Антагонист – это персонаж, который бросает вызов протагонисту (главному герою произведения), срывает его планы, оказывает давление или несет угрозу для его жизни.
Функция антагониста в сюжете заключается в том, чтобы создавать проблемы, провоцировать конфликт. Когда в романе ничего не происходит, и протагонисту – положительному герою – ничто не угрожает, интересной истории не получится. Антагонист создает напряжение, дает истории импульс, заставляя читателей следить за развитием событий.
Протагонист – это главный герой произведения, который сталкивается с проблемами, бросает вызов антагонистам и ищет свое предназначение. Протагонисты становятся основным предметом интереса читателей и играют ключевую роль в развитии истории.
Функция протагониста в сюжете заключается в том, чтобы преодолевать трудности и добиваться своих целей, что обеспечивает динамику и развитие сюжета. Без протагониста история теряет свою направленность и становится менее интересной для читателя.
Примеры протагонистов
Протагонистами могут быть:
- неуверенный подросток, сталкивающийся с проблемами самоопределения и поиска своего места в жизни (пример);
- молодой человек, который ищет свою любовь (пример);
- опытный разведчик, добывающий секретную информацию в стане врага (пример);
- мечтательный актер, борющийся за свое место в мире искусства (пример);
- смелый искатель приключений, путешествующий по экзотическим странам (пример);
- обычный человек, преодолевающий трудности жизни с помощью веры (пример);
- отважный воин, защищающий свой народ от захватчиков (пример).
Выделяются 4 основных типа протагонистов:
- классический герой,
- реликтовый герой,
- обычный человек,
- антигерой.
Разберем эти типы подробнее.
Классический герой
Воплощение благородства и мужества, классический герой является самым популярным архетипом как в элитарной, так и в массовой культуре. Он представляет собой достойного, сильного и отважного персонажа, который сражается со злом, защищает слабых и обездоленных и добивается справедливости.
Одним из самых известных классических героев является Одиссей из одноименного эпоса Гомера. Одиссей – мудрый и храбрый протагонист, который испытывает многочисленные опасности и приключения на своем десятилетнем пути домой после Троянской войны. Другими яркими примерами классических героев служат Робин Гуд – борец за справедливость и защитник угнетенных, и Гарри Поттер – молодой волшебник, борющийся с темными силами.
Реликтовый герой
Реликтовый герой отличается от классического своими недостатками и слабостями, которые делают его более человечным и интересным для читателей. Вначале такой протагонист не обладает выдающимися качествами и кажется рядовым персонажем, однако благодаря обстоятельствам и личному развитию становится настоящим героем.
Примерами реликтовых героев: Билбо Бэггинс – скромный хоббит, который путешествует в опасное и захватывающее приключение в романе “Хоббит” Дж.Р.Р. Толкиена, и Катнисс Эвердин – молодая девушка, вынужденная участвовать в жестоких соревнованиях на жизнь и смерть в серии книг “Голодные игры” Сьюзен Коллинз.
Обычный человек
Обычный человек – это рядовой, среднестатистический человек, сталкивающийся с трудностями и борющийся за свои мечты, цели и идеалы. В отличие от классического героя, такой персонаж не обладает сверхъестественными способностями и часто испытывает сомнения в своих действиях. Этот тип героя показывает, что настоящая сила, мужество и стойскость может быть найдены в обычных людях.
Среди примеров обычных героев можно назвать Гарри Холлер из романа “Нескучный человек” Германа Гессе: человека, который ищет свой путь в жизни и пытается найти смысл существования. Анна Каренина из одноименного романа Льва Толстого также является обычным человеком, преодолевающим сложности в собственной жизни и отношениях с окружающими.
Антигерой
Антигерой – это протагонист, который обладает существенными недостатками или ведет себя нравственно сомнительно, но при этом продолжает бороться за свои цели. Возможно, читатели сначала не симпатизируют такому герою, но со временем его мотивы и действия становятся понятными и вызывают сопереживание. Этот тип героя показывает, что даже у непривлекательных и сложных персонажей могут быть свои права на счастье и успех.
Примерами антигероев являются Гектор из “Троянской войны” Гомера, Тони Сопрано из сериала “Сопрано” или Уолтер Уайт из сериала “Во все тяжкие”.
Антигероя важно не путать с антагонистом.
Примеры антагонистов
Антагонистами могут быть:
- бывший супруг/супруга, вновь появляющиеся в жизни главного героя с какой-либо нерешенной проблемой;
- партнер по бизнесу, распространяющий клевету про главного героя;
- сосед, вмешивающийся в жизнь протагониста в неподходящий момент;
- подозреваемый в преступлении, скрывающий важную информацию;
- назойливый человек, который пытается помочь, но добавляет сложностей.
В роли антагониста может выступать не только отдельный человек, но и группа, а также неодушевленные предметы и феномены, например:
- Конкурирующая корпорация, саботирующая деятельность главного героя.
- Политическая партия, пытающаяся уничтожить репутацию или карьеру протагониста.
- Агрессивная религиозная секта, представляющую угрозу для общества.
- Страх, сомнение или внутренние демоны протагониста, мешающие ему добиться своих целей.
- Враждебная среда, например, природные катастрофы или заболевания, которые ставят под угрозу выживание и благополучие главного героя.
Говоря простыми словами, антагонист – это оппонент протагониста, препятствие на его пути. Однако, не стоит путать антагониста со злодеем.
Разница между терминами “антагонист” и “злодей”
Злодей – это суть характера персонажа, совокупность определенных качеств, антагонист – роль персонажа в сюжете. В то время как любой злодей по умолчанию является антагонистом, далеко не каждый антагонист – злодей в общепринятом понимании этого слова. Авторы часто используют эти понятия как взаимозаменяемые, но в действительности антагонист и злодей – неодинаковые сущности и служат разным целям в сюжете.
Злодей в художественном произведении – это персонаж, чьим главным мотивом является умышленное разрушение. Злодей действует в сюжете как основной антагонист, создает максимальные сложности главному герою. Как правило, он больше, чем просто «плохой парень». Это достойный соперник главного героя, его способности и сила сопоставимы со способностями протагониста, только с отрицательным знаком. При этом он считает, что его поступки правильны. Яркий, запоминающийся злодей обладает хорошо проработанным бэкграундом и развитыми личностными характеристиками: яркий и всем известный антагонист – Джокер из комиксов о Бетмене.
В художественном творчестве встречаются 4 основных типа антагонистов: подлинный злодей, рядовой антагонист, группа врагов, и внутренний враг. Разберем их подробнее.
Подлинный злодей
Этот тип антагониста знаком читателям лучше всего. Темный лорд, колдун, узурпатор, преступный ум, древнее зло… Он заключает в себе истинное зло, ставит своей целью причинять вред другим, нести хаос и разрушение ради достижения своих желаний или мести.
Такой злодей чаще всего появляется в фэнтези, научной фантастике и приключенческих романах, хотя встречается он и в других жанрах. Лорд Волдеморт из цикла про Гарри Поттера, Саурон из «Властелина колец», Пеннивайз из романа «Оно» Стивена Кинга – яркие представители этого типа антагонистов. Повествование, в котором фигурирует подлинный злодей, развивается по типу «свет против тьмы», где протагонист играет роль благородного героя.
Несмотря на то, что некоторые полагают этот тип исчерпавшим себя, он прошел проверку временем и все еще остается популярным. Подлинный злодей и его сообщники обращаются к основному человеческому инстинкту – страху. Следя за тем, как на страницах романа страх рождается и впоследствии оказывается побежден, читатели испытывают удовлетворение.
Рядовой антагонист
Не все антагонисты стремятся к злу ради самого зла. Некоторые просто действуют в противовес главному герою, создавая конфликт без намерения уничтожить мир. Это не делает рядового антагониста в меньшей степени опасным противником, просто отделяет его от поистине «плохих парней».
Такой тип антагониста обычно появляется в историях, где личности героев играют более важную роль, чем динамика сюжета, например, в любовных романах, классической литературе. Примерами таких антагонистов могут служить Монтекки и Капулетти, семьи Ромео и Джульетты из одноименной пьесы Шекспира, или старшее поколение семьи Кирсановых по отношению к Базарову в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети».
Конфликт главного героя и рядового антагониста может возникнуть из-за столкновения целей, когда успех гарантирован только кому-то одному. В этом случае антагонист создает физические или психологические препятствия на пути главного героя, не обязательно с целью уничтожить соперника.
Группа врагов
Иногда протагонист вступает в конфликт не с одним человеком, а с группой людей или крупной организацией – правительством или социальной системой. Обычно враждебная группа стремится причинить ущерб или уничтожить протагониста, чтобы получить власть, богатство, отмщение или успех. Антагонист в виде группы чаще всего появляется в экшн-фэнтези, научной фантастике, психологических триллерах и приключенческих романах, нередко представляя собой организованную, системную версию злодея-одиночки.
Поскольку группа – это довольно расплывчатый и безликий образ врага, многие авторы предпочитают персонифицировать ее в лице одного героя, действующего от имени всей группы. В этом случае протагонист по-прежнему борется с группой или системой в целом, но в конфликтных ситуациях противостоит конкретному персонажу.
В качестве примера можно привести Капитолий из «Голодных игр» (в лице Президента Сноу) или Партию из романа «1984» Джорджа Оруэлла (в лице О’Брайена).
Внутренний враг
Иногда антагонист в произведении является не другим персонажем, а частью личности самого главного героя. «Внутренний враг» встречается как в классической, так и в современной прозе, где главный герой противостоит своим сомнениям, страху, недостаткам или сожалениям, чтобы впоследствии одержать победу над собой и обрести счастье или успех.
Например, внутренним антагонистом является чувство вины Брайони в романе «Искупление» или гордость Элизабет и мистера Дарси в «Гордости и предубеждении» Джейн Остин. Холден из романа «Над пропастью во ржи» вступает в конфликт со многими персонажами, но основная борьба происходит с его собственными одержимостями и сомнениями. «Фауст и Франсуа» Данила Рудого – еще один пример произведения, где в роли антагониста (Фауста) выступает alter ego героя (Франсуа).
Хотя обычно такой тип антагониста, как внутренний враг, не имеет физического воплощения, некоторые авторы олицетворяют внутреннюю борьбу героя в объекте, как например, в романе «Портрет Дориана Грея», где портрет главного героя воплощает его тщеславие.
Заключение
Протагонисты – это главные герои, с которыми мы ассоциируем себя, сопереживаем их проблемам и радуемся их победам. Важно помнить, что характеристики протагонистов могут быть разными и зависеть от жанра и стиля произведения. Тем не менее, любой протагонист должен иметь определенную глубину и разнообразие, чтобы стать интересным и живым для читателей.
Хотя большинство людей предпочитают ассоциировать себя с протагонистами, именно антагонисты и злодеи заставляют нас сопереживать и по-настоящему “включаться” в художественное произведение эмоционально. В конце концов, лишь когда главному герою приходится преодолевать сложности на пути к своему триумфу, мы ощущаем «нерв» в истории, и антагонисты – это именно те персонажи, кто создает эти сложности.
Какие протагонисты и антагонисты в литературе произвели на вас наибольшее впечатление? Существуют ли другие типы, о которых мы умолчали? Поделитесь своим мнением в комментариях!