Готический роман - признаки готического романа в литературе

Готический роман – 10 отличительных черт готического романа

Готический роман – литературный жанр, возникший во второй половине XVIII века и особенно характерный для раннего романтизма (предромантизма)

Википедия

Изначально термин «готический» использовался в связи со средневековым архитектурным стилем, возникшим во Франции около XII века. Первое упоминание о готике в литературе появилось в «Замке Отранто» (1794) Горация Уолпола. В качестве подзаголовка автор указал «Готическая история», намекая этим на ее средневековое происхождение.

Многие ключевые элементы готической литературы действительно заимствованы из эстетики Средних веков, включая схожие темы и места действия. Вот 10 отличительных черт готического романа.

1. Таинственность и страх

Одной из неотъемлемых черт захватывающей готической истории является ее способность пробуждать чувства неизвестности и страха. Все, что находится за гранью научного объяснения, приоткрывает путь непостижимому, а готическая атмосфера только усиливает налет таинственности. Многие готические произведения включают такие элементы как похороны, колеблющееся пламя свечей, зловещие зелья и другие пугающие детали. Например, в романе Анны Радклиф «Удольфские тайны» (1794) сюжет строится вокруг Эмилии Сент-Обер, девочки-сироты, ставшей невольной пленницей в уединенных покоях замков. Повергающие в трепет события и напряженная атмосфера романа определили рамки готического жанра на последующие годы.

2. Атмосфера и место действия

Мэри Шелли написала готический роман "Франкенштейн"
Мэри Шелли, автор романа “Франкенштейн”, даже на портрете выглядит по-готически

Авторы готического жанра задают тон тщательным выбором места действия, поскольку атмосфера и окружение в готическом романе напрямую воздействуют на чувства страха и беспокойства. Авторы часто использовали в своих романах темные леса, мрачные горные местности, зловещие погодные условия, штормы и бури. Замки, романтизированные в средневековый период, играли большую роль в ранних готических произведениях. Например, Мэри Шелли помещала своих персонажей в нагоняющие жуть кладбища и мрачные замки, и даже создала фантастическое чудовище в романе «Франкенштейн» (1818). Многие ранние писатели находили очарование в экзотических, неисследованных территориях. Например, в романе Уильяма Бекфорда «Ватек» (1786), пронизывающей истории об арабском халифе, местом действия выбран Ближний Восток, что способствовало развитию интереса к арабской и азиатской культуре.

3. Сверхъестественные и паранормальные явления

Немалая часть очарования готической литературы проистекает из характерных для этого жанра сверхъестественных или необъяснимых явлений, таких как оживающие неодушевленные предметы, привидения, духи и вампиры, наподобие персонажа «Дракулы» (1897) Брэма Стокера. Более современный и менее известный пример – роман «Возлюбленная» Тони Моррисон, опубликованный в 1987 году. В истории рассказывается о бывшей рабыне по имени Сэти и ее младшей дочери, в чьем доме поселяется привидение, предположительно – старшая дочь Сэти, в двухлетнем возрасте погибшая от рук матери. Роман следует традиции порождать ужас, обращаясь к такому сверхъестественному элементу как призраки.

4. Знамения и заклятия

Пророчество в готической литературе используется, чтобы намекнуть на грядущие события, и случается в форме видений, знамений и проклятий. Часто трагедиям предшествует злой рок, разрушающий жизнь главных персонажей. Например, какой-нибудь предмет может упасть и разбиться, или появится призрачная фигура в темноте. Эдгар По использует этот элемент в рассказе «Черный кот» (1843). Суеверие, связанное с заглавием, знаменательно само по себе, но По еще больше усиливает предсказание, называя одного из котов Плутоном по имени бога мертвых в римской мифологии.

5. Кошмары

Кошмары также являются важным признаком готической литературы. Они издавна ассоциировались с пророчествами и использовались, чтобы усилить воздействие сюжета. Сны позволяют авторам более прямо выразить эмоции своих персонажей. В качестве примера можно привести роман «Мешок с костями» (1998) Стивена Кинга, где главный герой Майк Нунен мучается кошмарами, в которых видит смерть своей жены.

6. Злодей

Шотландский писатель Роберт Льюис Стивенсон
Роберт Стивенсон почитал готический роман

Существуя в разных литературных жанрах, злодеи играют превалирующую роль в готической литературе. В традиционных готических романах злодеем обычно был персонаж-мужчина из аристократической среды, зачастую наделенный властью, как например священники или короли. Это психологически сложные персонажи, которые изначально вызывают симпатию, вводя читателя в заблуждение. Злодеи вроде уже упомянутого графа Дракулы или мистера Хайда из «Странной истории доктора Джекилла и мистера Хайда» (1885) Роберта Стивенсона являются примерами сложно устроенных персонажей-злодеев. Кстати, произведение Стивенсона находится на самом стыке готического романа и психологического триллера – литературного жанра, которому посвящена отдельная статья. Чтобы не запутаться в ньюнсах, рекоммендуем также ознакомиться со статьей, приводящей характерные признаки магического реализма!

7. Эмоциональные страдания

Часто авторы готических романов используют мелодраму или накал страстей, чтобы лучше выразить мысль. Такой преувеличенно страстный язык помогает изобразить панику или испуг, свойственные многим персонажам. Темы безумия или эмоциональных терзаний прослеживаются во многих готических романах 20 века, изображающих состояние психоза. Например, рассказ Шарлотты Гилман «Желтые обои» (1892) написан от лица женщины, страдающей от послеродовой депрессии.

8. Антигерой

Нередко протагонист принимает образ антигероя. Изначально протагонистами были мужчины, но по мере того как набирал силу феминизм, английские авторы, такие как Клара Рив, начали вводить женских протагонистов в свои работы. Протагонисты обычно обладают высоким социальным статусом и физической притягательностью. Их участь обречена, они обременены страшной трагедией. Часто они легко поддаются влиянию, находятся во власти страстей. Классические примеры протагонистов включают Кэти и Хитклифа из «Грозового перевала» (1847) Эмили Бронте и Дориана Грея из «Портрета Дориана Грея» (1890) Оскара Уайльда.

9. Романтизм

Принято считать, что готическая литература вышла из романтизма, два жанра объединяют схожие черты. Многие готические романы включают страстную романтическую линию, которая зачастую заканчивается трагедией. Произведения Чарльза Диккенса часто завязаны вокруг романтических любовных связей, но также включают и устрашающих злодеев, и готический антураж. В викторианскую эпоху в готических романах даже находила выход сексуальность, примером этого является стихотворение Эдгара По «Аннабель Ли» (1849).

10. Дева в беде

Готические произведения часто включают героиню-женщину, страдающую от рук злодея. Для нее характерны печаль, слабость, одиночество, и многие из них изображались невинными девами в ранних готических романах. Дева часто представлена беззащитной, запертой в замке, подвергающейся дурному обращению со стороны знатного господина. Эта страдалица взывает к читательским чувствам, как, например, персонаж Горация Уолпола Матильда, чья непоколебимая преданность отцу, в конечном счете, делает ее слабой и беспомощной.

Готический роман в современной литературе

Со времен Горация Уолпола готический роман пережил многочисленные интерпретации. Современная готическая литература весьма разнообразна: от историй о призраках до романов ужасов. Но ее главные элементы – тайна, тревожная неопределенность, знамения, проклятия – и другие составляющие в совокупности продолжают делать готическую литературу такой притягательной для читательской аудитории.

Есть ли у Вас любимый готический роман? Какие другие характерные признаки жанра Вам известны? Обязательно расскажите об этом в комментариях!