующих исчезнуть с лица Земли, но и для всего общества. Например, активная ЛГБТ-пропаганда, процветающая на либеральном Западе, грозит обернуться серьезными демографическими вызовами в самом ближайшем будущем.

  • Тотальная коммерциализация и обездушивание.

Под давлением масс-культуры люди начинают искать прибыль буквально во всех. Это повышает уровень жизни, но одновременно стирает значимость духовных ценностей. А без них невозможно воспитать такие важнейшие качества личности, как патриотизм, сострадание, честность.

Часто задаваемые вопросы

С понятием “массовая культура” связано несколько популярных вопросов, которые часто задают те, кто хочет лучше разобраться в предмете. Самые распространенные из них приведены ниже.

Могла ли массовая культура существовать в традиционном обществе?

Учитывая тот факт, что массовая культура доносится одновременно всем слоям населения, можно сделать вывод, в традиционном обществе данный вид культуры существовать не мог. Для понимания и впитывания культуры должны быть налажены соответствующие механизмы, то есть ее институты. В традиционном обществе таких институтов не существовало, а культура была элитарной, так как могла передаваться только узкому кругу населения, к примеру, богословам, ученым и аристократии. Массовая же культура как восприятие ценностей одновременно всеми слоями населения – это сравнительно новое изобретение.

Почему в индустриальном обществе преобладает массовая культура?

Индустриальное общество возникло с внедрением автоматизации, с появлением целой сети заводов, призванных повысить производительность труда и, как следствие, прибыль. В таком обществе активно развивалась наука и техника, ценились дисциплина и трудолюбие. В результате резко возросшей конкуренции появлялись новые рычаги влияния на общество. Как раз в это время и зародилась масс-культура, подхватив ключевые признаки индустриального общества, среди которых массовость и коммерциализация являются основными. Вполне логично, что, являясь детищем индустриального общества и разделяя его идеалы, масс-культура полностью им доминирует.

Заключение

Массовая культура оказывает положительное влияние на средний уровень образованности и интеллектуального развития общества (по крайней мере, теоретически). Но в то же время масс-культуре присуще множество ненужных, пустых и откровенно вредных и опасных элементов, не только не развивающих человеческую личность, но и всячески способствующих ее деградации. Стремясь соответствовать модным трендам, люди забывают о душе, превращаясь в легкую добычу для рекламы, взывающей к низменным инстинктам, и транжирят свой шанс обрести счастье в гармонии и согласии с собой.

В современном мире даже религия стала скорее модой, нежели духовной составляющей, что говорит об упадке нравов, и главной причиной этого является падение значимости элитарной культуры. Построить успешное общество можно только через баланс между двумя культурами, который уже более сорока лет систематически разрушался либеральной Западной пропагандой, фактически пытающейся навязать миру модель, где элитарной культуры не существует вовсе, зато торжествует ювенальная юстиция и смена пола по любому поводу (и без него). Причем Россия, где культура всегда носила ярко выраженный элитарный оттенок, пострадала от этого процесса куда сильнее, чем прочие страны: чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на современную молодежь.

Остается надеяться, что Специальная Военная Операция по освобождению территории Украины от нацистской оккупации окажется тем шоковым событием, которое разбудит культурную элиту России (как в свое время декабристы “разбудили” Герцена), и вместо продолжения затянувшегося упадка нас ждет захватывающий взлет к новым вершинам, которые еще пару лет назад трудно было бы даже вообразить.

“Министр культуры” – пьеса Д. Рудого

Яндекс.Метрика