Философская лирика

Философская лирика: особенности и ключевые темы

Человеческий ум всегда стремился освоить сложнейшие вопросы бытия на эмоциональном, образном уровне. Поэтому еще в античной культуре, параллельно с рождением самой философии, появилась философская лирика.

Порой ее ошибочно считают переходной формой между искусством и научной дисциплиной. Это не совсем верно. Философская лирика представляет собой качественно иную форму выражения творческого сознания. Ее задачей является осмысление мира и места человека в нем. Предмет, с которым работает художник-философ, – поведение человека как части общества.

Философская лирика в русской традиции

Предвестники философской лирики

Философское направление в русской поэзии начало формироваться еще в конце XVIII века. К первым поэтам-мыслителям той эпохи принято относить Г. Р. Державина и Е. А. Баратынского. В своих произведениях они затрагивали важнейшие вопросы человеческого бытия: жизнь и смерть, отношения человека и природы, ход истории, назначение искусства и другие. Стихи складывались в единую систему размышлений со своими аргументами и анализом:

…но льзя ль не заблуждаться

Нам, слабым смертным, в сем пути,

Где сам рассудок спотыкаться

И должен вслед страстям идти;

Где нам ученые невежды,

Как мгла у путников, тмят вежды?

Везде соблазн и лесть живет;

Пашей всех роскошь угнетает.

Где ж добродетель обитает?

Где роза без шипов растет?

(Г. Р. Державин, «Фелица», 1782)

Значительное сближение философии и поэзии произошло в середине 1820-х годов, когда в России возник литературный кружок «Общество любомудрия». Его участники стремились к созданию нового искусства, подчиненного принципам философии.

В сочинениях поэтов-любомудров поэзия соединилась с метафизическим осмыслением главнейших вопросов бытия. В результате возникло такое направление, как философская лирика.

Расцвет философской лирики

В поэтической традиции ХIХ века философская лирика продолжила укореняться. Ярким примером художественной философии того времени является творчество Ф. И. Тютчева. Произошло усиление философии и в лирике позднего А. А. Фета. Позже она станет определяющей в поэзии Д. С. Мережковского, И. Ф. Анненского, В. И. Иванова, З. Н. Гиппиус.

К концу ХIХ века философская лирика стала одним из ключевых направлений в русской поэзии, пережив существенную трансформацию. Исторические и духовные сдвиги в обществе, культурный перелом на рубеже эпох вызвали потребность в подведении итогов, обобщениях, размышлениях. Поэты говорили о современных им проблемах, обращаясь к универсальным, общечеловеческим истинам.

Владимир Соловьев

В этот период расцветает творчество философа-поэта В. С. Соловьёва. Им были затронуты новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихов имеет философскую основу, в них поднимаются вопросы любви, человеческого бытия, природы, космоса:

Хоть мы навек незримыми цепями

Прикованы к нездешним берегам,

Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам.

 

Всё, что на волю высшую согласно,

Своею волей чуждую творит,

И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.

(В. С. Соловьёв, 1875)

Философская лирика в узком и широком значении

Понятие «философская лирика» объединяет две категории стихотворений.

Во-первых, сюда включается любая поэзия, затрагивающая метафизические темы: жизнь, смерть, смысл бытия, взаимоотношения с Богом, сущность мироздания, высшая цель человечества. На рубеже ХIХ – ХХ веков преобладающим было именно такое понимание философской лирики.

Философская составляющая присутствовала в творчестве многих знаковых поэтов эпохи. В этом смысле к поэтам-философам можно отнести Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.

Философская лирика А.С. Пушкина конца 1820-х–1830-х гг

(см. также «Стихи Пушкина, которые легко учатся»)

Во-вторых, речь идет о собственно философской лирике. В широком понимании философская лирика – это совокупность произведений, в которых любая мысль закончена и самодостаточна, а выстроенная автором система взглядов подчинена определенной концепции.

Философская лирика не ограничивается только содержанием. В ней выражается особый склад мышления поэта, в согласии с которым ведется художественный поиск.

Ключевые черты философской лирики

Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:

  • наличие философского замысла, продуманной концепции;
  • размышления о соотношении идеального и материального, духовного и чувственного, вечного и бренного, божественного и земного;
  • некоторая догматичность и категоричность мысли;
  • монументальность;
  • однозначность мысли, часто – поучительность;
  • главенство мысли над чувством;
  • размытость лирического героя, его слияние с человечеством в целом;
  • обобщенный психологизм;
  • расширение временных рамок до вечности, а границ пространства до вселенной;
  • заданность круга тем и жанра (например, ода, послание).

Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.

Темы философской лирики

Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.

Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.

В творчестве поэтов-философов ХIХ века главенствовали следующие темы:

  • столкновение пространства и времени, их «стыки», переходы, изломы; двойственность бытия;
  • взаимосвязь человека и природы;
  • отрицание современного общества;
  • предчувствие грядущих трагедий, переворотов, катастроф;
  • антииндивидуализм;
  • бытие отдельного человека и целого мира.

Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.

Субъект философской лирики

Стремление философской поэзии к всеобщности и универсальности качественно меняет и субъект сознания в стихотворении. Происходит ряд трансформаций с фигурой лирического героя:

  • Авторское сознание выражается в первую очередь через обобщенные и внеличные формы.
  • Образ лирического героя отходит на второй план либо исчезает вовсе, так как он мало подходит для выражения отвлеченных идей.
  • Вместо лирического героя субъектами становятся «ты», «мы», «вы» в значении «всякий», «каждый», «любой». То есть субъект сознания выражает всеобщее чувство:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

(А. С. Пушкин)

Как мало в этой жизни надо

Нам, детям, – и тебе и мне.

(А. А. Блок)

  • Часто носитель сознания в произведении не называется совсем, а всё внимание сосредоточивается на объекте. В таком случае говорят о «поэтическом мире автора».

Особенности сюжета философской лирики

Определение сущности

Первая особенность сюжета философской поэзии заключена в развитии концепции произведения. Наиболее часто встречается построение, при котором формулируется определение того или иного понятия.

Задачей философской лирики является выявление сущности, смысла. Поэтому движение сюжета в философском стихотворении направлено на определение. Цель такого определения – не просто охарактеризовать явление, а выявить его сущность.

Например, у Тютчева встречаются такие определения природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык!..

(1830)

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

(1869)

Противопоставление понятий

В основе любого сюжета лежит противоречие, выступающее движущей силой произведения. Но из-за отсутствия в лирическом сюжете хронологии как таковой, в поэзии редко возникает прямое столкновение – конфликт. Чаще речь идет о противопоставлении, оппозиции идей и понятий.

При этом в стихотворении не всегда присутствуют сразу оба «участника» оппозиции. Один из них может подразумеваться контекстом, находиться за рамками стихотворения, присутствуя в тексте в виде оспариваемой точки зрения.

Таким образом, сюжет философской лирики строится на нравственно-философских, социально-философских или натурфилософских противоречиях. Происходит столкновение всеобщих значимых понятий, так называемых «начал жизни».

Федор Тютчев

Натурфилософские оппозиции сильны в лирике Тютчева. В роли противопоставляемых начал у него выступают человек и природа, личность и общий закон бытия, жизнь и смерть, гармония и хаос:

Певучесть есть в морских волнах,

Гармония в стихийных спорах,

И стройный мусикийский шорох

Струится в зыбких камышах.

 

Невозмутимый строй во всем,

Созвучье полное в природе, –

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

 

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поет, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

(Ф. И. Тютчев, 1865)

Стихотворение построено на противопоставлении гармонии природы и неуравновешенности человеческой жизни. Отсюда следует вывод о принципиальной, качественной разности человека и природы.

В стихотворениях Баратынского наивность лирического героя сталкивается с трезвостью рассудка, жизнь – со смертью, движение – с покоем, свобода – с привязанностью, гармония – с бунтом:

Болящий дух врачует песнопенье.

Гармонии таинственная власть

Тяжелое искупит заблужденье

И укротит бунтующую страсть.

 

Душа певца, согласно излитая,

Разрешена от всех своих скорбей;

И чистоту поэзия святая

И мир отдаст причастнице своей.

(Е. А. Баратынский, 1834)

Современная философская лирика: заключение

В XXI веке люди по-прежнему задумываются о смысле жизни, нравственных ценностях и главных метафизических вопросах. Это значит, что философская поэзия продолжает существовать и развиваться.

Темы современных философских стихов во многом созвучны вопросам, занимавшим поэтов прежних эпох. Это не удивительно, ведь человеческая природа мало меняется с течением времени. Философия в стихах формирует мировоззрение, помогает читателю на какое-то время остановиться и подумать о вещах, которых он прежде не замечал.

В этих стихах нет места категоричности. Читатель может как согласиться с авторской точкой зрения и пофилософствовать вместе, так и отвергнуть его взгляд на вещи. Во многом восприятие философской лирики зависит от личного опыта.

  • Философские размышления представляют благодатную почву для творчества. Хотите написать философское стихотворение, но не знаете, с чего начать? Вам поможет наша статья о том, как научиться писать стихи.