Одноактные пьесы - секреты жанра

Одноактные пьесы – секреты жанра

Одноактная пьеса, согласно распространенному заблуждению, считается сокращенной формой «большой» пьесы или ее частью. Из-за краткости формы к одноактным пьесам зачастую несправедливо относятся как к чему-то несерьезному, требующему меньше мастерства от драматурга и актеров. В этой статье мы (1) постараемся развеять эти предубеждения, (2) проследим развитие одноактных пьес с течением времени, и (3) рассмотрим отличительные особенности этой драматической формы.

Эволюция одноактных пьес

Одноактные пьесы рассматриваются многими как современное изобретение. Однако это не так. Их писали и ставили на сцене на протяжение тысячелетий.

Античность

Одноактная пьеса появилась еще в Древней Греции. В храме Диониса, самом священном месте Афин, ставились пьесы Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и других драматургов.


Эти пьесы были довольно длинными по современным меркам – 60-80 минут. Большинство пьес имели религиозно-нравственный акцент и рассматривали вечные вопросы космического значения. Например, в «Антигоне» Софокла зрителям предлагается подумать, должен ли гражданин повиноваться законам государства или божественному порядку.

Одноактная пьеса была центром культурной жизни, и в среднем каждую пьесу смотрели две трети населения Афин (около 30 000 человек). Комедии Менандра все еще исполнялись в Антиохии (современная Сирия) в 5 веке н. э. Короткие драматические сценки также разыгрывались в Риме (например, между гонками колесниц на ипподроме).

Одноактные пьесы в средние века и Новое время

Эволюция одноактной драмы в этот период напрямую связана с раннехристианской церковью. Например, традиция инсценировать Тайную вечерю изначально закрепилась в обряде Евхаристии. Существовали постановки и других сцен из Ветхого и Нового Заветов. Их вставляли в церковные службы, иногда заменяя проповеди.

Со временем пьесы «вышли» из церкви на улицу и стали самостоятельными явлениями. Их начали разыгрывать на передвижных тележках, проезжавших по улицам города. Таким образом, они стали доступны всему городскому населению.

Комедия дель арте

Комедия дель арте, популярная импровизированная комедия, процветала в Европе с 16-го по начало 18-го века. Она возникла из деревенских фарсов, исполнявшихся во время карнавалов в Южной Италии. Каждый член гастролирующей труппы исполнял определенную роль или «маску» (старик, ученый педант, удалой вояка и т. д.), а пьесы были довольно короткими.

XVIII-XX век

В 18-м и 19-м веках одноактные пьесы часто исполнялись в качестве прелюдии к началу основного спектакля. В основном это были комедии, служившие для развлечения зрителей перед началом настоящей драмы, а иногда – сразу после ее окончания.

Великий норвежский драматург Генрик Ибсен придал одноактной пьесе современный оттенок. Именно он впервые ввел в одноактную пьесу подробные сценические ремарки. До него одноактные пьесы писались в стихах. Он использовал прозу и сделал драму простой, реальной, приближенной к повседневной жизни.

Джордж Бернард Шоу и Джон Голсуорси – два его величайших последователя. Шоу, главный английский драматург нового времени, очень внимательно следовал технике Ибсена. Его пьесы имеют широкий размах и отмечены Ибсеновским реализмом. Пьесы Голсуорси, другого драматурга с мировым именем, также реалистичны, а персонажи – достоверны. Его драмы заключают одну основную идею, воплощенную в одном действии, где сталкиваются обстоятельства и характеры.

Одноактная пьеса в современной драматургии

Под влиянием Ибсена современная драма приобрела следующие черты:

  • изображение реальных персонажей, живущих обычной жизнью;
  • анализ проблем повседневной жизни: брак, правосудие, условия труда, развод и т. д.;
  • использование подробных сценических ремарок для экономии времени самого действия;
  • стремление к простоте сюжета, выраженности действия, целостности впечатления;
  • отсутствие драматических эффектов и уловок прежних времен;
  • более интересный и насыщенный диалог;
  • простота и доступность языка.

Все эти тенденции находят выражение в современной одноактной пьесе. Именно техника Ибсена сделала одноактную пьесу значительным литературным явлением и популярной формой драматического представления.

С развитием кинематографа пьесы «перешли» на широкий экран. Например, фильм «Седьмая печать» Ингмара Бергмана снят по его одноактной пьесе «Роспись по дереву».

Также, развитию одноактной пьесы помог репертуарный театр с постоянной труппой актеров и определенным репертуаром пьес. Поскольку пьесы в репертуарных театрах отбираются преимущественно исходя из художественной, а не коммерческой ценности, у одноактных пьес в таких театрах больше шансов на успех.

Эта драматическая форма очень популярна среди любителей. Она коротка, не требует сложных декораций и костюмов и поэтому очень удобна для постановки в любительских театральных кружках и клубах. Это лучшая стартовая площадка для соискателей сценической славы.

Ключевые особенности одноактных пьес

Одноактную пьесу часто считают короткой формой длинной пьесы. Но одноактная пьеса является отдельной литературной формой. Это не сжатая пятиактная пьеса, ее нельзя развить, например, в трехактную пьесу. Сущность и структура этих форм в корне отличаются.

Одноактная пьеса рассматривает одну главную ситуацию и направлена на достижение единственного эффекта. В зависимости от жанра (трагедия или комедия) используемые приемы могут сильно варьироваться. Поскольку действие в одноактной пьесе происходит в течение короткого периода времени, требуется большее внимание к выбору художественных средств. В пьесе не должно быть пустых мест, поэтому драматургу приходится избегать всего лишнего. Это делает одноактную пьесу трудной формой искусства, для ее освоения требуется много тренировок и практики.

Эта драматическая форма имеет огромные возможности для развития. Одноактная пьеса, несмотря на свой малый объем, может быть написана в любом жанре и затрагивать любую тему. Главное условие – однонаправленность действия для достижения максимального эффекта. Обычно для этого выбирается какая-то конфликтная ситуация или особый этап в жизни героя. Все внимание сосредоточено на этом конкретном моменте, весь сюжет пьесы держится на нем.

Таким образом, самые разные жизненные явления – любовь, брак, развод, правосудие, преступление, наказание, закон, суеверия, обычаи и нравы – могут стать подходящей темой для одноактной пьесы. По тематике одноактные пьесы можно разделить на:

  • реалистические пьесы,
  • проблемные пьесы,
  • фантазии,
  • костюмированные пьесы,
  • сатира,
  • романтика и т. д.

Иными словами, к услугам драматурга большой и разнообразный выбор сюжетов, которые одинаково хорошо обыгрываются в одноактной пьесе.

Структура одноактной пьесы

Одноактная пьеса, как и драма в нескольких актах, должна иметь начало, середину и конец. Ее структуру можно разделить на четыре части:

  • экспозиция,
  • конфликт,
  • кульминация,
  • развязка.

Все эти стадии могут быть отчетливо обозначены, как и в крупной форме, но чаще всего они имеют тенденцию перекрывать друг друга.

Экспозиция

Экспозиция служит вступлением к пьесе. Ситуация и тема пьесы объясняются зрителям, а также вводятся действующие персонажи. Также рассказывается предыстория, которую необходимо знать для понимания пьесы. Так как одноактная пьеса очень коротка, драматург не может уделить слишком много времени введению. Поэтому экспозиция одноактной пьесы обычно бывает краткой.

Конфликт

За экспозицией следует конфликт. Именно через конфликт развивается основное действие. Конфликт означает борьбу между двумя противоборствующими силами, он может принимать различные формы. Например, конфликт может заключаться в борьбе двух противоположных интересов, идей, людей, группы лиц и героя, других обстоятельств. Возможен также внутренний конфликт между двумя идеями или побуждениями в сознании героя, который, будучи не в состоянии решиться на что-то,  может испытывать душевную агонию.

Например, основной конфликт в одноактной пьесе Сартра «За закрытыми дверями» заключается в противопоставлении свободной воли и несвободы, невозможности изменить свой земной путь.

Конфликт – основа одноактной пьесы. Последовательные осложнения подогревают напряжение у зрителей (читателей) относительно исхода конфликта.

Кульминация

После конфликта наступает кульминация. Это поворотный момент драмы. Одна из двух противоборствующих сил получает превосходство над другими. Становится ясно, какая из них в итоге победит. Кульминация является важной частью одноактной пьесы и составляет момент ее наивысшего интереса.

Развязка

Развязка – заключительная стадия одноактной пьесы. В этой точке одна из двух противоборствующих сил окончательно одерживает победу, и действие завершается. Поскольку пространство для действия, имеющееся в распоряжении автора одноактной пьесы, ограничено, развязка обычно очень коротка и часто перекрывается кульминацией.

Правило триединства

В одноактной пьесе по возможности должно соблюдаться правило драматического триединства. Эти три единства:

  • единство времени,
  • единство места,
  • единство действия.

Согласно этому правилу, действие пьесы должно разворачиваться в рамках 24 часов, происходить в одном пространстве и ограничиваться одним сюжетом. Конечно, не всегда легко этому следовать, но если драма должна быть достоверной и естественной, то драматург должен соблюдать эти три единства.

Персонажи в одноактных пьесах

Количество персонажей в одноактной пьесе тоже ограничено. Если драматург вводит слишком много персонажей, это ведет к перенаселению и уменьшает эффект. Жестких и непреложных требований относительно количества персонажей в пьесе нет. Но, как правило, число главных персонажей ограничивается двумя-тремя.

Например, в одноактной пьесе А. Вампилова «Дом окнами в поле», всего два действующих лица, ведущих беседу – сельский учитель Третьяков и жительница села Астафьева:

Формат одноактной пьесы накладывает ограничения и на развитие характеров. Драматург просто не успевает представить персонажей на разных стадиях их личностного развития. Внимание сосредоточено только на одной-двух существенных чертах характера, которые проявляются в заданных ситуациях и обстоятельствах.

Кроме того, герои современной одноактной пьесы – обычные мужчины и женщины. Они не святые и не демоны. У них есть все те недостатки и слабости, а также добродетели, которыми обладают обычные люди. Это делает пьесу естественной, реалистичной и убедительной.

Диалог и сценические ремарки в одноактной пьесе

Диалог имеет огромное значение в одноактной пьесе. В силу ее краткости каждое слово должно быть тщательно подобрано, а фразы – быть компактными и сжатыми. От драматурга требуется определенное мастерство, чтобы выразить важные мысли и идеи, используя как можно меньше слов. Таким образом, язык диалога должен быть простым, кратким и понятным. Длинные речи, споры и предложения неуместны и уменьшают очарование одноактной пьесы.

Сценические ремарки – еще одна важная черта одноактных пьес. Пространство в распоряжении драматурга ограничено, поэтому он не может дать подробную экспозицию или объяснять что-то во время действия самой пьесы. Этой цели служат сценические ремарки. Более того, ремарки, описывающие мельчайшие детали сцены, придают драме атмосферу реализма.

Пример использования ремарок в пьесе Ибсена «Строитель Сольнес»:

Сольнес (делает несколько шагов по комнате, бросает шляпу на стул, кладет папки на стол перед диваном, опять приближается к конторке и громко обращается к Кае, которая пишет, не отрываясь, но с какой-то нервной торопливостью). Что это вы там заносите в книгу, фрекен Фосли?

Кая (вздрагивая). Это… это просто…

Сольнес. Покажите-ка, фрекен. (Наклоняется, как бы желая заглянуть в гросбух, и шепчет.) Кая?

Кая (продолжая писать, тихо). Что?

Сольнес. Почему вы всегда снимаете при мне глазной зонтик?

Кая (по-прежнему). Потому что я в нем такая безобразная.

Сольнес (улыбаясь). А вам этого очень не хочется, Кая?

Кая (взглянув на него украдкой). Ни за что на свете. Казаться такой в ваших глазах.

Важно помнить, что пьеса предназначена не только для исполнения на сцене, но и для чтения. Читатель может понять всю сцену через ремарки и лучше оценить истинный дух драмы. Сценические ремарки делают пьесу предельно ясной для читателя. Они придают правдоподобие одноактной пьесе.

Заключение

Одноактные пьесы зародились в Древней Греции и дошли до наших дней, претерпев ряд изменений. Несмотря на свой «почтенный» возраст, этот жанр остается популярной формой сценического искусства как в профессиональной среде, так и у любителей. Накладывая на драматурга ограничения по времени, месту действия и количеству поднятых тем, одноактная пьеса требует большого мастерства в создании и исполнении. Но благодаря своей скоротечности и разнообразию сюжетов она допускает смелые эксперименты и обладает неограниченными возможностями для развития.