Приключенческие романы берут свое начало в древних мифах и эпических поэмах, что неудивительно, ведь стремление к приключениям заключено в природе человека. Приключение заполняет пустоту, спасает от скуки. Совместно с героем, наделенным какой-либо важной миссией, читатель окунается в необычную обстановку, бросает вызов опасностям и врагам, разгадывает загадки прошлого. Но также приключенческий роман – это зачастую путешествие внутрь себя, возможность ненадолго стать кем-то другим или открыть в себе новые грани.
Приключенческие романы прочно вошли в мир литературы, но чем они так притягательны для читателя, и каковы их главные особенности? Читайте ответы в нашей статье!
Темп повествования
Приключенческие романы характеризуется стремительным развитием сюжета, зачастую события в нем происходят в течение короткого промежутка времени. Такие романы насыщены действием, героям приходится раз за разом преодолевать опасности. Постоянное движение вперед – вот что является главным, все остальное – второстепенно. Нередко герои ограничены во времени, что также помогает создать динамику и ощущение, что каждая минута на счету. Например, в романах Мэтью Рейли о Джеке Уэсте герои спасают мир от катастрофы, соревнуясь наперегонки со временем.
Сюжетная линия
В приключенческом романе сюжет обычно строится вокруг какой-либо трудной миссии. Участникам этой миссии зачастую грозит физическая опасность, борьба не на жизнь, а на смерть. Как правило, героям предстоит преодолеть ключевое препятствие на пути к цели, но также могут возникать и дополнительные сложности. Однако, несмотря на опасности и препятствия, главного героя почти всегда ждет успех, хотя бы для этого автору и пришлось пожертвовать второстепенными персонажами.
Сюжетная линия может быть исторической или современной. Сюжет характеризуется неожиданными поворотами и открытиями, вынуждающими читателя с нетерпением перелистывать страницу за страницей. Такие романы часто содержат сцены насилия, как натуралистически достоверные, с человеческими жертвами, так и менее описательные, содержащие лишь намек. В числе первых можно привести в пример романы Джеймса Роллинса, Стива Бери, вторых – Кейт Мосс.
Герои приключенческих романов
До недавнего времени жанр приключенческого романа не подразумевал главных героев-женщин, таким образом, оставаясь сугубо мужским. Обычно герой – человек сильный и честный, помимо физических данных обладающий еще и развитыми интеллектуальными способностями. Ведь именно они помогут ему разгадать головоломки и преодолеть хитрости противников, встречающиеся на пути. В роли антагонистов выступают не только отдельные люди, но и целые группы и даже физические объекты, наделенные личностными качествами.
Мужская дружба играет важную роль в произведениях этого жанра, поэтому персонажи зачастую действуют в команде или сообществе. Обычно в группе есть ярко выраженный лидер, не всегда являющийся таковым в силу звания, возраста или общественного положения.
Герой приключенческого романа действует, руководствуясь моральными принципами, обладает лидерскими способностями, интуитивно предчувствует опасность и предлагает решения, что выделяет его среди остальных членов команды. Второстепенные персонажи обычно не получают глубокого психологического портрета, оставаясь либо «хорошими» либо «плохими». Злодеи же почти всегда крайне отрицательны, как например, в романах Яна Флеминга о Джеймсе Бонде.
Обстановка
Окружающая обстановка играет важную роль в приключенческом романе. Герои при исполнении своей миссии часто оказываются в неизведанных, экзотических и загадочных местах. Действие в таких романах может охватывать несколько временных периодов, разворачиваясь параллельно в настоящем и прошлом. Большой притягательностью обладают исторические сеттинги, как например, средневековые города или поля сражений эпохи Наполеоновских войн, как в многочисленных романах Бернарда Корнуэлла. Для большей правдоподобности авторы включают в свои книги карты или детальные планы, а расширенные комментарии помогают дополнить произведение и связать вымышленные события с реальными историческими фактами.
Завоевывают популярность также романы-квесты, в основе которых лежит поиск какого-либо артефакта или сокровища. В таких романах изображаются тайные общества, раскрываются секреты реальных исторических персонажей, расшифровываются коды и послания. Яркий пример таких романов – серия Дэна Брауна о Роберте Лэнгдоне. Опасность, грозящая героям, порой отходит на второй план, уступая тщательной проработке исторических деталей и фактического материала.
Тональность
Как следствие постоянной угрозы жизни и опасностей, подстерегающих героев, настроение и тональность приключенческих романов зачастую мрачны и полны плохих предзнаменований. В декорациях прошлых веков, например, средневековья, это также может оправдываться суровыми нравами исторического периода. Вместе с тем в романах нередко встречается и юмор, помогающий смягчить ощущение опасности и неизвестности.
Стиль и язык
В приключенческой литературе представлено большое разнообразие языковых средств и стилей, начиная от более приземленной, разговорной прозы и заканчивая элегантными, поэтическими решениями. Выбор стиля обычно осуществляется исходя из тематики, обстановки, персонажей произведения. Так, романам Артура Переса-Реверте о капитане Алатристе свойственен приукрашенный, изящный стиль, поскольку действие разворачивается в 17-м, так называемом Золотом веке. В то же время, например, для романов Бернарда Корнуэлла о саксонской Англии – 9 век – характерен более сдержанный тон.
Заключение. Приключенческие романы в 21-м веке
Таким образом, романы о приключениях взывают к нашей жажде неизведанного и желанию испытать себя, а также расширить границы вселенной. Они рассказывают нам о героях, злодеях, опасностях и выживании. Приключение уносит нас за пределы обыденности к неизвестным мирам. В компании товарищей мы отправляемся в путешествие, навстречу опасности и лишениям, и, несмотря на трудности, всегда добиваемся успеха в конце.
За последние 10-15 лет популярность жанра приключенческого романа невероятно выросла, во многом благодаря приключенческим романам Дэна Брауна о профессоре семиотики Роберте Лэнгдоне. За Брауном последовали и многие другие авторы. Также все большее развитие получают истории, в которых главными героинями выступают женщины. Появляется все больше графических романов приключенческого жанра, а неграфический формат произведений обзаводится многочисленными иллюстрациями. Приключенческие романы отходит от строгого канона, включая в себя элементы магического реализма, фантастики, мистики, литературной готики, исторического романа и, конечно, психологического триллера.