Конфликт в литературе – это необходимый элемент истории, который делает книгу увлекательной, не давая оторваться от чтения в стремлении узнать, что произойдет дальше. Он двигает повествование вперед и вынуждает читателя, жаждущего узнать исход, сидеть с книгой всю ночь напролет. В любой истории есть персонажи, место действия и сюжет, но именно грамотно завязанный и разрешенный конфликт отличает выдающуюся книгу от той, которую можно оставить, не дочитав.
Конфликт в литературе – это вызов, препятствие, с которым главные герои должны справиться, чтобы достичь своих целей. В общих чертах литературный конфликт можно определить как борьбу противодействующих сил – двух героев, или героя с природой, или даже внутреннюю борьбу героя с самим собой. Конфликт обеспечивает необходимый уровень эмоционального воздействия на читателя, вовлекает его в историю, захватывает вариантами развязки.
В литературе встречаются разные виды конфликтов, которые можно разбить на две основные категории: внешние и внутренние. Главный герой, испытывающий внутренний конфликт, обычно борется с самим собой, пытаясь принять какое-то трудное решение или преодолеть собственную слабость. Внешний конфликт – это когда герой борется с вызовом внешних обстоятельств, таких как другие персонажи, природная стихия или общество.
Исходя из сказанного, можно выделить 7 основных видов конфликтов в литературе. Большинство произведений фокусируются на одном отдельном конфликте, но также встречаются и комбинации нескольких в одной истории. Разберем их подробнее.
Этот конфликт в литературе возникает, когда герой борется с какой-нибудь внутренней проблемой. Конфликтную ситуацию может создавать кризис самоидентификации, психическое расстройство, моральная дилемма или просто выбор жизненного пути.
Примеры конфликта человека с самим собой можно найти в романе «Реквием по мечте», который поднимает вопросы внутренней борьбы с зависимостью. Подобный тип конфликта испытывает, например, и главный герой «Преступления и наказания».
Когда в книге противоборствуют протагонист (положительный герой) и антагонист (отрицательный герой) – это, по существу, и есть конфликт «человек против человека». Не всегда сразу очевидно, кто из них кто, но в данном виде литературного конфликта обязательно присутствуют два героя или две группы людей, цели и намерения которых противоположны. Такой конфликт разрешается, когда один герой одолевает препятствие, созданное другим.
Например, в книге «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэролла главной героине на своем пути приходится сталкиваться с многочисленными персонажами и выходить из создаваемых ими затруднений. Другим примером может служить роман Сьюзен Хинтон «Изгои», в котором изображены две воюющие между собой группировки подростков.
Природные катастрофы, погодные условия, животные и даже сама планета могут создавать этот тип литературного конфликта. Природная стихия в таких произведениях обычно вынуждает человека заглянуть внутрь себя, чтобы найти внутренние силы противостоять ее вызовам. Природа испытывает героев, демонстрируя их беспомощность и смертность.
Пример конфликта человека против природы – роман «Выживший» Майкла Панке. Хотя главной движущей силой является месть, больше свойственная конфликту «человек против человека», основная часть повествования выстраивается вокруг преодоления Хью Глассом сотен миль в экстремальных природных условиях. Классическим романом, иллюстрирующим конфликт «человек против природы», является «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо.
Такой вид конфликта в литературе встречается там, где герой не в ладах с культурой или правительством того общества, в котором он живет. Восстание против социальных норм – одна из наиболее распространенных тем в литературе. Мотивом героя или героев может служить необходимость выживания, моральные убеждения относительно «правильного» и «неправильного», стремление к счастью, свободе, справедливости и любви.
Например, книги цикла «Голодные игры» демонстрируют, как героиня не приемлет того, что считается нормой в обществе, но противоречит ее моральным принципам. Похожая ситуация складывается и в классической антиутопии Евгения Замятина «Мы».
Этот конфликт в литературе рождается, когда персонажу книги противодействуют машины или искусственный интеллект. Он часто используется в научной фантастике, где по сюжету та или иная технология развивается настолько, что превышает отведенные ей рамки, выходит из-под контроля и может стать угрозой человечеству.
В таких произведениях обычно поднимается вопрос моральной ответственности человека перед своими изобретениями и научным прогрессом. В качестве примера можно обратиться к произведениям «Я, робот» или «Бегущий по лезвию».
Этот вид конфликта не всегда легко отделить от конфликта «человек – общество» или «человек против человека», но обычно он связан с присутствием в произведении религиозной составляющей или внешней силы, направляющей судьбу персонажа.
Например, в книгах о Гарри Поттере главный герой, судьба которого была предсказана еще до его рождения, взрослея, пытается примириться с ответственностью, возложенной на него с детства. В греческой мифологии персонажами часто становились сами боги, устраивающие испытания главному герою, как например, в «Одиссее».
Данный конфликт в литературе происходит между героем и некой сверхъестественной силой или существом. Такие конфликты, основанные на проявлении мистических сил и паранормальных явлений, распространены в магическом реализме. Они также часто встречается в произведениях Стивена Кинга: например, в «Сиянии» герои сталкиваются с темной сущностью отеля, а в романе «Оно» в роли антагониста выступает древнее зло, питающееся страхом и способное принимать разные формы.
Сверхъестественное противопоставляется человеку также в готических романах, где действуют призраки («Поворот винта» Генри Джеймса), вампиры («Дракула» Брэма Стокера) и другие фантастические существа.
Подводя итог, можно сказать, что конфликт в литературе служит основным скрепляющим повествование элементом, создает интригу, привносить долю сомнения в возможности достижения конечной цели. Повествование не всегда ограничивается единственным конфликтом, и конфликты порой могут не получать решения в финале. Однако, логический исход конфликта, его разрешение дает читателю ощущение завершенности произведения.
Можете привести другие примеры конфликтов в литературе, о которых мы не упомянули? Обязательно расскажите об этом в комментариях!
Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…
Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…
Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…
Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…
По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…
Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…