Агата Кристи - королева детективного жанра

Агата Кристи и ее детективы

Агата Кристи – это писательница, которой удалось преодолеть рамки поп-культуры и войти в число признанных литературных столпов. Большинство авторов беллетристики, несмотря на прижизненный успех и большие тиражи книг, отступают в тень вскоре после смерти, а их произведения выходят из моды. Но Агата Кристи не только является самым продаваемым автором всех времен по данным книги рекордов Гиннеса: ее детективные романы, оставаясь продуктом своей эпохи, не теряют популярности и сегодня.

Произведения Агаты Кристи не подвержены воздействию времени – многие схемы преступлений, описанные в них, все еще не утратили актуальности, несмотря на развитие технологий. В традиционно дешевый жанр «книг на один раз» Кристи внесла литературность и определенную новизну, зачастую игнорируя правила и устанавливая новые стандарты. Из под ее пера вышла история, рассказанная от лица убийцы, однако, остающаяся детективным романом.

Все это – причины продолжающейся популярности Агаты Кристи. Ей удалось найти точный баланс между художественностью и сочными сюжетными поворотами, неожиданными открытиями и изощренными способами убийства. Но кроме литературного мастерства в прозе Агаты Кристи скрыты и подсказки к личности самой писательницы.

Агата Кристи ненавидела Пуаро

Самый популярный и незаурядный персонаж Агаты Кристи – Эркюль Пуаро, коротышка-бельгиец с обостренной склонностью к порядку и головой, полной «маленьких серых клеточек». Фигурируя в 30-ти ее романах, он не утратил известности и по сей день. Агата Кристи замыслила создать сыщика, который бы отличался от популярных детективов 1920-х и 1930-х годов – блестящих, элегантных и аристократичных. Низенький, бочкообразный бельгиец с почти анекдотическим чувством собственного достоинства стал блестящей находкой.

Несмотря на то, что продажи книг о Пуаро приносили стабильный доход, писательница вскоре невзлюбила своего персонажа и горячо желала, чтобы он не был так популярен – тогда она могла бы больше не писать о нем. Агата Кристи говорила об этом во многих интервью. О ее чувствах к персонажу можно догадаться и по текстам книг. Пуаро всегда описывается окружающими в насмешливой манере. Кроме того, автор не раскрывает внутренний мир героя, тем самым дистанцируясь от него. Очевидно, что Агата Кристи видела его смешным маленьким человечком, чьим единственным достоинством являлась способность разгадывать преступления.

Но это еще не все. Агата Кристи «убила» Пуаро в 1945 году, написав «Занавес», затем убрала книгу в сейф и позволила опубликовать ее только перед своей смертью. Отчасти это было сделано для того, чтобы удостовериться, что она не умрет, не завершив должным образом карьеру Пуаро. Но также она хотела убедиться, что никто не сможет продолжать писать о Пуаро после ее смерти.

Агата Кристи часто не знала, кто убийца

Агата Кристи никогда не скрывала главный факт своего творческого подхода. Начиная писать, она часто понятия не имела, кто убийца. Вместо этого она пользовалась подсказками, которые сама же придумывала, точно так, как это делал бы читатель, собирая по кусочкам окончательное решение загадки.

Это становится очевидным при перечитывании некоторых ее романов. Одна из наиболее известных особенностей ее произведений – многочисленные ложные предположения, которые в поисках истины делают персонажи. Вероятно, это и есть те потенциальные решения, которые испробовала и отвергла сама Кристи в ходе работы, пока не пришла к официальной разгадке.

Деменция писательницы

В своем творчестве Кристи всегда отличалась последовательностью. В течение нескольких десятилетий ей удавалось выпускать детективные романы, которые были изобретательными и правдоподобными одновременно, а ведь достичь такого баланса непросто. Тем не менее, несколько последних ее романов (за исключением «Занавеса», опубликованного за год до ее смерти, но написанного тридцатью годами ранее) являются откровенно слабыми: детективные интриги в них плохо продуманы, а повествование скучное.

Это не просто следствие снижения продуктивности. В Университете Торонто учеными было проведено исследование произведений писательницы, в результате которого обнаружилось, что словарный запас и сложность построения предложений резко и ощутимо снижаются в ее последних романах. Хотя диагноз Агате Кристи никогда не ставили, предполагается, что она страдала от болезни Альцгеймера или схожего заболевания, несмотря на которое она продолжала писать.

Похоже, Кристи осознавала свое ухудшающееся состояние. В последнем написанном перед смертью романе, «Слоны умеют помнить», красной нитью проходит тема памяти и ее потери.

Отсылки к самой себе

Некоторое время Агата Кристи была одной из самых знаменитых женщин в мире. Когда она пропала на 10 дней в 1926 году, на взлете писательской карьеры, это вызвало лавину домыслов.

Но, несмотря на рискованные повороты сюжета, в целом для прозы Кристи характерен сдержанный тон. К литературным уловкам она обычно прибегала только для создания детективной интриги.

Тем не менее, не забывала она и напомнить о себе. Самый яркий пример – упоминание в романе «Труп в библиотеке», когда мальчик перечисляет известных детективных авторов, чьи автографы он собрал, включая Дороти Сэйерс, Диксона Карра, Генри Бейли и Агату Кристи (кстати, кто, помимо последней, вам известен?). Так что в вымышленной вселенной, созданной Агатой Кристи, автор по имени Кристи пишет детективные романы.

Также она создала «известную писательницу» Ариадну Оливер по своему подобию и описывает ее в нелестном тоне, красноречиво свидетельствующем, что Кристи думала о своей карьере и известности.

Единая художественная вселенная

Конечно, помимо Пуаро Агата Кристи создала и других персонажей, среди которых выделяется, конечно, Мисс Марпл. Также она написала четыре книги о Томми и Таппенсе, двух неунывающих авантюристах, ставших сыщиками. Внимательный читатель заметит, что все персонажи Кристи существуют в одной литературной вселенной, что доказывается появлением нескольких второстепенных персонажей как в цикле о Пуаро, так и в романах о мисс Марпл.

Ключевое произведение – повесть «Белый конь», в которой задействованы четыре персонажа, фигурирующие в романах о Пуаро и мисс Марпл. Это означает, что все дела двух сыщиков происходят в одной вселенной, и, возможно, они могли знать друг о друге, пусть и не быть знакомыми лично. Это несущественная деталь, но она свидетельствует о той продуманности, с какой Кристи писала свои произведения.

***

Агата Кристи остается невероятно популярной детективщицей по одной простой причине: она писала великолепные истории. Ее самые известные книги продолжают экранизировать, ее персонажи стали эталоном и примером для подражания, а многие из романов и по сей день сохраняют свою способность удивлять и поражать. А добиться этого удается лишь избранным писателям.

Узнайте, как самостоятельно написать детектив-бестселлер за 5 простых шагов!