Роман воспитания в мировой литературе

Роман воспитания – 6 отличительных черт и художественные приемы

Роман воспитания (или как еще его называют – романа взросления) зародился в Германии в 1766-1767 гг. благодаря публикации Кристофом Мартином Виландом «Истории Агатона». Роман рассказывает о древнегреческом юноше, проходящем непростой путь нравственного развития. Однако настоящую популярность этот жанр обрел после выхода в свет романа «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795 г.) другого немецкого автора, Иоганна Вольфганга Гёте.

Основной задачей романа воспитания является показать читателю становление, личностное развитие и взросление главного героя. Почти всегда в таких романах юный герой покидает отчий дом, переживает глубокий внутренний конфликт, сталкивается с внешними препятствиями и, наконец, находит свое место в жизни. Описание странствий героя может дополняться выражением авторского мнения по значимым социальным или моральным вопросам.

Основные темы романа воспитания включают:

Взросление и ученичество

Одним из отличительных признаков жанра является процесс взросления главного героя, в результате которого он переходит из детства во взрослую жизнь. Как правило, на этом пути герой сталкивается с «учителем» – более искушенным человеком, чьи навыки и жизненный опыт он может перенять или отвергнуть.

«Годы учения Вильгельма Мейстера» (Иоганн Вольфганг Гёте, 1795 г.)

Герой романа, не желая продолжать отцовское дело и становиться коммерсантом, погружается в актерскую среду. В новой для себя обстановке он знакомится с разными людьми, чей опыт обогащает его.

Обучение

Развитие главного героя предполагает также получение им новых знаний. Не обязательно это должно быть обучение в школе или другом образовательном учреждении. Получение новых знаний о жизни, процесс взросления сам по себе может являться уроком. Обучение может быть как академическим, так и касаться других сфер – деловой, любовной, социальной.

«Большие надежды» (Чарльз Диккенс, 1861 г.)

Главный герой, рано осиротевший юный Пип, отправляется из родного маленького городка в Лондон, чтобы стать джентльменом. Он думает, что богатство таинственного благодетеля сделает его счастливым и поможет завоевать сердце красавицы Эстеллы и положение в обществе, но в итоге извлекает урок, что истинную ценность представляют не деньги.

Поиск своего “я”

Как правило, главный герой романа воспитания обладает каким-либо талантом или отличительной способностью. В процессе взросления он раскрывает этот талант, учится применять его. На пути герою предоставляется возможность испытать себя, уяснить свои цели и способы их достижения. Сталкиваясь лицом к лицу со сложностями мира взрослых, он узнает больше не только о других людях, но и о самом себе, открывает новые перспективы в отношениях с окружающими и развивается в психологическом плане.

«Невидимка» (Ральф Эллисон, 1952 г.)

Безымянный главный герой-афроамериканец, зажатый рамками социума, ощущает себя лишь исполнителем той роли, которой наделило его «белое» общество. Но как только в попытке найти себя он покидает отведенные ему пределы, он становится «невидимым» для господствующего большинства, которое не признает его индивидуальность.

Путешествие

В романе взросления герой покидает дом ради путешествия или поиска. Часто герой отправляется из деревни или маленького городка в мир большого города. В этом случае он сталкивается с новым обществом, которое испытывает его на прочность. Физическое путешествие порождает внутренний переход к новому состоянию, что в свою очередь приводит к взрослению.

«Под стеклянным колпаком» (Сильвия Плат, 1963 г.)

В романе, носящем автобиографичный характер, рассказывается история Эстер Гринвуд, которая устраивается на стажировку в престижный женский журнал и переезжает из пригорода Бостона в Нью-Йорк.

Любовь

Поиск настоящей любви также является одним из компонентов романа воспитания. Взросление героя начинается расставанием с привычной средой и обычно завершается обретением новых связей уже во взрослой жизни. В некоторых случаях герою приходится делать выбор между несколькими потенциальными партнерами, чтобы найти единственного.

«Джейн Эйр» (Шарлотта Бронте, 1847 г.)

Один из первых романов воспитания с женским персонажем в качестве главного героя. Одной из ключевых сюжетных линий романа является история драматичной любви Джейн, устроившейся работать гувернанткой в поместье, и мистера Рочестера, хозяина этого поместья.

Поиск смысла жизни

В романе воспитания герой развивается, постепенно проясняя для себя те или иные ценности. Взросление включает поиск универсальных истин. Для викторианцев, например, такие истины заключались в долге и чести, усердной работе, финансовом процветании, браке и уважении общества. Однако, уже в 20 веке некоторые писатели, напротив, отвергают ценности среднего класса и провозглашают главной истиной отрыв от общества и независимость.

«Портрет художника в юности» (Джеймс Джойс, 1916 г.)

Главный герой, Стивен Дедал, покидает родину и свою семью, восставая против религиозных постулатов и устройства современного ему общества. Одиночество художника здесь провозглашается необходимым компонентом способности творить.

Художественные приемы в романе взросления

Для раскрытия названных тем в романе воспитания используются ряд художественных приемов и средств.

Соучастие читателя в образовательном процессе

Роман воспитания вовлекает читателя в тот же процесс обучения и развития, что проходит главный герой. Это делается с целью повлиять на личностный рост читателя. В какие-то моменты повествования читатель может не согласиться с героем. Но, осознавая ошибочность суждения героя, читатель тем самым извлекает урок из ситуации.

Акцент на главном герое

В романе воспитания акцент стоит на главном герое. Другие герои, конечно, тоже присутствуют, но их значимость определяется только тем, какой вклад они вносят в рост и развитие протагониста. Таким образом, читатель полностью сконцентрирован на процессе становления главного героя.

Форма личного дневника

Роман взросления представляет собой хронику событий из жизни главного героя с юных лет до взрослой жизни. Тем не менее, это не беспристрастное фиксирование разрозненных эпизодов, а скорее дневник, описывающий поступательное развитие молодого человека. Иногда автор сознательно выбирает для своего романа форму личного дневника героя.

Преодоление трудностей

На пути главного героя встречается множество подводных камней и непредвиденных трудностей. Конфликты, возникающие между героем и судьбой, природой, обществом или с самим собой являются частью процесса становления. Кризисы, преодолеваемые героем, помогают закалить или испытать его моральную стойкость.

Преобладание диалога над сюжетом

Поскольку роман воспитания сфокусирован на главном герое, развитие сюжета часто оказывается вторично по отношению к диалогу. Диалог является средством взаимодействия героев. Использование автором диалогов позволяет читателю чувствовать себя свидетелем происходящего. Читатель знает то же, что узнает герой в процессе общения с другими персонажами, и, таким образом, совершает те же открытия.

Роман воспитания в современном мире

В 20-м и 21-м веке роман воспитания, сохраняя свои основные отличительные черты, приобрел новое звучание и стабильно входит в 10 самых популярных книжных тем. Современные романы взросления зачастую включают черты других жанров, например романа-антиутопии (цикл «Голодные игры», 2008 – 2010 гг.), фантастики («Игра Эндера», 1985 г.) и фэнтези (цикл о Гарри Поттере, 1997 – 2007 гг.)

Неослабевающий интерес читателя к этим произведениям говорит о том, что нам предстоит познакомиться со многими новыми примерами романа взросления, некоторые из которых наверняка станут международными бестселлерами.

А какую роль роман воспитания сыграл в вашей жизни? Поделитесь своим мнением в комментариях!