Элизабет Дженнингс – британская поэтесса, мастер интимно-философской лирики. Религиозное мироощущение оказало большое влияние на ее творчество. Стихам Дженнингс зачастую присущ самоанализ, при этом автор играет роль стороннего наблюдателя.
В стихотворении “Одна плоть” изображено то, что осталось от отношений пожилых супругов. Физически они находятся в непосредственной близости, но изолированы друг от друга эмоционально. После многих лет брака их страсть угасла, и они дистанцировались друг от друга. Печально ли это? Давайте разберемся.
|
|
Стихотворение состоит из восемнадцати строк, разбитых на три шестистишия. Рифма в основном свободная. Рифмованные односложные слова звучат четко и напористо. Многосложные слова образуют более мягкую и – в этом контексте – более грустную рифму. Медленный ритм отражает смысл стихотворения.
Слушать стихотворение на английском языке
Стихотворение начинается с описания пожилых супругов, лежащих порознь каждый в своей постели. Указание на «сейчас» (now) позволяет предположить, что когда-то они были близки, но теперь это одиночество вдвоем. Их занятия перед сном также указывают на их отдаленность друг от друга: он лежит с книгой, а она «о детстве мечтает». Последнее намекает на старость: обычно в конце жизни воспоминания о детстве становятся ярче.
Они не разговаривают друг с другом. Оба не просто спят в разных кроватях, но живут своей жизнью. Включенный свет – еще один намек на отстраненность между ними, ведь страсть обычно ассоциируется с темнотой. Напрашивается вывод, что для него книга – способ избежать общения с женой. Ее глаза устремлены в потолок по той же причине.
Глаза часто называют «зеркалом души» – настолько они индивидуальны и уникальны. Вероятно, застывший взгляд женщины в этот момент отражает ее подлинные чувства. «Тени» (shadows), за которыми она наблюдает, – вероятная метафора несбывшихся мечтаний. Упоминание «теней» также может указывать на тревогу о будущем.
Еще одна метафора потерпевшей неудачу любви – щепки (обломки кораблекрушения). Бывшая страсть супругов противопоставляется тому, как недвижно они лежат сейчас. В строфе используются две религиозные отсылки.
«Исповедь» (confession) – одно из римско-католических таинств. По мнению автора, случайное прикосновение пожилых людей друг к другу подобно признанию либо в отсутствии чувств, либо, наоборот, в их полноте, не требующей физического контакта.
Исповедальное начало в лирике Дженнингс – своеобразный «вызов внутренней тьме».
Далее поэтесса говорит о «непорочности» (сhastity) – то есть состоянии духовной чистоты как необходимом условии встречи с Богом, финальной цели жизненного пути.
Несмотря на то, что пара лежит порознь, они «странно близки друг к другу» – парадокс, который позволяет предположить долгие годы брака и взаимопонимание без слов. Далее следуют две лирические метафоры: тишина как «нить», натянутая между ними, и метафора времени как «одежды», мягко облекающей их.
В конце поэтесса использует риторический вопрос: «Знают ли они, что начали увядать?» То есть время ускользает быстро и легко не заметить этого, не заметить угасания страсти.
Вопрос в конце побуждает читателя задуматься о собственном опыте. Произведение заканчивается на двусмысленной ноте. Грустное ли это произведение об одинокой старости в браке, или нежное стихотворение об отношениях, не требующих разговоров или страсти?
В тексте используются религиозные аллюзии. Название «Одна плоть» взято из книги Бытия 2:24: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Для Дженнингс, последовательницы католической религии, такое восприятие брака являлось важной частью ее веры.
Стихотворение легкодоступно для понимания благодаря простой лексике и структуре. Читателю предлагается поразмышлять над тем, как трансформируются отношения и чувства с течением времени.
Текст написан от третьего лица: рассказчик отстраненно наблюдает за пожилой парой. Только в последних двух строках появляется первое лицо единственного числа – «я», и мы понимаем, что говорящая – дочь пожилой пары.
Хотя стихотворение в первую очередь посвящено родителям рассказчицы, оно также дает представление о ней самой и ее взглядах на любовь и брак. В ее глазах брак, длящийся долго, обречен на угасание и одиночество супругов.
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…