Субкультура – это группа людей, которых объединяет общая система ценностей, внешний вид, модель поведения, музыкальные вкусы и сленг, отличные от общественно-принятых. Субкультура – это своеобразный протест против общества, желание показать свою индивидуальность и отделиться от массовой культуры. В то же время, представители субкультур хотят быть причастными к некой группе, чтобы чувствовать себя социально-защищенными и видеть подтверждение собственной значимости.
«Субкультура» – относительно новое понятие, введенное американским социологом Дэвидом Рисменом в 1950 году. Первые субкультуры зародились в 1950-х: до этого человек, родившийся в определенной культурной среде (уголовники, аристократы, богема) чаще всего умирал представителем той же культуры. Конечно, объединения людей со схожими интересами и ценностями существовали всегда (например, прерафаэлиты, футуристы, модернисты), но эти движения не носили массовый характер и относились к элитарной культуре.
Поскольку любая субкультура – это протест против устоев общества и стремление к свободе (слова, действия, мысли, творчества), большинство субкультур в первую очередь представлены подростками и молодежью. Как правило, это люди в поисках своего “я”, не определившиеся с профессией и не сформировавшие устойчивую модель поведения. Примыкая к определенной субкультуре, молодежь получает ответы на свои ключевые вопросы: “Как поступать?” “Что думать?”, “Какой образ жизни вести?”.
Становясь последователем определенной субкультуры, человек как бы снимает с себя ответственность за самостоятельный выбор. В каждой субкультуре есть ярые последователи, кто верят в пропагандируемые идеи искренне. Но для большинства субкультура – это дело моды (“все мои друзья так делают”), развлечений (“это круто”), или просто побег от пугающих жизненных реалий, быта и рутины.
К наиболее известным примерам молодежных субкультур относятся панки, готы, эмо и хиппи. Менее популярны хип хоперы, байкеры, металлисты и гопники. Среди редких современных субкультур выделяются паркурщики, гранжи и скинхэды.
Субкультура панков зародилась в конце 1960-х годов в США, Великобритании, Австралии и Канаде. Расцвет панк-культуры пришелся на 1970-80-е годы. Слово punk в переводе с английского означает “нехороший, дрянной человек, подонок, негодяй или пакостник”. Например, в романе «Крёстный отец» (“The Godfather”) Марио Пьюзо, где основное действие происходит в конце 1940-х в США, полицейские называют панками всех, с кем имеют дело по долгу службы. В разговорном английском словом punk называли также девушек легкого поведения.
Панк-движение неразрывно связанно с панк-роком, в котором сырой и грубый звук играли всего на двух-трех аккордах. Панк-исполнители выглядели эпатажно и вульгарно вели себя на сцене.
Владимир Сигачёв + “Небо и Земля”. Альбом “Музыка ХА-БА” – “Панк-рок”
Внутри субкультуры панков существует большое количество подвидов и ответвлений, которые могут сильно отличаться. В целом, панки выступают за свободу и независимость, за то, чтобы отстаивать свои убеждения и не продавать их за деньги. Панки считают, что полагаться нужно только на себя, и не болтать, а действовать. Панки являются типичными нон-конформистами и делают все, чтобы их действия и слова шли вразрез с общественным мнением. Панки выступают за свободу слова и равноправие различный социальных слоев и против любых авторитетов, цензуры и войны.
Внешность панков крайне экстравагантна. Панки часто красят волосы в яркие цвета, ставят их дыбом и заливают лаком. Излюбленной прической панков является ирокез. Панки носят рваные джинсы, тяжелые ботинки или кеды, кожаные куртки с заклепками, шипами и цепями, а также аксессуары с черепами, костями и шипами (нашивки, браслеты). Татуировки приветствуются, а пирсинг считается неотъемлемой частью настоящего панка.
Субкультура панков возникла как протест против строгой цензуры англо-саксонских правительств 1960-х годов, диктовавших населению, как одеваться, думать и жить. Однако с тех пор общество изменилось, и многие из свобод, за которые ратовали первые панки, стали неотъемлемой частью современной жизни. Поэтому сегодня панк-движение себя практически изжило, и представители данной субкультуры встречаются редко.
Субкультура готов (англ. goths, от gothic – “готический”) зародилась в 1970-х в Великобритании как ответвление панк-движения. Для готов характерен мрачный образ, прослушивание “темной” музыки, чтение мистической литературы и просмотр фильмов ужасов. Изначально готская субкультура была молодежно-студенческой, но со временем захватила и школьников. Ее расцвет пришелся на 1980-е и 1990-е, а наибольшее распространение она получила в Западной Европе и Северной Америке.
Готы предпочитают радикальный черный цвет в одежде, волосах и макияже, причем как девушки, так и парни. Прическа может быть в виде ирокеза или замысловатой укладки, часто присутствуют татуировки и пирсинг. Субкультура готов тесно связанна с вампирской тематикой. Считается, что настоящий гот должен быть бледным и худым. Слушают готы готический рок, дэд рок, дарквэйв и готический метал. Готы “фанатеют” от смерти и всего, что с ней связанно; некоторые ходят на кладбище ночью и вызывают духов или дьявола.
Представители данной субкультуры изначально вышли из английского среднего класса и не могли протестовать открыто, поэтому главная идея готов — пассивный протест против общественных ценностей. В основе их мировоззрения лежит пессимизм и неверие в светлое будущее. Готы не пытаются навязывать свои взгляды другим и ценят личное пространство и права человека. Важной частью их субкультуры является музыка, причем не только прослушивание, но и создание. Среди готов встречаются по-настоящему талантливые музыканты.
Образцово-показательный гот Мэрилин Мэнсон – “Tainted Love”
Расцвет данной субкультуры пришелся на 1980-е годы во многом потому, что “правильная” музыка того времени должна была так или иначе шокировать общество. Однако к 1990-м готическая музыка приелась, и популярность субкультуры пошла на убыль. Кроме того, после 1990-х годов в движении готов стали появляться новые ответвления, которые слушали другую музыку, иначе одевались и проповедовали свои ценности (например, кибер-готы). Также среди готов выделяются «позеры» – как правило, это подростки, которые копируют внешний вид готов, но не разделяют ни их идеологии, ни образ жизни.
Эмо – субкультура, название которой является сокращением от английского “emotional”, так как ее представители отличаются крайней эмоциональностью. Движение зародилось в 1980-е годы, пик популярности пришелся на 2000-е, однако после 2010-х субкультура эмо окончательно утратила свою популярность, во многом из-за негативного отношения к эмо не только общества, но и других субкультур.
Основная ориентация интересов эмо – это зацикленность на собственных переживаниях. В то время как другие субкультуры боролись с общественными устоями, эмо не заботились ни о чем, кроме собственных “проблем” (зачастую оказывающихся высосанными из пальца). Для представителей данной субкультуры характерны романтизм, женственность и негативное отношение к самому себе. Образ типичного эмо – это апатичный подросток, который романтизирует смерть, страдает от депрессии и “прячется” от жестокого и несправедливого внешнего мира во внутреннем.
Linkin Park – “Numb” (крупнейший эмо-хит всех времен)
Эмо носят длинные челки, которые часто закрывают глаза и часть лица. Предпочтение отдается прямым черным волосам, хотя часть волос бывает окрашена в другой цвет. Эмо активно используют лак для волос, красят губы черной помадой и подводят глаза черным (особенно брови) – это в равной степени касается как девушек, так и парней.
В одежде эмо чаще всего присутствуют сочетания черного и розового. Они носят обтягивающие майки, узкие джинсы, толстовки, свисающие ремни с заклепками, кеды с яркими шнурками, очки с широкой оправой, разноцветные напульсники, яркие бусы или чокер на шее. Эмо испытывают страсть к значкам, цепляя их не только на сумки и одежду, но и обувь.
С эмо в России боролись на законодательном уровне, когда правительство увидело в философии данной субкультуры пропаганду суицидов (что имело под собой основание). Эмо подвергались преследованиям и избиениям со стороны других субкультур по всему миру (в первую очередь, гопников и скинхедов), а в Ираке по меньшей мере 70 эмо были убиты. Во многом из-за такого давления данная субкультура быстро сошла на нет.
ДДТ – Альбом “Периферия” (1984) – “Хиппаны” (гимн советских хиппи в 1980-х)
Хиппи – субкультура, зародившаяся в США в 1960-х годах и распространившаяся по всему миру так, что ее отдельные представители встречаются и по сей день, в том числе в России (многие – в весьма преклонном возрасте). Изначально хиппи протестовали против войны во Вьетнаме, носили длинные волосы, ходили в рванных джинсах, путешествовали автостопом, занимались медитацией, интересовались восточными религиями (дзен-буддизмом, индуизмом, даосизмом), проповедовали вегетарианство. Хиппи называли “детьми цветов”, потому что они раздавали цветы и вставляли их в дула полицейских пистолетов под лозунгом «flower power». Ношение длинных волос было протестом хиппи против устоев общества: в то время длинные волосы для мужчины было чем-то невиданным и диким.
Хиппи хотели вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Они выступали за свободу, которую можно достичь, только изменив самого себя. Хиппи были против насилия и политики как главной причины насилия. Хиппи занимались саморазвитием, творчеством, путешествиями, вели аскетический образ жизни, селились большими группами, проповедовали нудизм, считали секс естественным, а также употребляли легкие наркотики для расширения сознания и кругозора. Хиппи избегали “традиционных” работ, зарабатывая на жизнь пением или мелкими подработками.
В отличие от других субкультур, хиппи не делали ничего плохого (вроде актов вандализма тех же панков, не говоря о гопниках и скинхэдах). Многие аспекты данной субкультуры весьма положительны (например, вегетарианство, медитация, увлечение религиями, путешествия, пропаганда ненасилия). Из негативных можно отметить бездельничество, бродяжничество, беспорядочные сексуальные связи и употребление наркотиков (не только “травки”, но и ЛСД). Данная субкультура утратила свою массовость в 1970-х годах после завершения США военной кампании во Вьетнаме: отсутствие “горячей” войны лишало пацифистский протест хиппи смысла.
Движение хип хоперов (хоперов) – зародилось в США в 1970-х. В субкультуру входят эмсиинг (рэп), диджеинг, битбокс, брейк данс (позже появились и другие виды танцев) и граффити. Хип хоперы – это в основном выходцы из небогатых семей, часто из бедных районов (гетто), выступающие против социального неравенства. В своих песнях и рисунках хип хоперы поднимали наболевшие проблемы общества, а танцами выступали против насилия и за самовыражение. Именно из данной субкультуры эволюционировала современные хип хоп и рэп.
Философия хоперов подразумевает занятие тремя вещами: музыкой, танцами и граффити. Хип хоп – это, в первую очередь, культура черных гетто США, которая наиболее ярко контрастирует и противопоставляется “белой” американской культуре. Представители данной субкультуры носят широкие джинсы или спортивные штаны, майки, кепки с прямыми козырьками и кроссовки (как правило, известных и дорогих брендов). Стрижка чаще всего короткая, также популярны короткие дреды или косички. Особый акцент делается на массивные цепочки, перстни и прочие аляповатые украшения в стиле “гангста”.
Хип хоп хит: Flo Rida – GDFR ft. Sage The Gemini and Lookas
Наибольший расцвет хип хоп культуры пришелся на 1980-е годы, причем сразу по всем трем фронтам. В 1990-е брейк данс и граффити пошли на спад, однако реп популярен и по сей день. Впрочем, его современные аналоги (особенно российские) зачастую сильно отличаются от истоков.
Субкультура байкеров зародилась в 1950-х в США и распространилась в Европе и СССР в 1970-х. Байкеры – это мотоциклисты, которые тюнингуют свои мотоциклы, вынося переднее колесо вперед, хромируя детали и добавляя аксессуары из кожи.
Байкеры отпускают длинные волосы, бороду, и усы, любят наносить на тело татуировки. Неотъемлемые части гардероба настоящего байкера – кожаная безрукавка, поверх которой носят толстую кожаную куртку (на случай возможного падения) с названием байкерского клуба, и кожаные штаны. Некоторые байкеры ездят без шлема или в стилизованных военных немецких шлемах с приделанными рогами, а для защиты глаз от ветра и пыли одевают специальные дорожные очки.
Традиционно байкерами считались владельцы классических мотоциклов или чопперов (что связано со стилем езды, посадки и внешним видом самого байкера), а вот владельцев спортбайков байкеры членами своего клуба категорически не признавали, поскольку внешне спортбайк совершенно не похож на классический мотоцикл, да обмундирование мотоциклиста-гонщика сильно отличается. Действительно, пилот спортивного мотоцикла скорее похож на космонавта, чем на традиционного байкера с бородой. Но со временем ситуации начала меняться, и начиная с конца 1990-х в рядах байкеров стали появляться владельцы самых разных мотоциклов.
Некоторые байкеры нарушают закон и занимаются бандитизмом, но это скорее редкое исключение, а большинство байкеров – порядочные люди. Любимое занятие байкеров – поездки на мотоцикле (в том числе групповые), распитие спиртных напитков и организация байкерских шоу, где выступают каскадеры, танцуют стриптизерши и слушают рок, хард-рок или метал. Пик популярности байкеров пришелся на 1980-е, сейчас же данное движение угасает, поскольку большинство мотоциклистов не считают необходимым вступать в клубы и катаются для собственного удовольствия.
Движение металлистов (поклонников металлической музыки, в первую очередь – heavy metal) зародилось в 1970-х годах в США и Великобритании. Его вдохновителем можно считать субкультуру байкеров, хотя стиль и образ жизни металлистов отличаются от байкерских. Металлисты выступают за свободу личности и индивидуализм, поэтому держатся в стороне от мейнстрима. Главное для металлистов – следование главным ценностям своей субкультуры. К таковым относятся отказ от погони за деньгами и социально-привлекательным имиджем, а также отказ потакать общественным догмам и ценностям. Главное для металлистов – подлинное выражение своей человеческой природы и верность товарищам по движению и металлической музыке.
Enter Sandman – культовый хит группы Metallica
Металлисты носят длинные волосы, а иногда и бороду, одеваются в кожаные куртки с цепями и шипами, тяжелые военные ботинки. Внешность дополняется соответствующими татуировками и пирсингом, что создает брутальный и грозный образ данной субкультуры.
Главное занятие металлистов – посещение концертов, прослушивание тяжелой музыки и обсуждение ее на различных тусовках. На этапах зарождения данная субкультура вдохновлялась мистикой, оккультизмом и хоррором, поэтому многие исполнители металла придумали названия своим группам на основе поп-культуры ужасов. Пик популярности пришелся на 1980-е годы; в настоящее время большинство металлистов не придерживаются правил субкультуры, а просто являются поклонниками музыки.
Гопники – это субкультура, представителей которой по-русски еще называют шпаной. В России движение возникло в 1990-х годах, расцвет пришелся на 2000-е годы. Представители данной субкультуры в основном выходцы из неблагополучных семей. Они малообразованны, работают на низкооплачиваемых работах (если вообще работают), употребляют алкоголь и промышляют мелким грабежом. Большинство гопников – аморальные люди, которые постоянно врут, мошенничают и “кидают подлянки”. Гопники строят из себя крутых бандитов, но на деле не придерживаются строгих принципов, принятых в криминальном мире.
Внешний вид гопников тоже заимствован из криминальной сферы. Гопники носят спортивные костюмы, кожаные куртки, туфли или кроссовки, шапки-восьмиклинки. Стрижка у гопников либо короткая, либо “под ноль”, длинные волосы недопустимы. Они не носят одежду ярких цветов, предпочитая черные, серые и белые оттенки. Гопники используют тюремный жаргон и большое обилие мата. Из музыки, предпочитают шансон и блатную музыку.
Российские гопники – “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов” (2017)
Представители данной субкультуры не называют себя гопниками, считая этот термин унизительным, и предпочитают быть “нормальными пацанами”, “четкими пацанчиками” или “реальными (ровными) пацанами”. Гопники считают многих представителей общества лохами и ненавидят неформалов. Чаще всего, главная цель гопника не просто ограбить жертву, а запугать и унизить ее, чтобы хоть как-то отыграться за собственную неблагополучную жизнь и чувство неполноценности.
Основной промысел гопников – мелкие грабежи, вымогательства, избивание одиноких прохожих группой. Гопники также занимаются бездельничеством, сидят на лавочках или на корточках, матерятся, пьют пиво, курят и лузгают семечки, демонстративно оставляя после себя массу мусора. В драках используют биты, кастеты и ножи, реже огнестрельное оружие. Основную часть своего времени гопники проводят на улице, в подворотнях, у подъездов, в парках на лавочках, в заброшенных зданиях, собираются на автобусных остановках, в гаражах, в подвалах, на детских и спортивных площадках. Гопники могут позиционировать себя как спортсменов, но чаще всего подобные претензии не обоснованы.
Отношение к гопникам крайне отрицательное как со стороны обычных людей, так и представителей других субкультур. В настоящее время в крупных городах гопников меньше, чем раньше, хотя в гетто они по-прежнему встречаются в изобилии. В России данная субкультура в значительной степени изжила себя после конца “лихих девяностых” (к большому облегчению рядовых россиян), однако в Англии, например, существуют целые кварталы (в первую очередь, в рабочих городах вроде Ливерпуля и Нью-Кастла), где на улицах заправляют именно гопники.
Английские гопники – “Джентльмены” (2020)
Паркурщики – субкультура, представители которой перемещаются по городу, преодолевая препятствия с помощью бега, прыжков, сальто и других акробатических упражнений. Паркурщиков еще называют трейсерами, от английского trace (путь, маршрут, след). В преодолении препятствий используется только собственное тело без какого-либо дополнительного оборудования. Паркурщики как правило атлетичны, и девушки среди них встречаются нечасто.
Формально основателями субкультуры паркура считаются Давид Белль и Себастьян Фукан, хотя у данного движения давняя предыстория. Еще в начале XIX века Жорж Эбер создал так называемый «натуральный метод» эффективного преодоления различных препятствий, с оборудованием и без. Метод также включал самооборону и работу с различным оружием. Раймонд Белль, отец Давида, практиковал данный метод во Второй мировой войне, а в мирное время обучал ему коллег-пожарников.
Давид Бель брал пример со своего отца и начал заниматься легкой атлетикой в детстве, а позже основал команду «Ямакаси», с которой тренировался и снимался в фильмах в качестве каскадера. Белль выступал за бесплатное преподавание паркуру, в то время как его коллега Фукан видел в нем прежде всего прибыльный бизнес. В конечном итоге непримиримые разногласия привели к окончанию сотрудничества между этими двумя родоначальниками данной субкультуры, распавшейся на паркур и фриран.
Паркур – это максимально эффективное и быстрое перемещение по городу из одной точки в другую. Фриран же выступает за эстетику и максимально красивое преодоление препятствий даже ценой снижения эффективности. У фриранера нет цели закончить маршрут, главное – удовольствие от движения. Таки образом, хотя тренировки и тех и других проходят почти одинаково, паркурщики тренируются ради силы, ловкости и выносливости, а фриранеры – ради зрелищности.
Давид Белль говорил, что весь мир надо воспринимать как тренировочную площадку и преодолевать уже существующие препятствия вместо того, чтобы самому создавать себе преграды в жизни. В философии паркура существуют 3 постулата: простота, эффективность, безопасность. Или: гармония между телом и духом, борьба со своими страхами, реалистичная оценка своих сил.
В паркуре крайне важна скорость реакции и оценки ситуации и своих сил, а вот позерство не приветствуется. Представители данной субкультуры выступают за правильное питание как базу для хороших результатов. Элементы паркура используются в кино из-за своей зрелищности, и хотя движение давно утратило былую популярность, оно продолжает сохранять некоторую актуальность и по сей день.
Гранж: субкультура тесно связанна с одноименном стилем в альтернативном роке, ярким представителем которого является группа Nirvana. Английское слово grunge переводится как “надрыв”, “грязь” или “пренебрежение”. Движение возникло в 1980-х годах, а его расцвет пришелся на 1990-е годы. Для представителей гранжа характерно отчуждение, одиночество и любовь к свободе.
Гранжи носят обычную повседневную одежду, часто купленную в сэконд-хенде. Неотъемлемой частью имиджа была фланелевая рубашка, джинсы, длинные волосы и неопрятный вид. Образ дополняли армейские ботинки и вязанный свитер. Гранжи не ратовали за привлекательный облик: считалось, что чем потрепанней ты выглядишь, тем лучше, поэтому многие представители данной субкультуры крайне редко мыли волосы, чтобы они были сальными и слипшимися. Гранжи также поддерживали принцип unisex в одежде, не считая зазорным для мужчин носить женские кофты и другие элементы одежды.
Одна из ключевых идей гранжа – антипотребительство. Считалось, что чем меньше ты тратишь на одежду и ненасущное, тем лучше. В представлении современников гранжи были бездельниками, которые прогуливают школу, курят траву, пьют и мечтают стать рок звездами. Однако представители данной субкультуры баловались и более тяжелыми наркотиками, такими как героин, морфин, кодеин, опиум. В середине 1990-х годов движение резко пошло на спад, во многом из-за смерти ярчайшего представителя данной субкультуры Курта Кобейна, покончившего жизнь самоубийством в 1994-м году.
Самый узнаваемый хит группы Nirvana – “Smells Like Teen Spirit”
Субкультура скинхедов зародилась в Англии в 1960-х годах и изначально состояла преимущественно из рабочих, выступавших против состоятельного буржуазного общества. Интересно, что среди скинхэдов первой волны встречались и чернокожие, так что на своих ранних этапах данная субкультура не проявляла расизма. Само ее название skinhead переводится как “кожа головы” и несет не расистский, а классовый намек. Дело в том, что рабочие носили короткие стрижки, не мешавшие во время работы, тогда как зажиточные англичане предпочитали более длинные волосы. Так что название субкультуры говорит лишь о разнице между разными слоями общества.
В 1970-х в Англии разразился мощный экономический кризис, и многие люди остались без работы. Политические партии националистов активно обвиняли в отсутствии работы азиатов и африканцев, вследствие чего начали появляться скинхэды второй волны, проповедовавшие расизм. В США скинхеды появились в 1970-х годах, и до 1980-х годов тоже не проявляли расистских убеждений, а вот в 1980-х и 1990-х в Европе и США уже совершается много убийств на почве расовой ненависти.
До России скинхэды добрались в 1990-х: развитию движения способствовал протест как против павшего коммунистического строя, так и против капитализма, захватившего страну после развала СССР. Отличить скинхэдов не составляло труда: они носили джинсы, свитера, пальто, тяжелые ботинки, клетчатые рубашки, джинсовки и подтяжки, а их визитной карточкой была бритая голова (в редких случаях – очень короткая стрижка). Русские скинхэды часто носили военную одежду, а также ремни с тяжелыми пряжками и длинные, тяжелые цепочки, которые использовали в драке как оружие.
В России представителями данной субкультуры были в основном молодые парни из бедных и неблагополучных семей. В 2000-х Российское государство начало активно преследовать скинхэдов, и популярность движения резко пошла на спад (в других странах это произошло еще раньше). Субкультура существует и по сей день, но сегодня количество ее последователей незначительно.
Некоторые из упомянутых субкультур и по сей день обладают солидной армией поклонников, но это несравнимо с тем количеством последователей, которым они могли похвастаться на пике популярности. Некоторые субкультуры изжили себя настолько, что сегодня встретить их представителей вне закрытых “тусовок для своих” практически невозможно. Причина в том, что любая субкультура возникает как ответ на конкретную общественную проблему в конкретный момент времени, и когда проблема отходит на второй план или вовсе исчезает, то же происходит и с порожденной ею субкультурой.
Чтобы понять, какие субкультуры могут возникнуть в ближайшем будущем, необходимо знать логику этапов развития цивилизации и основные принципы Шестого технологического уклада, грядущего на смену текущей эпохи.
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…