Элитарную культуру легко отличить от массовой, ответив на простой вопрос. Позиционируется ли предмет культуры как “для немногих”, или же он позиционируется как “для всех”? Примеры и культовые предметы ищите сами, а обо мне не спрашивайте: если вы действительно поняли разницу, это должно быть вам очевидно. Д. Рудой
Элитарная культура — это обычаи, знания и методы взаимодействия с обществом привилегированных групп людей, возвышенных над остальными. Элитарную культуру создают миллионеры, выдающиеся политические деятели и ученые, гениальные писатели, художники и композиторы, и другие элитарии. Главная отличительная черта элитарной культуры — обособленная закрытость, несмотря на которую она, тем не менее, взаимодействует как с массовой, так и с народной культурой.
Элитарная культура в первую очередь затрагивает следующие области:
Термин элитарная культура возник в конце 19 века во время стремительного развития науки, производства товаров народного потребления и сферы развлечения. Он появился в противовес термину массовая культура. Впервые проанализировал смысл термина испанский философ Хосе́ Орте́га-и-Гассе́т, пришедший в своих работах «Дегуманизация искусства» и «Восстание масс» к следующим выводам:
Элитарная культура обладает следующими ярко выраженными признаками:
В любом обществе элитариев не более 1% от общего числа людей. В целях безопасности и собственного комфорта члены данного круга стараются общаться только с друг другом и не допускать к себе людей более низкого социального статуса. Принцип “с кем поведешься, от того и наберешься” имеет для элитариев принципиальное значение.
Типичные элитарии считают себя уникальными, утонченными, принципиально отличными от остальных людей (которых они нередко считают “быдлом”), хотя истории известны и многочисленные исключения: например, российский царь и император Петр Первый не гнушался трудиться рука об руку с чернорабочими.
Даже неписаные ценности, правила и модели поведения в таком обществе зачастую понимаются членами интуитивно, что является доказательством их принадлежности к элите.
Другие особенности элитарной культуры включают:
Кто же те избранные, кто создают элитарную культуру? Вот некоторые ее представители.
Парадоксально, что к элитарной культуре можно отнести и верхушку Третьего Рейха, и людоедов Папуа — Новая Гвинея: и те, и другие получили лучшее образование, вели обособленный образ жизни и пользовались значительными привилегиями по сравнению с другими членами обществ, которым принадлежали.
ТОВАРИЩ ПАНКРАТОВ. Представьте, что Пушкина до сих пор не застрелили. Разве не хотели бы Вы видеть его своим Министром Культуры?
ТОВАРИЩ ТИТАНОВ. Но где гарантия, что Вы окажетесь Пушкиным, товарищ Панкратов? В Пушкине мы уверены, ведь нам всю жизнь твердили про него одно и то же. А Вы еще даже не умерли, дай Вам Бог здоровья и долгих лет!
“Министр культуры” (пример элитарной культуры в драматургии)
Как следует из всего сказанного, элитарная культура предназначена не для всех, а лишь для подавляющего меньшинства. Вот несколько ее примеров.
Конкретные примеры элитарной культуры: картины Пабло Пикассо и Каземира Малевича, романы от Франца Кафки, фильмы Федерико Феллини.
Элитарная культура представляет человека свободным и творческим, не подвластным гнету общественных устоев, делающим то, что ему по душе. Поскольку привилегированные люди свободны от необходимости зарабатывать себе на жизнь, они могут полностью посвятить себя истинно творческой деятельности, не переживая за конечный результат — в отличие от работника масс-культуры, чей заработок зависит от того, насколько благосклонно его творение примет широкая публика.
Члену элитарного общества невозможно навязать необходимость творить определенным образом: все, что делают эти люди, они делают потому, что так хотят — именно поэтому их творения обладают совершенно особой энергетикой, не исчезающей на протяжение тысячелетий и стабильно привлекающей новых поклонников и последователей.
Большинство элитариев воспринимает общество как средство достижения своих целей: славы, денег, власть, знания. С их точки зрения, общество враждебно, так как противоположно им, и его нужно опасаться. С другой стороны, принципиальная цель любого элитария состоит в том, чтобы полностью разобраться в управляющих обществом законах, чтобы в дальнейшем управлять им самостоятельно и с максимально высокой точностью.
Элитарная культура не существует в вакууме. Подобно тому, как для того, чтобы понять, что такое белое, необходимо черное, элитарная культура по-настоящему возникает лишь в том случае, когда имеет своего антагониста — масс-культуру (не путать с народной культурой, представляющей собой коллективные знания и обычаи, накапливавшиеся с древних времен и сохранившиеся до настоящего времени). Поэтому, для более глубокого понимания обеих, их лучше рассматривать сообща.
Как следует из названия, массовая культура создается для пользования всем обществом, тогда как элитарная культура предназначена для избранных элитариев. Массовая культура меняется быстро и стремительно (“Нет ничего мертвее, чем прошлогодний бестселлер”), элитарная — крайне медленно, либо не меняется вообще: так идеалы, на которые ориентировались древнеегипетские фараоны, очень похожи те, которые преследуют хозяева мира сегодня. Кроме того, массовая культура главной своей целью ставит развлечение людей для понижения агрессии в обществе, тогда как цель элитарной культуры в максимальной реализации потенциала, заложенного в человеке.
Элитарная и массовая культура в современном обществе находятся в постоянном взаимодействии и трансформации, в результате которой массовая культура может стать элитарной и наоборот. Наглядным примером является джаз. В 1920-х джазовая музыка была уделом крайне ограниченного круга лиц (“Великий Гэтсби” Фицджеральда), но уже в 1930-х джазовые композиции звучали по всему североамериканскому континенту.
Нечто похожее произошло с живописью Винсента Ван Гога. При жизни его творчество считалось “мазней” и было интересно считанным единицам, а после смерти внимание к картинам выросло экспоненциально, так что сегодня миллионы людей по всему миру считают Ван Гона одним из самых выдающихся художников.
Если вы задаетесь этим вопросом, то почти наверняка ответ будет отрицательным. Понять, почему, поможет цитата уже упоминавшегося Рудого.
Главная отличительная черта Моцарта в том, что, когда он слышит гениальную музыку, то знает, что эта музыка гениальна, кто бы ее ни написал. Тот, кто принадлежит к элитарной культуре, не спрашивает, может ли он принадлежать к ней — как обычный человек не спрашивает, является ли человеком. Истинный творец с рождения несет элитарную культуру внутри и прекрасно знает об этом, причем знание это подобно осведомленности о том, что на столе стоит чашка с чаем, и не вызывает никаких особых эмоций, кроме желания творить.
Вы можете стать членом конного клуба, играть в шахматы на любительском или профессиональном уровне, заняться рисованием и писать стихи. Но чтобы войти в элитарный круг, недостаточно даже владеть крупной корпорацией и пользоваться почетом и уважением общества на правах селебрити. Чтобы приобщиться к элитарной культуре необходим талант, как минимум граничащий с гениальностью, а лучше являющийся ею, и те, кто таковым обладают, прекрасно знают об этом. В противном случае, все, на что вы можете рассчитывать — это масс-культура. Впрочем, если вас интересуют только деньги, вы вполне можете получить желаемое.
Элитарная культура есть совокупность традиций, ценностей и знаний привилегированных членов общества. К особенностям элитарной культуры относятся эксклюзивность, консерватизм, индивидуализм. Культура элит взаимодействует с массовой и народной, но всегда стоит особняком, даже если использует отдельные их элементы, которые в этом случае обязательно адаптируются к новым стандартам качества и зачастую приобретают свойства, не регистрирующиеся в сознании тех, кто не принадлежит высшему культурному обществу.
Крайне интересным и нехарактерным примером широкого распространения элитарной культуры в обществе является СССР. Благодаря высочайшему среднему уровню образования и нравственности советских граждан, именно элитарная культура была стандартом, на который равнялись все культурные деятели той эпохи. Это вызывало сильнейшую злобу и ненависть у элитариев Запада, многие из которых, несмотря на свой статус, уступали по культурному уровню среднестатистическому советскому зрителю Большого Театра. Поэтому, после предательского развала СССР верхушка либерального лагеря приложила титанические усилия, чтобы российская культура деградировала до самого непотребного уровня. Враги России добились на этом поприще ощутимых успехов (например, почти все современные русские поэты принадлежат к низкопробной масс-культуре), однако уничтожить культуру страны, являющуюся культурным эталоном, в принципе невозможно, поэтому, согласно логике этапов развития человеческой цивилизации, ситуация изменится уже в самом ближайшем будущем.
Специальная Военная Операция по освобождению мирного украинского населения от оккупации со стороны либерально-нацистского Киевского режима дала мощный толчок к развитию российского самосознания, и хотя последующие десятилетия будут охарактеризованы острейшими кризисами и противоречиями в социально-экономической и политической жизни мирового сообщества, именно Россия, вернувшись к своей привычной модели элитарной культуры и благодаря ей, займет место арбитра, судящего происходящие на планете процессы по всей строгости присущих ей высших морально-нравственных и этических норм.
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…