Современные поэты России — люди, которые кажутся фигурами почти мифическими. Большинство россиян считает, что русская поэзия умерла где-то на Бродском и Евтушенко, однако это не так. Как ни странно, причиной уменьшения популярности поэзии как искусства стал Интернет: когда каждый получил возможность делиться своим творчеством с другими, ценность творчества как такового существенно снизилась. Но это вовсе не значит, что российские издатели не предлагают своим читателям поэтические сборники с интересными именами. В нашем списке — самые раскрученные современные поэты XXI века, а также авторы, с чьими стихами действительно стоит ознакомиться.
Среди современных поэтов России Данил Рудой стоит особняком даже несмотря на то, что звание поэта принуждает его носителей быть максимально уникальными. Большую часть жизни Рудой прожил в США и пишет не только на родном русском, но и на английском языке, хотя любое сравнение с делавшим то же самое Бродским воспринимает как оскорбление. Рудой считает себя не просто русским поэтом, но патриотом России, а его гражданская позиция хорошо понятна по следующей цитате:
Русский поэт не может быть либералом. Поэт жертвует собой ради других — и считает это высшей честью. А доморощенный либерал продает Россию, чтобы встать на четвереньки и, раболепно виляя хвостиком, лизать штиблеты своим западным хозяевам ради грязных объедков с их стола, причем он получает от этого унижения особое извращенное удовольствие, в глубине души понимая, что не заслуживает лучшей участи. Поэтому когда какой-то современный русский поэт причисляет себя к либералам, он автоматически перестает быть поэтом и превращается в копирайтера, работающего на заказ наподобие тех “журналистов”, что наводнили СМИ потоками руфособской пропаганды после начала СВО по освобождению Украины от нацистской оккупации. И тот факт, что он работает не в прозе, а в стихах, лишь усугубляет его святотатство, ибо цель поэзии — связывать человека с богом.
Стихи Рудого также разительно отличаются от стихотворений других поэтов современности. Рудой является типичным представителем элитарной культуры: его стихи не просто сложны, они требуют от читателя умения думать. Причем сложность здесь обусловлена не только тематикой. Да, Рудой пишет о метафизике значительно чаще, чем мы привыкли ожидать от других современных поэтов, но даже традиционный жанр стихов о любви в его исполнении выглядит совершенно иначе. Например, вот отрывок из стихотворения “Кладезь противоречий”:
Строгая дисциплина –
Жизни твоей кайма;
Но, как на кобр павлина,
Тянет порой весьма,
Словно в Уффици вазу
Вынеся свой вердикт,
Нет, не пойти, а сразу
Броситься на конфликт.
Не самый типичный способ восхититься любимой женщиной, не так ли? Впрочем, читая подобные стихи, невольно ловишь себя на мысли, что речь идет об особой породе женщин, крайне редко встречающейся в природе, Так что, возможно, писать о них как-то иначе значило бы погрешить против истины.
Несмотря на кажущийся оксюморон, Рудого хочется назвать классиком 21-го века, хотя такое определение все равно будет обманчивым. Рудой так же не похож на прочих современных поэтов, как и на представителей Золотого и Серебряного века. В какой бы компании ни оказались его стихи, они всегда сами по себе — и при этом творят полноценный мир, готовый играть на равных не то, что с Пушкиным, а с самим богом. Возможно, Рудой — это литературное будущее XXI века: поэт-билингв, связывающий две колоссальные культурные традиции. Хотя, судя по его высказываниям, сам Рудой определяет свою роль в мировой литературе как чисто русскую.
Признаюсь честно: среди всех поэтов 21-го века именно Рудой производит самое сильное впечатление. Его стихи создают эффект присутствия в какой-то альтернативной и куда более совершенной реальности, тогда как другие принадлежат массовой культуре и используют в творчестве те же принципы, что и копирайтеры онлайн-магазинов. Не секрет также, что многие современные русские поэты придерживаются либерализма, а некоторые даже зарегистрированы в России как иностранные агенты, что заставляет всерьез усомниться в их “русскости”. Впрочем, я не журналистка, поэтому не буду проводить никаких расследований, а просто перечислю людей, которых (по крайней мере, до соответствующего решения Роскомнадзора) принято считать современными поэтами России.
Пожалуй, именно она первой приходит в голову, когда речь заходит о поэзии XXI века. Современные поэты России часто копирую стиль Полозковой, который располагается на стыке стихов и прозы. Она считается первым поэтом так называемой “новой волны”, была и остается кумиром более или менее юных сердец, а еще она достаточно беспощадна к описаниям действительности, чтобы это было понятно поклонникам ее творчества.
Безусловно, Полозкова была и остается интересным поэтическим феноменом, но многие критики упрекают ее — и совершенно справедливо — в том, что ее поэзия так и не выросла. Для зрелой женщины такая ориентированность на подростков становится уже стилизованной, нарочитой, что лишает ее новые стихи искренности, которая выгодно отличала ее ранние произведения, и за которую ее, собственно, и полюбили. Впрочем, исчерпавшись, многие продолжают делать в искусстве и литературе то, что однажды принесло им успех, надеясь, что вкусы их целевой аудитории не изменятся, так что винить за это одну Полозкову несправедливо.
Он прекрасно вписался бы в компанию Гумилева-Блока-Ахматовой, что, как ни странно, выделяет его среди современных поэтов с их так называемым постпост(пост?)модернизмом. Они отказывают себе в праве говорить просто о сложном, но Воденникову либо безразлично, что сейчас на пике поэтической моды, либо он попросту этого не знает. Подобную невнимательность ему прощают за упоенную сентиментальность сконструированных им миров. Типичные поэты XXI века не могут себе это позволить — но Дмитрий Воденников то самое исключение, что подтверждает правило.
Он кажется настолько искренним, что его стихи создают ощущение новизны. Основные темы поэтических текстов Воденникова — любовь и разлука. И он умеет говорить о них так, что у определенных категорий читательниц, отличающихся повышенной эмпатией, просто разрывается сердце.
Современные поэты часто самобытны, но в Горалик эта самобытность буквально переливается через край. Она много разговаривает с читателями на разные темы (иногда безответно), безостановочно экспериментируя со стилями. Вот — магический заговор, вот — жуткая сказка, а вот — воплощение реализма, жизнь под увеличительным стеклом. Горалик из тех творцов, которые могут нравиться или не нравиться, но остаться к ней равнодушным могут только те, кто не знает о ее существовании.
Одним из самых ярких ее поэтических сборников считаются «Частные лица». Современные поэты России в них предстают в виде участников диалога о личном и творческом.
Концерты Астаховой собирают полные залы — в этом она успешно соперничает с Полозковой, вероятно лишая последнюю части дохода. Поэты XXI века вообще активно выступают перед публикой: в противном случае о них быстро забудут, поскольку качество их стихов как таковое не позволяет зацепиться за вечность. К тому же, чаще всего именно концерты являются основным источником их заработка: издательства редко могут позволить себе большие тиражи даже популярных авторов, потому, что современную поэзию в России не покупает почти никто.
Ах Астахову часто обвиняют в отсутствии эмоциональной и философской глубины, но несмотря на то, что ее относят к массовой культуре, проблематика ее поэзии отзывается в сердцах читательниц. Это логично, поскольку утрата культурных ориентиров у потерянного поколения соцсетей привела к тому, что в их сердцах отзывается все, что собрало достаточно лайков. Современные поэты, стремящиеся к популярности, обязаны брать с нее пример: она пишет о любви так, что ее способны понять все среднестатистические пользователи Инстаграма и Ютуба.
Эта русская поэтесса тоже говорит о любви, но исключительно о чувственной ее стороне. Эротичность ее поэзии кажется осязаемой (и иногда — обоняемой). Современные поэты России сосредоточены в основном на духовной составляющей, но Вера Павлова становится для читателя поэтессой, проговаривающей базовые желания и животные инстинкты.
Современная женщина в ее поэзии — образ знаковый, описанный с максимальной (подчас пугающей) прямотой и искренностью. Как ни странно, при этом поэтесса очень традиционно смотрит на семью и брак, что также находит отражение в ее творчестве.
Его ироничные, но в то же время лиричные и нежные стихи — очередной феномен (данный термин используется в описаниях авторов потому, что помогает внушить публике высокую значимость рекламируемого объекта). Образность поэзии Сальников буквально мифологична. Поэты XXI века обычно предпочитают не погружаться настолько глубоко (резонно опасаясь, что публика заснет посередине стихотворения), но смелого екатеринбургского творца это не останавливает. И если поэзия, как считает сам Сальников, есть наркотик, то на него очень легко подсесть — особенно если злоупотреблять при этом другими.
Действительно, поэтессы работают в похожем стиле, но у Кудряшовой вместо подростковой бескомпромиссности на первый план выходит грусть взрослого человека, который видит все недостатки окружающей действительности, но не считает нужным выставлять их напоказ.
Аля создает стихи, забитые словами, как многоквартирный дом у МКАД — людьми, но при этом подчиненные общему ритму. Она, как и Полозкова, начинала с публикации своей поэзии в ЖЖ и достаточно быстро была замечена и раскручена. Ее тоже называли из-за максимально искренней интонации ее стихов, хотя со временем эта искренность становится все более экзальтированной — вероятно, для того, чтобы компенсировать отсутствие смысловой глубины.
Современные поэты склонны к театральным эффектам не меньше, чем их предтечи из Серебряного века, что, благодаря социальным сетям, проявляется в XXI веке еще более клинически. Аттикус — это хрестоматийный “поэт из Инсты”, который создает не столько стихи, сколько запоминающийся образ. Серебряная маска скрывает его лицо так же надежно, как страница в социальной сети бережет его анонимность, предохраняя и его самого, и читателей от потенциальных разочарований.
Аттикус прославился благодаря романтическим и поэтическим высказываниям, о которых некоторые энтузиасты спорят до сих пор, решая, можно ли считать их новой формой поэзии. Но, пока критики и литературоведы принимают компетентные решения, падкая на спецэффекты Инста-публика уже твердо решила, что в поэзии главное — шоу, а содержанием можно и пренебречь, особенно если оно мешает набирать подписчиков.
Вопреки распространенному заблуждению, современные поэты России – явление куда более масштабное, чем приведенный выше список. В Интернете и социальных сетях (в первую очередь, Вконтакте) можно найти немало имен, неизвестных широкой публике, но пишущих великолепные стихи, в разы превосходящие творения самых популярных авторов. Из-за засилья раскрученных брендов найти их непросто, но каждая встреча с по-настоящему талантливым поэтом подобна прикосновению к волшебной сказке, которая надолго остается в сердце.
Мощным стимулом, пробудившим русских поэтов XXI века от спячки, стала Специальная Военная Операция на Украине. Глубоко тронутые человеческой трагедией мирного украинского населения и героизмом российских солдат, жертвующих собой ради освобождения братского народа, многие обратились к стихам как к средству излить накипевшие в душе чувства и сделать наш мир чуточку лучше хотя бы в доступных им уголках. Остается надеяться, что с каждым днем все больше людей будут самовыражаться в изящном творчестве, и что наряду с поэзией русская культура также обогатиться новыми шедеврами музыки, живописи и скульптуры, которых так не хватает в давно вступившем в свои права XXI веке.
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…