Стихи о любви Тютчева подчеркивают многогранность этого чувства, осмысляя его с разных сторон. Это и ничем не омраченное слияние душ, и восхищение, губительный злой рок. Это волшебство и трагизм одновременно. Истоки такой многоликой любви в творчестве поэта кроются в его драматических отношениях с женщинами.
Юношеская влюбленность, два непростых брака и осуждаемая обществом связь с молодой девушкой – все это наложило отпечаток на произведения поэта. Стихи о любви Тютчева можно отнести к исповедальной поэзии – столько личных переживаний в них сложено.
О любви гибельной и светлой читайте в нашей подборке лучших стихотворений Тютчева.
«Я встретил вас, и все былое…»
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Стихи о любви Тютчев писал не только в молодые, но и в зрелые годы, черпая вдохновение из юношеских увлечений. Пример такого стихотворения – «Я встретил вас…». В нем отразилась история влюбленности поэта в Амалию Крюденер и их встреча после многолетней (выражаясь поэтическим языком – «вековой») разлуки. Он с упоением вспоминает «время золотое».
Произведение наполнено глубиной и сильными эмоциями любящего сердца. Душевное состояние лирического героя показано на контрасте времен года: осени «отжившего сердца» и весеннего дуновения любви. Кроме того используется мотив сна: герой словно пробудился и в то же время глядит на возлюбленную «как бы во сне».
Стихотворение, наполненное символами и образами, принадлежит к романтическому направлению любовной лирики. Оно сочетает в себе элегические, личные мотивы с размышлениями, присущими философской поэзии.
Тютчевские строки были положены на музыку – так появился известный романс, перепетый многими исполнителями. Особенное звучание и мелодичность достигается с помощью приемов звукописи: аллитерации согласных: «з», «с», «д», «т», «б», «п» ассонанса гласных «о», «а», «е».
Слушать романс «Я встретил вас, и все былое…»
Читайте также: Звукопись в английской поэзии
«Я помню время золотое…»
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
В стихах о любви Тютчева порой звучит тема воспоминаний о юношеской любви. «Я помню время золотое…» – еще одно стихотворение, посвященное первой влюбленности Тютчева в юную австрийку Амалию Крюденер. Несмотря на то, что их отношения не получили развития, поэт не смог забыть чувства к первой музе. В произведении ощущается свежесть и непорочность первой влюбленности.
В стихотворении отразились впечатления от прогулок по окрестностям родового замка красавицы. Избранница поэта предстает «младой феей» с «юными плечами» и присущей ей «веселостью беспечной». Поэт использует антитезу, противопоставляя юности руины замка, «обломков груду вековую».
Природа олицетворяется и также «участвует» в сюжете – она угасает, как и краткая пора юности: «край неба гас», «день догорал», берега померкли. Стихотворение написано четырехстопным ямбом и отличается особой напевностью.
Слушать стихотворение «Я помню время золотое…»
«Люблю глаза твои, мой друг…»
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
Многие ранние стихи о любви Тютчева посвящены его первой жене – Элеоноре Петерсон. В них он воспевает очарование женщины, пленившей его сердце. В стихотворении всего две строфы, но каждая обладает собственной «драматургией».
В первой строфе игривый взгляд любимой сравнивается со вспышкой молнии. Во второй части стихотворения автор признается, что ее взор из-под опущенных ресниц еще сильнее воздействует на него. Огонь в глазах говорит о темпераменте женщины.
К особенностям этого короткого стихотворения можно отнести пятистишия – строфы из пяти строк. Рифмуются 1, 3, 5 и 2, 4 строки соответственно.
Слушать стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…»
«Еще томлюсь тоской желаний…»
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
Восьмистишие Тютчев написал как воспоминание о своей первой жене. Элеонора рано умерла, и поэт всю жизнь чувствовал вину и недосказанность. Ведь он любил ее, но изменил ей с другой. Это сильно надломило ее душевное состояние. Последующие жизненные тяготы, бедность, пожар, в который она попала вместе с детьми, и наконец, лихорадка, приводят жену поэта к смерти.
Тютчев винил себя в том, что постоянные нервные состояния ухудшили ее здоровье. Стихотворение он напишет уже спустя годы, только со временем поняв глубину чувств к своей первой супруге («еще томлюсь», «еще стремлюсь к тебе»). Для него она станет светлым символом, к которому больше нельзя прикоснуться («ловлю твой образ», «недостижимый образ»).
Слушать стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний…»
Читайте также: Любовная лирика Лермонтова
«Она сидела на полу…»
Она сидела на полу
И груду писем разбирала —
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала —
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
И сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой —
И сколько горестных минут,
Любви и радости убитой…
Стоял я, молча, в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени…
Принято считать, что стихотворение автобиографично и посвящено эпизоду, когда вторая супруга поэта, Эрнестина, бросает в пламя письма Тютчева к молодой возлюбленной – Елене Денисьевой. Любящая жена очень страдала из-за измены мужа. И хотя брак не распался, ревность и сплетни в обществе принесли Эрнестине немало «горестных минут».
Лирические герои переживают момент наивысшего эмоционального напряжения. Мы видим, что стихи Тютчева о любви не только воспевают возвышенное чувство, но и говорят об опустошении, «убитой радости» и душевном надломе. Любовь способна превратиться в пепел так же, как груда сожженных писем.
Средства выразительности призваны акцентировать чувство утраты и подавленное состояние героев: эпитеты «невозвратимо-пережитая жизнь», «убитая радость», «горестные минуты». Письма сравниваются с остывшей золой, а взгляд героини на них уподобляется взгляду отлетевшей души на мертвое тело.
Слушать стихотворение «Она сидела на полу…»
«Ты волна моя морская…»
Ты, волна моя морская,
Своенравная волна,
Как, покоясь иль играя,
Чудной жизни ты полна!
Ты на солнце ли смеешься,
Отражая неба свод,
Иль мятешься ты и бьешься
В одичалой бездне вод —
Сладок мне твой тихий шёпот,
Полный ласки и любви,
Внятен мне и буйный ропот,
Стоны вещие твои.
Будь же ты в стихии бурной
То угрюма, то светла,
Но в ночи твоей лазурной
Сбереги, что ты взяла.
Не кольцо, как дар заветный,
В зыбь твою я опустил,
И не камень самоцветный
Я в тебе похоронил —
Нет, в минуту роковую,
Тайной прелестью влеком,
Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.
В стихотворении, написанном четырехстопным хореем, Тютчев говорит о Елене Денисьевой. Почти 15 лет девушка была его музой и вдохновляла на стихи о любви. Непростые, в силу обстоятельств, отношения закончились печально. Но в этом стихотворении еще самое начало этого пути.
Девушка восхищает поэта своей юностью, непосредственностью, весельем, жаждой жизни. Его не смущают перепады настроения, свойственные Елене («то угрюма, то светла»). Наоборот, Тютчев сравнивает ее с морской волной, такой же своенравной. Он просит ее остаться неизменной, не понимая еще, что это невозможно.
В произведении используются эпитеты («в одичалой бездне», «в минуту роковую») и метафоры («душу схоронил»), через которые автор передает свое душевное состояние.
Слушать стихотворение «Ты волна моя морская…»
«Предопределение»
Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Она изноет наконец…
Стихотворение написано как рассуждение о любви. Поэту кажется, что есть определенный, повторяющийся сценарий любовных отношений, в котором неизбежно больше пострадает тот, кто любит сильнее, чьи чувства нежнее.
Это стихотворение из «Денисьевского цикла», посвященное его любимой Елене, на которой он так и не смог жениться. Эти отношения были драматичны и разрушительны для девушки. Скорее всего, именно о ее страдающем сердце и последующей смерти последние строки произведения.
Слушать стихотворение «Предопределение»
«Последняя любовь»
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, –
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
Произведение примыкает к «Денисьевскому циклу» – памятнику любовной поэзии Тютчева, своеобразному роману в стихах. Жанр стихотворения можно определить как элегия. Поэт написал эти строки в поздний период творчества. Слова умудренного опытом лирического героя обращены к молодой музе – адресату его последней любви.
Поэт сравнивает «последнюю» любовь со светом угасающего дня: «Сияй, сияй, прощальный свет…» Лексический повтор призван акцентировать внимание на мольбах автора. Этот же прием используется во второй строфе. Поэт сравнивает последние годы жизни с надвигающейся тенью и уповает на то, чтобы любовь продлила нежные чувства в сердце.
Поэт олицетворяет и персонифицирует природные явления: «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень». Также используется риторическое восклицание и прием инверсии – замены порядка слов, например, «любви последней, зари вечерней», «нежней мы любим…».
Слушать стихотворение «Последняя любовь»
«Не говори: меня он, как и прежде, любит…»
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит…
О нет, он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит…
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь!.. о, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно…
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Стихотворение Тютчев посвятил Елене Денисьевой, уже будучи в преклонном возрасте. Девушка была намного младше его, к тому же ей приходилось из-за своей любви к поэту мириться с тем, что он женат. Эта любовь оказалась разрушающей для ее жизни. Весь мир закрывается перед ней и остается только ее возлюбленный.
Тютчев прекрасно понимал ее метания. Она была безумно влюблена, но, в то же время, ее тяготило отношение окружающих. Этот внутренний конфликт, борьба между чувствами и совестью, прекрасно показан в произведении. Любовь тут выступает не как светлое, чистое чувство. Тут, ее драматическая сторона, болезненность, несущая в себе опустошение и в итоге смерть.
Слушать стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»
«О, как убийственно мы любим»
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Вина, выжигающая сердце – вот основная нота этого стихотворения Тютчева. Сожаление наполняет душу поэта, когда он видит, как под осуждающими взглядами, изменилась его возлюбленная, как она растеряла юную беззаботность. Постоянные переживания и постыдное в то время положение приводят Елену к ранней смерти.
Это стихотворение – признание поэта, что страсть мимолетна, а последствия принятых решений меняют всю нашу жизнь, иногда слишком кардинально. Любовь здесь предстает губительной силой, которой невозможно противостоять.
В произведении 10 строф, первая и последняя повторяются, что подчеркивает их важность. Это основная мысль, главный вывод. Эмоции автора выражены в многочисленных восклицаниях.
Слушать стихотворение «О, как убийственно мы любим…» полностью