Поэзия

Лирический герой в стихах Лермонтова

Лирический герой в стихах Лермонтова автобиографичен: это гордый, одинокий человек, «лишний» среди окружающего его общества. Но стоит ли полностью отождествлять героя и автора? Для ответа на этот вопрос вначале рассмотрим, кто же такой лирический герой, а затем проанализируем его основные черты в творчестве Лермонтова.

Лирический герой в стихах Лермонтова

«Лермонтовский герой» – это «наследник» европейского романтизма. В нем на глубинном уровне просматриваются черты личности автора. Для Лермонтова – поэта-романтика – лирический герой стал прежде всего способом самопрезентации, «игры в себя». 

За недолгие 27 лет своей жизни Лермонтов словно воплотил своей судьбой и творчеством тот образ, который проступил еще в раннем творчестве. В итоге его лирика воспринимается потомками как «пророческая», а лирический герой практически слился с реальной фигурой поэта.

Внутреннему миру «лермонтовского героя» присущи различные черты, которые с течением времени то проявлялись ярче, то уходили в тень. В лирике Лермонтова выделяются следующие основные образы:

  • герой-индивидуалист;
  • юноша-старик;
  • свободолюбивый сын природы;
  • одинокая душа;
  • мистик и демон;
  • представитель «лишнего» поколения.

 Далее рассмотрим их подробнее.

 

Герой-индивидуалист

Ранней лирике поэта свойственен образ героя-индивидуалиста, романтика. Лирических героев Лермонтова этого периода отличает решительность, бескомпромиссность, мятежный дух. Они бунтуют против действительности, остро воспринимают несправедливость мира. По своему характеру они – свободолюбивые одиночки. 

На начальном творческом этапе мир лермонтовских героев делится на две непримиримые части:

«Он был рождён для счастья, для надежд

И вдохновений мирных! — но безумный

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил — и бог не спас!»

 

«Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832.

Стихотворение построено на приеме антитезы: «мирные вдохновения» противопоставляются «морю жизни шумной». В этом отражается внутренний конфликт романтического героя и его противостояние с окружающим враждебным миром.

Слушать стихотворение «Он был рождён для счастья, для надежд…»

Юноша-старик

В ранней поэзии Лермонтова встречается и так называемый образ «старика без седин»: таким поэту видится преждевременно увядший, разочарованный в жизни молодой человек, влачащий бесцельное существование. Эта тема повторяется, например, в стихотворении «Монолог»:

«Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит».

 

«Монолог», 1829.

Вероятно, под метафорой «пустых бурь» скрываются тщетные страсти, мимолетные любовные переживания и светские интриги, а «яд злобы» – не что иное, как отравляющее воздействие высшего света на юную душу. В итоге, рано пресытившись, молодой человек не чувствует ничего, кроме горечи разочарований.

Свободолюбивый сын природы

Лирического героя Лермонтова отличает и романтическое стремление к свободе как к одной из основных ценностей человечества. Обрести покой и свое место в жизни для него – значит, вырваться на волю, которую он видит своей конечной целью:

«Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?»

 

«Желание (зачем я не птица…)», 1831.

Слушать стихотворение «Желание (зачем я не птица…)»

Ценность свободы заявлена, к примеру, и в стихотворении «Воля» (1831), написанном 17-летним поэтом:

«Но мне богом дана

Молодая жена,

Воля-волюшка,

Вольность милая,

Несравненная;

С ней нашлись другие у меня

Мать, отец и семья;

А моя мать – степь широкая,

А мой отец – небо далекое»

 

«Воля», 1831.

Лирический герой стихотворения чувствует себя чужим среди окружающих, сетует на свою судьбу, но главное его достояние – свобода, воля, которую он называет своей женой, в то время как широту степи и неба сравнивает с родными матерью и отцом.

Одинокая душа

Тема одиночества – одна из ключевых в зрелой лирике Лермонтова. В стихах этого периода (например, «И скучно и грустно», «Выхожу один я на дорогу…») сквозит неподдельное и глубокое страдание, вызванное невозможностью преодолеть одиночество:  

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

 

«И скучно и грустно», 1840.

Однако одиночество для лермонтовского героя не является идеальным состоянием. Эскапизм для него не равен обретению покоя. Лирический герой хочет избавиться от чувства отчуждения, жаждет обрести «родную душу».

Слушать стихотворение «И скучно и грустно…»

Мистик и демон

Мистицизм, присущий эпохе романтизма, наложил отпечаток и на творчество Лермонтова. Образ демона заметно выделяется в «галерее» лирических героев поэта. 

Например, в стихотворении «Мой демон» герой предстает пресытившимся жизнью, чувствами и страстями. Он равнодушен ко всему, что обычно находит отклик в душе:

«Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь».

 

«Мой демон», 1829.

Равнодушие и сама суть одинокого и бессмысленного существования воплощена в образе демона из одноименной поэмы. При этом лермонтовский демон – отнюдь не злой дух, а скорее воплощает несбывшееся добро:

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

 

«Демон», 1839.

 

Читайте также: Кто такой антагонист?

Представитель «лишнего» поколения

Оставив юношеские надежды, Лермонтов посредством своего лирического героя переходит к размышлениям о судьбе «лишнего» поколения, к которому принадлежит и сам. Несмотря на горечь рассуждений, в обращении к обществу он видит свое новое предназначение: 

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

 

«Дума», 1838.

В «Думе» поэт представляет современное ему общество духовно опустошенным. Кольцевая композиция стихотворения подчеркивает безнадежность этого положения, каким его видит автор. «Рамочная» структура помогает раскрыть образ современников: общество малодушных, бесцельно существующих людей, покорно принимающих действительность.

Слушать стихотворение «Дума»

Здесь уже не так категорично противопоставление себя обществу: лирический герой Лермонтова сам оказывается частью этого поколения. Размытие присущих романтизму черт отражает переход поэта к реализму.

Заключение

Лирический герой Лермонтова на протяжении его творчества менялся и приобретал новые черты. В целом же можно сказать, что это образ независимого и одинокого человека, который не стремится к личному счастью. Его раздирают внутренние противоречия, он не понят окружающими. Это сильная и свободолюбивая личность, сознательно вставшая на путь изгнания.

helen_w

Recent Posts

Короткие стихи Рудого

Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…

“Перед лицом катастрофы”: рецензия на философский сборник эмигрантов-русофобов

Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…

Профессиональная подготовка учителей по литературе

Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Идиот”

Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…

«Интервью с Данилом». Современный поэт Рудой о главном

По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…

Причины популярности Сергея Есенина среди русских патриотов

Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…