Так ли важна польза чтения, когда речь идет о художественной литературе? Или это занятие, за которым просто приятно провести время? Конечно, погрузиться в хорошую книгу всегда здорово: из нее можно извлечь захватывающий опыт, яркие образы и эмоции. Но польза чтения этим не ограничивается.
Во время чтения с нашим мозгом происходят физиологические перемены, которые подтверждены научно. Читая, мы действительно воздействуем на работу головного мозга на клеточном уровне, развиваем в себе эмпатию и тренируем воображение. Мы даже можем убедить мозг в том, что пережитый нами читательский опыт равнозначен реальному.
Давайте разберемся, в чем же заключается польза чтения для мозга.
В чем польза чтения для мозга
Развитие образного мышления
Чтение художественных книг, в которых присутствуют яркие зрительные образы – это не только удовольствие, но и возможность создавать целые миры у себя в голове. Исследователи обнаружили, что визуальные образы рождаются сами собой, без каких-либо усилий с нашей стороны.
В ходе одного эксперимента участникам предлагалось опознать определенные объекты по фотографиям. Оказалось, что узнавание проходило гораздо быстрее, если участники предварительно прочли описания объектов. Это связано с тем, что во время чтения текста мы автоматически воссоздаем в своем сознании картинку по словесному описанию.
Работа разных зон мозга
Многие критикуют аудиокниги под тем предлогом, что они являются лишь суррогатом «настоящего» чтения. Однако исследования показывают, что при прослушивании книг польза чтения для мозга ничуть не меньше, чем при чтении глазами.
Прослушивание информации или текста задействует у нас в головном мозге не только речевые зоны, но и сенсорные. Например, когда вы слышите о еде, сенсорная кора «включается» по той же схеме, что и двигательная зона во время движения. Таким образом, прослушивание аудиокниг задействует дополнительные участки мозга, а это хорошая тренировка для него.
Получение жизненного опыта
Любой читатель хотя бы раз погружался в рассказанную историю настолько, что ощущал ее как реальный жизненный опыт. На это есть веская причина. Когда мы с головой окунаемся в какое-то книжное переживание, стимулируются те же зоны головного мозга, что и при получении реального опыта.
Наш мозг верит, что переживание реально, и не делает различий между вымышленными ощущениями и настоящими. Литература проникает в наши мысли и чувства, создавая своего рода виртуальную реальность для мозга.
Включение различных схем мышления
Любой вид чтения стимулирует работу нашего мозга. Различные типы чтения, обладая разными преимуществами, дают читателю возможность комбинировать опыт. Например, польза чтения ради удовольствия заключается уже в том, что к разным зонам мозга увеличивается приток крови.
Но исследователи из Стэнфордского университета установили, что вдумчивое чтение и анализ прочитанного способствуют развитию сложных когнитивных функций. Таким образом, внимательное чтение книги и размышление о ее ценности – более эффективно, чем просто чтение для удовольствия.
Увеличение объема мозга
Польза чтения на разных языках – выше. Исследователи из Швеции протестировали две группы студентов. В первую вошли студенты-переводчики Академии Вооруженных Сил, где интенсивное изучение языка является нормой. Вторую группу составили студенты-медики и когнитивисты из университета Умео.
Обе группы подверглись сканированию головного мозга непосредственно перед и сразу после трехмесячного периода интенсивного обучения. Удивительно, но у студентов, изучающих иностранные языки, был отмечен рост клеток как в гиппокампе, так и в коре головного мозга. При этом уровень роста зависел от количества затраченных усилий и объема изученного материала за этот период времени.
Более быстрая адаптация мозга
Если вы привыкли воспринимать книжный текст только на бумаге, то, взяв в руки электронный ридер, поначалу можете чувствовать себя не очень комфортно. Но эксперты настаивают на том, что наш мозг может быстро освоить новую технологию, независимо от возраста или того, как долго мы читаем на бумаге. На самом деле человеческий мозг адаптируется к новым технологиям, включая электронные книги, в течение семи дней.
Хотя наш мозг может быстро приспособиться к электронным книгам, это не значит, что они абсолютно равнозначны книгам в бумажной обложке. Зачастую электронным ридерам не хватает «пространственной навигации», то есть физических ориентиров. Например, нельзя визуально увидеть страницы, оставшиеся до конца книги.
Наш разум привык полагаться на пространственные ориентиры. Когда их нет, мы можем ощущать потерянность. В таких случаях мозг более активно подключается к навигации. Так, объем прочитанного в процентах и другие экранные индикаторы мозг способен воспринимать как настоящие физические указатели.
Развитие последовательного мышления
Обычно у истории есть начало, середина и конец. Наш мозг хорошо воспринимает такую четкую структуру. Она способствует развитию последовательного мышления, связывая причину и следствие. Чем чаще и больше мы читаем, тем лучше мозг адаптируется к такому типу мышления, тем больше польза чтения.
Неврологи призывают родителей читать своим детям как можно больше в период их активного развития. Таким образом, прививается привычка к последовательному мышлению именно тогда, когда мозг обладает набольшей пластичностью и способностью усваивать новые знания.
Изменение структуры мозга
Не все из нас – прирожденные читатели, знающие толк в радостях литературы. Но можно научиться быть хорошим читателем. В процессе этого обучения структура мозга действительно меняется (в лучшую сторону).
В ходе шестимесячной программы ежедневного чтения университета Карнеги–Меллона в США ученые заметили, что объем белого вещества в речевой зоне мозга действительно увеличивается. Вы наверняка отмечали более правильную речь тех людей, которые часто читают. Кроме того, исследователи доказали, что структура мозга качественно улучшается, а значит любовь к чтению становится еще более важной для умственного развития.
Развитие эмпатии
Помимо того, что «потеряться» в интересной книге уже само по себе здорово, польза чтения при глубоком погружении проявляется и на психологическом уровне.
Дело в том, что в жизни вокруг нас постоянно присутствует эмоциональный и информационный шум. Когда мы освобождаемся от этого шума и погружаемся в чтение, мы сопереживаем героям произведения, чувствуем то же, что и они. Это, в свою очередь, делает нас более чуткими к людям в реальной жизни, развивает в нас эмпатию. Читая, мы начинаем относиться к другим людям более осознанно и внимательно.
О пользе чтения для детей читайте в наших статьях «Роль литературы в формировании личности ребенка» и «Роль сказок в развитии детей».