Зародившись в 1860-х годах, модернизм ознаменовал собой кардинальный сдвиг в западной культуре, затронувший искусство, науку, технологии, социальное устройство. В конце 19-го века новые теории – Маркса, Фрейда, Дарвина, Ницше – подорвали многие общественные устои. Писатели-модернисты были обеспокоены стремительным темпом, с которым общество двигалось по пути саморазрушения, и пытались отыскать новые координаты после того, как краеугольные камни старой системы рассыпались в прах.
Модернизм в литературе стремился изобразить мир не таким, какой он есть, но каким его ощущают люди. Произведения модернизма широко использовали технику потока сознания или внутреннего монолога. Этот повествовательный прием помогал фиксировать мысли рассказчика такими, какими они рождались и существовали в его голове, давая понять, насколько разрозненно и беспорядочно на самом деле наше мироощущение. Писатели-модернисты считали, что размышления рассказчика, так же как и те вещи, о которых он старается не думать, могут многое сообщить о герое.
Находясь под влиянием одних и тех же новых реалий, авторы обращались и к общим для них темам.
Между 1860 и 1940 гг. окружающий мир и представления человека о нём изменились коренным образом. В 1860 г. идея путешествий со скоростью мили в минуту была мечтой, не говоря о полетах. Фотография еще являлась новшеством, а двигающиеся картинки, тем более говорящие – только фантазией (характерной жанру магического реализма). Передача электрических сигналов по проводам уже не казалась невозможной, но идея передачи на расстояние голоса, да еще и по воздуху, представлялась абсурдной.
К 1940-м годам, после двух кровопролитных мировых войн, мир стал другим. Люди стали полагаться на машины в большей степени, чем когда-либо. К 1940 г. путешествия и сообщение, равно как и разрушения, обрели большую скорость и эффективность, чем можно было представить в 1860 г.
Писатели-модернисты в большинстве своем опасались новых технологий и оставляли их за рамками своих произведений. Джеймс Джойс помещает действие «Улисса» в 1904 год, то есть до того, как автомобили стали широко распространены. Томас Элиот и Эзра Паунд свободно переключаются между историческими периодами, но редко упоминают технологический прогресс, который к 1920 г. затронул все стороны городской жизни.
Модернизм в литературе предпочитает обращаться к Классицизму, Средним векам или Возрождению, опасаясь, что зависимость от машин затмит их разум, помешает им понимать человека.
Значительное влияние на писателей-модернистов оказал венский психиатр Зигмунд Фрейд, провозглашенный отцом психоанализа. В основе его теории лежит идея о том, что на основании мыслей и реакций пациента можно вскрыть имеющуюся у него проблему. Такие писатели как Вирджиния Вульф и Джеймс Джойс положили эту идею в основу своих художественных произведений.
В противовес писателям-реалистам, которые стремились объективно фиксировать факты окружающей действительности, модернисты считали, что реальность нельзя изобразить вне связи с внутренним миром рассказчика. Он подвержен влиянию неизвестных сил, а потому воспринимает реальность с некоторыми отклонениями или изменениями. Другими словами, лучше всего просто попытаться записать ход его мыслей, и таким образом донести до читателей личность рассказчика. Модернисты полагали, что внутренний монолог и прием «потока сознания» давали читателям возможность лучше проникнуть в подсознание героя.
Например, в своем первом романе «Портрет художника в юности» Джойс воспроизводит ход мыслей главного героя Стивена Дедала. Рассказ Вирджинии Вульф «Пятно на стене» показывает женщину в момент, когда она смотрит на пятно на стене, ее размышления о том, как оно появилось, подсознательные связи, которые ее разум выстраивает с посторонними темами.
В поэме «Бесплодная земля» Элиот описывает Лондон как город-фантом, в котором тени умерших бредут по улицам. Модернизм стал первым движением в литературе, принявшим городскую жизнь как непреложный факт, как особый опыт, не похожий на иные формы существования. Это открыло новые грани конфликта в литературе, позволив писателям-модернистам воспользоваться ими сполна.
Анонимность города, его темнота, механическая сила – все это вдохновляло модернистов, привлекало и отталкивало их в равной степени. Писателей-модернистов, большинство из которых происходили из пригородов и маленьких городков, влекло в Лондон и Париж, Санкт-Петербург и Нью-Йорк, где они встречались друг с другом и основывали кружки и движения. Город, где массы людей и анонимность идут рука об руку, становится главным образом модернистского течения.
Не имея возможности оставаться в Дублине, Джойс во время свой «ссылки» жил между Парижем, Триестом и Цюрихом, но всегда писал о волнующей городской жизни Дублина. Поэт Харт Крейн сочинил оду «Бруклинскому мосту», об инженерном и архитектурном монументе, сделавшем Нью-Йорк центром американской городской жизни. Меланхоличная поэзия Элиота отражает одиночество и отсутствие смысла, которые часто ощущают городские жители.
Если город – это основной образ модернизма в литературе, то отчужденность – его основная тема, к которой в той или иной форме обращаются почти все писатели-модернисты. Главный тип отчужденности, изображаемый модернистами – оторванность человека от внешнего мира. Для этого особенно хорошо подходит прием потока сознания в повествовании, потому что так читатели могут увидеть внутренние переживания человека.
Герой и альтер-эго Джойса Стивен Дедал отстраняется от своей семьи, друзей, религии и страны из-за приверженности искусству и своей уверенности в том, что никто не понимает и не принимает его. Героини Вульф вдвойне оторваны от мира. Из-за принадлежности к женскому полу им отказано в доступе в сферу политики, образования или экономики. Рассказчики Элиота противостоят миру, расколотому на куски. У Эзры Паунда сам мир в силу собственной алчности теряет связь с историческим наследием.
Окруженные обломками разрушенных устоев прошлого, модернизм в литературе смотрел на современный мир как на место без ориентиров, без центральной оси, без определенности. Прошлые принципы, хотя и построенные на обманчивых ценностях, все же представляли некую основу. Первая мировая война повергла мир в хаос, продемонстрировав, на что способно человечество.
Писатели в эпоху модернизма нередко чувствовали, что история заканчивалась на них. Из-за этого модернистские романы и лирика часто воплощают и объединяют разные пласты истории. Модернизм в литературе постоянно обращались к прошлому вследствие полной неуверенности в настоящем. Аллюзия – краткая отсылка к иным эпохам, людям, местам, вещам – широко использовалась модернистами, включавшими в свои произведения исторический контекст.
Однако, из этого не следует, что модернизм в литературе был неспособен воспринимать прошлое критически. Стивен Дедал у Джойса говорит, что история «это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться», а ирландцы, живущие прошлым, изображены в шутовском тоне. Модернисты разделяли точку зрения, что прошлое существует в настоящем. Паунд, например, называл свои «Песни» поэмой с элементами истории, а список аллюзий в ней насчитывает свыше 10 тысяч пунктов.
А как модернизм в литературе видите Вы? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Вас могут заинтересоваться следующие материалы:
“Осторожно, Модерн!” – лучший российский комедийный сериал
“Диссиденты” – современная повесть 21 века о школьной жизни Данила Рудого
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…