“Сияние” Стивена Кинга – тщательно продуманный, захватывающий роман на стыке жанров хоррора, готики и психологического триллера. Книга о паранойе, внутренних демонах и борьбе со злом уже давно стала классикой жанра, возведя Кинга в статус Короля ужасов.
“Сияние” – это история писателя Джека Торранса, который устраивается на зиму смотрителем в гигантский пустующий отель “Оверлук”. Переезжая туда с женой Венди и сынишкой Дэнни, он надеется обрести покой: закончить свой проект, завязать с алкоголизмом и собрать воедино семейную жизнь. Но семья Торрансов оказывается отрезанной от мира, а Джек под воздействием таинственных злых сил начинает терять контроль и сходит с ума…
Хотя сюжет “Сияния” вымышлен, идею для романа автор почерпнул из реально существующего места.
После успеха двух первых книг, действие которых разворачивается в маленьком городке (“Кэрри” и “Жребий Салема”), Стивен Кинг отправился в поездку по стране за новыми источниками вдохновения. Так судьба свела его с отелем “Стэнли”, расположенным в горах штата Колорадо. Место оказалось идеальным и стало бэкграундом для новой книги.
Отель “Стэнли”, Эстес-парк, Колорадо
Отсутствие постояльцев и уединенная атмосфера способствовали быстрой работе: черновую версию “Сияния” Кинг написал за несколько недель (параллельно велась работа над другим романом – “Противостояние”). Своим названием книга обязана песне Джона Леннона “Instant Carma”, в которой есть рефрен: “Мы все сияем” (“We all shine on”). В русских переводах произведение также выходило под названиями “Светящийся”, “Ясновидящий”, “Свечение”.
Читайте также: Лучшие книги Стивена Кинга
Главная сюжетная линия берет начало из классических историй о домах с привидениями. В “Сиянии” вместилищем потусторонних сил выступает “Оверлук”. За время существования он повидал всевозможные низменные проявления человеческой природы. Постояльцы заселялись и выезжали, но следы их пребывания никуда не исчезли, и с годами отель напитался атмосферой ненависти и зла.
Другая важная тема в романе – семья, а точнее – распад семьи под влиянием семейного насилия, пагубных привычек и давних обид. По признанию Стивена Кинга, об этом он писал, частично основываясь на собственном опыте.
Кадр из фильма “Сияние” (1980)
Тема алкоголизма – еще один личный “пунктик” писателя. Жертвой “зеленого змия” становится не только сам пьющий, но и все члены семьи. Пагубная привычка Джека Торранса служит поводом для исследования темы зависимости в целом.
Часто к алкоголизму примешиваются агрессия, насилие, безумие, что также ярко показано в романе. Первобытный и неконтролируемый гнев главного героя таит в себе гораздо большую опасность, чем все приведения вместе взятые.
И, наконец, сверхъестественный элемент книги – «сияние» – мистическая способность улавливать проявления потустороннего и предвидеть будущее. Герои сталкиваются с паранормальными видениями, голосами в голове и призраками.
По первоначальной задумке Кинга главный герой был настоящим монстром – одномерным жестоким алкоголиком с огромным комплексом неполноценности. Однако впоследствии Стивен Кинг верно рассудил, что книга станет намного глубже – и страшнее, – если сделать Джека любящим отцом, борющимся со своими внутренними демонами.
Кадр из фильма “Сияние” (1980)
Именно поэтому старший Торранс – такой противоречивый и почти трагический персонаж, несмотря на проявление жестокости к Дэнни и неоднократные вспышки гнева. Герой испытывает проблемы с алкоголем, как и его отец, боится прошлого и того, кем может стать в будущем.
Джек стремится загладить вину, и отель видится ему безопасным убежищем, где можно провести время с семьей. Кинг хочет, чтобы читатель сочувствовал герою, ведь каждый заслуживает второго шанса. И все-таки зло в “Оверлуке” овладевает Джеком, вытаскивая на поверхность его худшие качества.
Пятилетний Дэнни является катализатором истории. Особенным мальчика делают сверхъестественные способности, о которых не подозревают родители. “Сияние” – так его экстрасенсорный дар называет Дик Холлоран, шеф-повар отеля. Во многом благодаря Дику ребенок начинает понимать, как использовать свои силы для борьбы со злом, обитающим в “Оверлуке”.
Героя отличает необычная для пятилетнего мальчика сообразительность и взрослый взгляд на многие вещи. (Этот прием писатель еще многократно использует в своих книгах, в частности в романах про детей с экстрасенсорными способностями – “Воспламеняющая взглядом” и “Институт”).
Мальчик понимает: мир несправедлив и полон зла, но есть вещи, которые стоит ценить. Для Дэнни таким объектом любви и благодарности становится его мать. Герой учится оставаться стойким, что бы ни случилось, борется со страхом и находит в себе смелость противостоять злу.
На первый взгляд Венди – типичная домохозяйка, посвятившая себя семье. Назвать Венди долготерпимой было бы преуменьшением. Она многое пережила в браке, в том числе агрессию со стороны мужа, но хочет дать Дэнни шанс вырасти в любящей семье с обоими родителями. У самой героини в прошлом были проблемные отношения с матерью.
Героиня ощущает страх Дэнни в стенах отеля и хочет уехать, но сын уговаривает ее остаться, потому что эта работа важна для Джека. Роль Венди в сюжете в основном второстепенна, однако в критические моменты героиня проявляет себя. Она способна защитить своего сына и несколько раз отбивается от одержимого Джека.
Кадр из фильма “Сияние” (1980)
Четвертый персонаж книги, появляющийся в романе реже остальных – чернокожий шеф-повар “Оверлука”. Как и Дэнни, Дик обладает сверхъестественными способностями, и сразу распознает их в маленьком мальчике. Он становится для ребенка кем-то вроде наставника и учит понимать свои силы и использовать их. Холлоран также играет ключевую роль в финале книги.
В “Сиянии”, как и во многих ранних произведениях Стивена Кинга, место действия – ключевой фактор. “Оверлук” является отдельным персонажем книги, со своими собственными настроениями, чувствами и желаниями.
Отель “Тимберлайн Лодж” – место съемок фильма “Сияние”
Огромное пустое здание таит в себе мрачные секреты и ужас. Оно буквально пропитано атмосферой зла и видениями насилия. В ванных комнатах живут привидения, в коридорах витают отголоски воспоминаний о развратных вечеринках, в саду вот-вот оживут кусты в форме зверей…
Отель не скрывает свою злобную природу. Но сила его не в том, чтобы просто превращать хороших людей в плохих. “Оверлук” питается недостатками, слабостями и ростками зла, которые уже есть в его жертвах. Он словно хищный паразит в поисках хозяина с ослабленной иммунной системой.
Способности Дэнни представляют для отеля особый интерес. А чтобы их заполучить, он использует в качестве инструмента Торранса-старшего. Отправной точкой в данном случае становится алкоголизм героя и его проступки как отца и мужа – то, на чем процветает “Оверлук”.
В первом эпиграфе к роману Стивен Кинг цитирует другого мастера жанра ужаса – Эдгара Аллана По и его рассказ “Маска Красной смерти”. В тексте “Сияния” много отсылок и аллюзий к произведению классика: мотив крови и красного цвета, схожие описания отеля и замка, идея масок и маскарадного бала, управляемого старинными часами.
Общие черты у “Оверлука” прослеживаются и с сооружениями из других готических историй – “Замок Отранто” Уолпола и “Падение дома Ашеров” того же Эдгара По. Сверхъестественные элементы и экстрасенсорные способности героя перекликаются с книгой Ширли Джексон “Призрак дома на холме”. Есть у “Сияния” параллели и со сказкой “Гензель и Гретель”.
Самая известная экранизация романа – фильм “Сияние” 1980 года с Джеком Николсоном и Шелли Дюваль в главных ролях. Режиссер фильма, Стэнли Кубрик, по-своему видел историю семьи Торрансов и фактически отверг сценарий, написанный для фильма Кингом. Вместо этого он с помощью американской писательницы Дайан Джонсон написал свой сценарий.
Стивен Кинг рассказывает, почему ему не нравится экранизация романа “Сияние”
Стивен Кинг открыто высказывал свое недовольство и разочарование адаптацией Кубрика. Претензия автора заключалась, в частности, в том, что режиссер неправильно изобразил семью Торрансов, кардинально изменив характер их отношений. Между фильмом Кубрика и книгой есть и ряд других различий.
Еще одна экранизация “Сияния”, о которой вспоминают реже, – мини-сериал 1997 года. Режиссером стал Мик Гаррис, а сценарием занимался сам Кинг, поэтому сериал получился ближе к литературному первоисточнику. Зато он не может похвастаться такой эффектной постановкой, как фильм Кубрика.
Через 36 лет после выхода “Сияния” Стивен Кинг вернулся к истории Дэнни Торранса и написал ее продолжение – роман “Доктор Сон”. В нем уже взрослый Дэн работает в хосписе для безнадежно больных. События первой книги подорвали психическое здоровье Дэнни: он борется с приступами гнева и посещает собрания анонимных алкоголиков.
По признанию Кинга, идея нового романа возникла из размышлений о том, что могло происходить с его героем дальше и как он боролся с душевными травмами, нанесенными отелем. В остальном “Доктор Сон” является отдельным романом с самостоятельным сюжетом. В 2019 году вышла экранизация книги, режиссер – Майк Флэнеган (также работал над фильмом по роману Кинга “Игра Джералда”).
Сегодня роман “Сияние” считается одним из лучших, написанных в жанре ужасов. Нетрудно понять, почему эта книга вознесла Стивена Кинга на вершину успеха. Это история, сочетающая естественное и сверхъестественное, сложных персонажей и жуткую атмосферу под одной обложкой. При этом реальность в нем пугает не меньше, чем проявления потустороннего мира.
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…