Реализм в литературе впервые возник и оформился как художественное движение во Франции в середине XIX века. Вскоре он распространился на Англию, Россию и США. Плодородную почву для развития реализма в этих странах подготовили крупные политические потрясения эпохи, а также социальные реформы.
Реалистическое движение оказало глубокое влияние на литературу середины-конца XIX века. Многие реалистические романы признаны величайшими литературными памятниками.
Что же отличает реализм в литературе от других направлений? Узнайте об этом из нашей статьи!
Одна из главных тем, к которой обращается реализм в литературе – это социально-экономический (или классовый) конфликт. Писатели-реалисты стремились изображать разные слои общества, подчеркивая различия между богатыми и бедными. Например, в романе Диккенса «Дэвид Копперфильд» главный герой на себе испытывает тяготы детей-бедняков, вынужденных работать на городских фабриках.
В «Жерминале» Золя повествуется о жизни угольных шахтеров и владельцев шахт. Гнет и тяжелые условия жизни вызывают забастовку, которая выливается в кровавое столкновение. Затрагивает Золя и различные политические теории, касающиеся условий существования рабочего класса.
Толстой в «Войне и мире» тоже обращается к конфликту между русскими помещиками и крепостными крестьянами, обрабатывающими их землю.
Таким образом, авторы литературного реализма поднимали острые социальные, экономические и политические проблемы через описания классового неравенства.
Узнать больше о конфликте в литературе с примерами
Многие романисты стремились показать различные стороны быта и повседневности в быстро развивающемся индустриальном городе XIX века. Например, Бальзак известен циклом романов «Человеческая комедия», где обширно и точно изобразил состояние общества, культуры и торговли в Париже в середине девятнадцатого века. А в большей части своих произведений Диккенс описывал Лондон, детально изображая реально существующие улицы, здания и кварталы.
Викторианский Лондон
Толстой и Достоевский, в свою очередь, писали о городской общественной жизни Москвы и Петербурга.
Реалистическая литература, таким образом, часто является документальной в том смысле, что она передает детали исторической эпохи, рисует образ современного города того времени.
Натурализм является важным ответвлением реализма в литературе. На самом деле эти два термина часто используются как взаимозаменяемые. Натурализм расширил и усилил идеи реализма, взяв за основу теории Дарвина о наследственности и адаптировав их для художественных произведений.
Писатели-натуралисты считали, что жизнь каждого индивида зависит от сочетания его наследственных черт и историко-социальной среды, в которой он родился. Таким образом, каждый персонаж натуралистических романов, по существу – жертва обстоятельств. У него мало власти изменить ход своей жизни.
Писатели-натуралисты, возглавляемые Золя, подробно фиксировали свои наблюдения и описывали все звенья современной жизни. Они возвели ценности реализма до еще большей объективности. К последователям школы натурализма также относятся Мопассан и Гюисманс во Франции, немецкий драматург Герхард Гауптман и португальский писатель Эса ди Кейрош.
Натуралистическая школа в России была представлена произведениями Бунина и Куприна. Известным примером, преподающимся в учебных заведениях, является рассказ «Легкое дыхание».
Хотя реализм в литературе известен своими точными описаниями физических деталей, писатели-реалисты нередко обращались к темам религии, философии и морали.
Толстой создавал персонажей, задумывающихся над сложными вопросами о христианской вере и смысле жизни. Самый известный пример – Пьер Безухов в «Войне и мире».
Герои Достоевского ведут длительные философские дискуссии и споры о христианской морали. Писатель особенно интересовался нравственными и религиозными вопросами, которые ставили перед собой персонажи, переступившие закон.
Писатели-реалисты часто акцентировали внимание на развитии брака и семьи в разных слоях общества, исследовали социальные и психологические факторы, влияющие на качество семейной жизни в XIX веке.
Внебрачные связи составляют предмет таких известных произведений как «Мадам Бовари» Флобера и «Анна Каренина» Толстого. Оба романа – о замужних женщинах среднего класса, чьи незаконные любовные связи ведут к утрате общественного положения и самоубийству.
Реализм в литературе часто фокусируется на изображении нескольких семей или семейных пар в рамках одного романа. В «Анне Карениной» и «Войне и мире», например, рассказывается о трех семьях. Еще один многоуровневый реалистический роман – «Мидлмарч» Джордж Элиот, где также повествуется о нескольких семьях.
Любовные романы – 5 характерных признаков любовных романов
Многие писатели-реалисты стремились рассказать свои вымышленные истории беспристрастным, всезнающим голосом. Повествование велось от лица рассказчика, который не являлся участником событий, а был невидимым наблюдателем, остающимся вне сюжета. Таким образом авторы пытались изобразить реальность максимально объективно.
В частности, французские реалисты – Бальзак, Флобер, Золя и Мопассан – стремились описать предмет в ясных, подробных, точных терминах, лишенных осуждения или морализаторства со стороны рассказчика.
Сеттинг – важный элемент литературы реализма. Писатели документировали все черты современной им культуры с помощью точных описаний окружающей обстановки.
Действие реалистических романов происходило как в городе, так и в деревне, причем авторы старались как можно точнее изобразить условия труда и быта людей.
Романисты описывали обстановку, царившую во всех слоях общества в крупных городах, таких как Лондон, Париж, Нью-Йорк, Бостон, Москва и Санкт-Петербург. Внимание уделялось и условиям жизни и труда крестьян и крепостных в сельской местности по всей Англии, России, Франции и другим странам.
Писатели-реалисты часто помещают свои вымышленные истории в эпицентр реальных исторических событий XVIII и XIX веков.
Действие «Повести о двух городах» Диккенса происходит во времена Французской революции. События в «Мидлмарче» Элиот разворачивается в вымышленном провинциальном городе на фоне крупных социальных реформ, которые происходили в Англии в первой половине XIX века.
«Война и мир» Толстого также включает в себя исторический контекст – Наполеоновские войны между Россией и Францией в начале XIX века.
Писатели-реалисты славились мастерским созданием широкой панорамы персонажей.
Например, Бальзак в своей «Человеческой комедии» создал более трех тысяч разных действующих лиц. Он был новатором в использовании одних и тех же героев в нескольких романах. Так, персонаж, выступающий главным героем в одной книге, может появиться как второстепенный в другой.
Золя, вдохновленный «Человеческой комедией», показал многие аспекты французского общества в своей двадцатитомной серии «Ругон-Маккары». Все романы цикла объединены историей одной семьи, за несколькими поколениями которой мы следим.
Диккенс также известен своими многочисленными незабываемыми персонажами всех возрастов и социальных групп. Многие его герои стали культовыми.
Реалисты славятся впечатляющими психологическими деталями, с помощью которых изображают своих персонажей. Уровень их мастерства настолько высок, что по данному показателю реализм в литературе зачастую затмевает психологические триллеры.
Достоевский и Флобер, в частности, известны мастерским проникновением в каждый нюанс психологии героя с целью объяснить мотивы его поступков. Реалисты искусно использовали диалоги, обращая внимание на региональные диалекты и различия в речи людей разного статуса.
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…