Как монетизировать литературное произведение

Как монетизировать литературное произведение

Если вы читали российские книги, изданные в 1990-х, то возможно, помните пустые страницы с единственным “Здесь могла бы быть ваша реклама”. С тех пор прошло более 20-ти лет, и монетизация литературных произведений шагнула далеко вперед, превратившись для современных авторов в реальный источник дохода (если не верите, спросите Виктора Пелевина). В этой статье мы рассмотрим различные способы монетизации литературных произведений и дадим советы по продвижению вашего шедевра на рынке, а тем, кого интересует партнёрский маркетинг, рекомендуем перейти по ссылке.

Традиционные пути монетизации

Самый привычный и знакомый путь – это публикация бумажной книги в издательстве после заключения с ним контракта. В этом случае автор получает аванс, а в некоторых случаях и роялти – процент с продаж (от англ. “royalty“). Величина аванса и роялти сильно варьируются в зависимости от популярности автора, маркетингового бюджета книги и рыночной конъюнктуры, а главным минусом здесь является то, что хитро составленный контракт может “закабалить” автора на долгие годы (как это произошло с Достоевским).

Другой популярный путь – это самиздат. Издавая книгу самостоятельно, автор может контролировать все этапы публикации, от верстки и дизайна обложки до цены и стратегии продвижения. Очевидный плюс такого подхода в том, что авторы получают значительно больший процент с продаж, так как исключают из издательского процесса огромное число посредников, однако он также требует больше времени, усилий и капитальных инвестиций (особенно если речь идет не о печати по требованию).

Цифровая монетизация

С наступлением эры цифровых технологий поэты и писатели 21-го века получили дополнительные возможности для дохода.

Наиболее популярным способом уже много лет остается самиздат электронных книг, позволяющий авторам свободно публиковать свои произведения, устанавливать цены и анализировать отчеты о продажах. На Западе тон задает Amazon Kindle Direct Publishing; в России лидерами рынка являются ЛитРес, Ridero, MyBook и Bookmate. Как правило, такие платформы отчисляют авторам 60-70% от доходов, что делает их привлекательными для начинающих писателей.

Высокий спрос на аудиокниги, позволяющий “достучаться” до аудитории, которая плохо воспринимает текст, стал еще одним способом монетизировать книги. Крупными игроками на этом рынке являются упоминавшиеся ЛитРес и Bookmate, а также сервис Storytel. Все они располагают обширными библиотеками аудиофайлов и способны удовлетворить как профессиональные потребности специалистов, так и художественный вкус любителей изящной словесности.

Альтернативные способы монетизации

Помимо традиционных и цифровых способов монетизации существует и другие, менее очевидные, но потенциально прибыльные способы.

Так мощным источником дохода может стать продажа прав на экранизацию, особенно если автора наймут написать сценарий готовящегося фильма или сериала. Конечно, на каждому литературному произведению уготована подобная завидная участь, но удачная адаптация текста для кино или телевидения способна как затмить все остальные источники прибыли, так и существенно их увеличить.

Мерчандайзинг — еще один способ монетизации вашего текста. Мерчандайзинг включает в себя все: от продажи футболок и чашек с изображениями персонажей до создания настольных игр или видеоигр, основанных на сюжете вашей книги, а вам как автору причитаются роялти с продаж.

Кроме того, ваш литературный опыт уже сам по себе является ценным ресурсом. Многие авторы проводят мастер-классы и семинары, обучая других, как писать стихи и прозу. Подобный занятия могут превратиться как в дополнительный источник дохода, так и в способ повышения вашего писательского авторитета.

Как продвигать литературное произведение

Любой автор знает, что создание литературного произведения – не самое сложное. Найти свою лояльную читательскую аудиторию – вот главная трудность для современных поэтов и писателей. К основным инструментам продвижения стихов, прозы и драматургии в 21-м веке относятся:

  • Соцсети и онлайн-маркетинг. В современном мире соцсети и интернет-маркетинг являются неотъемлемыми атрибутами продвижения литературных произведений. Речь идет о рекламных кампаниях в Facebook и Instagram, создании веб-сайта или блога, где вы публикуете отрывки своих стихов и прозы, и использовании SEO (поисковой оптимизации) для повышения вашего статуса в Интернете.
  • PR-работа с критиками, блогерами и авторитетными изданиями. Постоянно растущее сообщество блогеров и критиков может стать мощным инструментом для продвижения вашего произведения. Отправьте копии своей книги признанным авторитетам в мире литературы: их отзывы и рецензии существенно повысят интерес к вашей работе и придадут ей дополнительный вес в глазах общества. Также активно сотрудничайте с передовыми литературными изданиями.
  • Участие в литературных фестивалях, выставках и прочих мероприятиях. Непосредственное взаимодействие с аудиторией, коллегами-писателями и издателями на публичных мероприятиях крайне полезно для расширения охвата читательской аудитории. Это также отличная возможность получить обратную связь и создать привлекательный имидж популярного автора.

Как монетизировать литературное произведение. Заключение

Звоном звенят вериги,
Синим раскрашен нос –
Я с предпоследней книги
Что-то пошёл вразнос,
Разина хуже Стеньки
Духа царю грозя:
Пушкин писал за деньги –
Нам почему нельзя?

 

Д. Рудой

Каждое литературное произведение по-своему уникально, поэтому стратегия его монетизации должна быть соответствующей. Некоторые книги станут бестселлерами благодаря печатному изданию, другие преуспеют в электронном формате, третьи принесут миллионы после экранизации. С другой стороны, любые способы монетизации бесполезны без грамотного маркетинга. Использование соцсетей, сотрудничество с критиками и блогерами, участие в публичных мероприятиях – все это может помочь вам привлечь внимание к вашему произведению и увеличить его коммерческий потенциал. В конечном счете, монетизация литературного произведения – это вопрос не только заработка, но и расширения аудитории через осмысленный диалог с читателями.

Яндекс.Метрика