Стихотворные размеры

Существует 5 базовых стихотворных размеров, пользуясь которыми, как кирпичиками, можно создать бесконечное разнообразие поэтических форм. Это двухсложные ямб и хорей, а также трехсложные дактиль, амфибрахий и анапест.

Для классической русской поэзии характерно следование одному стихотворному размеру в стихотворении или поэме – так весь без исключения “Евгений Онегин” написан четырехстопным ямбом. Однако современные поэты 21-го века отказываются от такого подхода, предпочитая совмещать различные размеры в одной строке. Во-первых, это необходимо, чтобы стихи приобрели оригинальное звучание (или хотя бы намек на него); а во-вторых, это позволяет точнее передать внутреннее состояние поэта или лирического героя, будь оно омрачено душевными метаниями или напротив, экзальтировано откровением свыше.

В современных стихах популярными являются комбинации из ямба и амфибрахия. Например, вот начало стихотворения “Ведомые тайной“:

Когда, как после броска,
Взбухают жилы на лбу;
Когда такая тоска,
Что не приснится в гробу;
Когда воротит от морд,
И не разжиться руном,
И мимолётный аккорд
Утрамбовал метроном;

Здесь каждая строка начинается с ямба, переходит в амфибрахий и заканчивается снова ямбом:

U_  U_U  U_

Если изменить порядок, начав и закончив с амфибрахия и оставив ямб в центре, получится совершенно другой стихотворный размер:

U_U  U_  U_U

Вот как он звучит:

Убийственно, но в обмане,
Бесстрастно, но абсолютно:
Как с “Вальтером” на кармане
В местах, где немноголюдно.
Ты снова выходишь тенью
Из залежей на прогулку,
И – тьма предана смятенью,
И – волны по переулку.

(Д. Рудой. “Лучи ультрафиолета“.)

Легко услышать, что отрывки звучат совершенно по-разному, приглашая погрузиться в непохожие чувства: сдерживаемая готовность действовать (в первом случае), и апатия, которую во что бы то ни стало необходимо превозмочь.

Если вы – начинающий поэт, задавшийся целью научиться писать стихи, рекомендуем вам внимательно ознакомиться со статьями, предложенными ниже: в них не только подробно описаны все пять главных стихотворных размеров, но также приведены примеры их вариаций, причем как из классической поэзии, так и из популярных песен, знакомых каждому.

Анапест: стихотворный размер и примеры анапеста в стихах

Анапест – стихотворный размер из трех слогов, последний из которых является ударным. Предпочитавшие двусложные ямб и хорей Пушкин и Лермонтов…

Дактиль: примеры стихов, написанных дактилем

Дактиль – стихотворный размер, состоящий из трех слогов и открывающийся ударным слогом. Стопа дактиля строится из трех слогов в таком…

Амфибрахий: стихотворный размер и примеры стихов

Амфибрахий – трехсложный стихотворный размер, в котором ударный слог, второй, окружен двумя безударными. Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать…

Хорей: стихотворный размер и примеры стихов

Хорей – двусложный стихотворный размер с ударными нечетными слогами. Хорей менее распространен, чем ямб, хотя тоже ведет свою историю с…

Ямб: стихотворный размер и примеры стихов

Ямб – двусложный стихотворный размер с ударными четными слогами. Его можно назвать самым классическим из наиболее распространенных стихотворных размеров. Стихи,…