Поэзия

Дактиль: примеры стихов, написанных дактилем

Дактиль – стихотворный размер, состоящий из трех слогов и открывающийся ударным слогом.

Стопа дактиля строится из трех слогов в таком порядке: ударный – безударный – безударный. Схематически это можно представить как ÚUU| ÚUU| ÚUU| ÚUU, например:

В по́лном раз|га́ре стра|да́ дере|ве́нская…

(Н. Некрасов)

Дактиль – многоликий стихотворный размер. Его нисходящая стопа может навевать уныние, погружать в печальные думы, передавать усталость умудренного опытом человека. Если же взглянуть по-другому, то в дактилическом ритме с акцентом на первом слоге можно услышать вальсовое кружение «раз-два-три-раз-два-три». Мощным и торжественным дактиль называл Николай Гумилев.

Происхождение термина

Свое название дактиль получил от древнегреческого «δάκτυλος» – «палец». Казалось бы, причем тут палец? Здесь нужно вспомнить анатомию пальца: его три фаланги, первая из которых длиннее двух следующих, подобны трем слогам дактилической стопы.


Древние греки связывали происхождение дактиля с божественным Дионисом, который вещал стихами, составленными именно дактилической стопой.

Разновидности дактиля

В зависимости от количества стоп, используемых в каждой строке, стихи, написанные дактилем можно разделить на несколько типов, приведенных ниже вместе с примерами.

Двухстопный дактиль

Двустопный дактиль в «полном» виде встречается редко: из-за краткости строк каждое второе слово требует рифмовки, а деление фразы на состоящие из двух слов отрезки приводит к некоторой монотонности стиха:

В ра́бстве спа|сённое
Се́рдце на|ро́дное –
Зо́лото,| зо́лото
Се́рдце на|ро́дное!

(Н. Некрасов)

Чаще встречается двустопный дактиль, усеченный на один или на два слога с чередованием женской и мужской рифмы.

Двустопным дактилем написан «Домбайский вальс» Юрия Визбора:

Трехстопный дактиль

Трехстопный дактиль более популярен: из-за того, что рифма повторяется не так часто, он ощущается свободнее, «шире». Полномерный трехстопник редко проходит через все стихотворение, предпочитая чередование полных строк с другими:

Звёзды зак|ры́ли рес|ни́цы,
Но́чь завер|ну́лась в ту|ма́н;
Тя́нутся |грёз вере|ни́цы,
В се́рдце лю|бо́вь и об|ма́н.

(В. Брюсов)

Благодаря более длинной строке словоразделов здесь уже два. Их расположение и перестановка могут менять эмоциональный настрой строк, подчеркивать наиболее значимые слова.

Четырехстопный дактиль

Вы́рыта |за́ступом| я́ма глу|бо́кая;
Жи́знь неве|сёлая,| жи́знь оди|но́кая…

(И. Никитин)

Вновь полномерный дактиль передает меланхоличность и не случайно выбран для этих «могильных» строк. Интонационное ударение падает на слова «вырыта», «заступом», «невеселая». Кроме того, во второй строке двукратно понижается тон при переходе от существительного к прилагательному.

Однако, при перекрестном расположении рифм фраза четырехстопного дактиля уже звучит разнообразнее, свободнее:

Му́ж – госпо|ди́н красо|ты́ заме|ча́тельной,
В гва́рдии| го́д прослу|жи́вший| оте́честву,
Бы́л чело|ве́к разбит|но́й, обя|за́тельный,
Скло́нный к раз|гу́лу, к иг|ре́, к моло|де́честву…

(Н. Некрасов)

В строках иногда присутствует цезура после второй стопы, при этом левое полустишие усекается на один слог:

Что́ ты за|во́дишь // пе́сню во|е́нну
Фле́йте по|до́бно, // ми́лый сни|ги́рь?

(Г. Державин)

Три словораздела позволяют вести уже более сложную интонационную «игру».

Четырехстопный дактиль нередко чередуется в одном стихотворении с трехстопным. Обычно такое чередование упорядочено (например, 4–3–4–3). Произвольная последовательность – более редкий случай. Вот, например, соединение двух строк четырехстопника с трехстопным и даже одностопным дактилем:

Ду́мы ли| ре́ют тре|во́жно-не|свя́зные,
Пла́чет ли| се́рдце в гру|ди́, –
Ско́ро по|вы́сыплют| звёзды ал|ма́зные,
Жди́!

(А. Фет)

Куплеты знаменитой песни Юрия Визбора «Милая моя» также написаны четырехстопным дактилем:

Но будьте внимательны! Припев этой песни представляет собой смесь двух- и трехстопного хорея.

Пятистопный дактиль

Довольно редкий размер. Из-за большой длины строка обычно делится цезурой, хотя и не обязательной, на два отрезка после второй стопы. Цезура усиливает смысловую паузу:

Ме́сяц зер|ка́льный плы|вёт по ла|зу́рной пус|ты́не,
Тра́вы степ|ны́е у|ни́заны| вла́гой ве|че́рней,
Ре́чи от|ры́вистей,| // се́рдце о|пя́ть суе|ве́рней,
Дли́нные| те́ни вда|ли́ пото|ну́ли в лож|би́не.

(А. Фет)

Шестистопный дактиль

Шестистопный дактиль в обычном виде используется крайне редко, в основном встречаясь у символистов. Обязательной является большая цезура после третьей стопы (или на слог левее).

Ка́к нам от|ра́дно за|ду́маться // в су́мерках| све́тлых вдво|ём!
Те́нь проле|те́вшего| а́нгела // ви́жу во| взо́ре тво|ём.

(К. Бальмонт)

Шестистопный дактиль наиболее известен в форме гекзаметра (с греческого – «шестимерный»), и в его вариации – пентаметра.

В русской поэзии они не получили распространения, однако, гекзаметр составляет основу переводов с греческого и латинского («Илиада», «Одиссея», «Энеида»):

Му́за, ска|жи́ мне о| то́м много|о́пытном| му́же, ко|то́рый,
Стра́нствуя| до́лго со| дня́, как свя|то́й Или|о́н им раз|ру́шен,
Мно́гих лю|де́й, горо|да́ посе|ти́л и о|бы́чаи| ви́дел…

(«Одиссея», пер. Жуковского)

Пентаметр в чередовании с гекзаметром («элегическое двустишие») также используется в переводах или в подражаниях древним.

Вот редкий пример шестистопного дактиля (с добавочным одностопным хореем на каждой строчке) в малоизвестной песне «Небо над озером» группы «ДДТ»:

Дактиль в русской поэтической традиции

Из трехсложных размеров дактиль наиболее органичен для русской поэзии. Возможно, потому что в трехсложных размерах проще и удобнее акцентировать именно первый слог.

Одним из первых популяризаторов трехсложных размеров в целом, и дактиля в частности, в XVIII веке стал Сумароков. Он применял их в переложениях псалмов, представлявших более свободную форму торжественных од:

Суетен будешь
Ты, человек,
Если забудешь
Краткий свой век.

(1759)

В то время дактиль использовался поэтами-новаторами, стремившимися отойти от традиционных метров. Одним из таких модернистов был Державин:

Юная роза
Лишь развернула
Алый шипок,
Вдруг от мороза
В лоне уснула,
Свянул цветок…

(1795)

Двухстопный дактиль вообще больше свойственен поэзии XVIII века. В XIX веке он отходит в тень, уступив место более длинным разновидностям размера.

Как уже говорилось, одна из особых форм многостопного дактиля – гекзаметр. Первым начал использовать «русский гекзаметр» Тредиаков­ский. Его гекзаметры в основном известны по поэме «Тилемахида» (1766).

Но подлинную известность гекзаметр приобрел в переводах античных произведений. Самый крупный из них – перевод «Илиады», выполненный в начале XIX века поэтом Гнедичем:

Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал…

Со времени «Илиады» гекзаметр вошел в обиход и стал использоваться не только в переводах, но и в оригинальных произведениях.

Дальнейшей популяризации дактиля содействовал Жуковский, использовавший его в своих балладах. Некрасов обращался к дактилю как в лирике, так и в более крупных произведениях («Железная дорога», «Современники»).

Нельзя не отметить и такие гениально удавшиеся примеры дактиля, как лермонтовские «Тучи»:

Тучки небесные, вечные странники!

Легко освоены были и пятистопные дактили:

Горними тихо летела душа небесами,
Грустные долу она опускала ресницы.

(А. К. Толстой)

Уже в начале XX века любители «сверхдлинных» размеров, среди которых выделялся Бальмонт, экспериментировали с семи- и восьмистопными дактилями. В целом же дактили разной длительности использовались поэтами Серебряного века: Ахматовой, Брюсовым, Северяниным и другими, наряду с поиском новых форм самовыражения.

Дактиль в русской поэзии XXI века

Русская поэзия XXI века находится в поиске новых форм, поэтому использование классических стихотворных размеров ей несвойственно. Например, современный поэт Данил Рудой часто прибегает к дактилю в качестве составного элемента своих сложных стихотворений, однако чистую дактилическую стопу использует крайне редко. Впрочем, вот несколько примеров:

Здравствуйте, дамы! Привет, господа!
Вот добрались и до вас мы. О, да!
Наш знаменитый ансамбль-коллектив
Трезв как стекло и чертовски игрив.
Хоть не заполнен ваш зал и на треть,
Наши моторы готовы взреветь.
Жаль, приглушить нам придется движок:
Утренник детский сегодня, дружок.

«Новогодний утренник» (2010) – читать стихотворение

Миг расставанья настал.
Каждый сейчас одинок.
Шумом наполнился зал –
Это Последний звонок.
Здравствуй, Грядущее! Свет
Нам на дорогу пролей!
Мы же последний куплет
Вам посвящаем, Лицей!

«Лицейский вальс» (2005) – читать стихотворение

admin

Recent Posts

Короткие стихи Рудого

Современная русская поэзия стремительно развивается, обогащая традиции прошлого и создавая новые формы выражения. Одним из…

“Перед лицом катастрофы”: рецензия на философский сборник эмигрантов-русофобов

Пора уже привыкнуть, казалось бы - но у меня всё равно подгорело, как говорится. Это…

Профессиональная подготовка учителей по литературе

Сфера образования постоянно развивается, и ее стандарты и методологии обновляются в соответствии с потребностями современных…

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Идиот”

Читали “Идиота”? Отлично: нам с вами уже есть, о чем поговорить! “Идиот” Достоевского глазами современного…

«Интервью с Данилом». Современный поэт Рудой о главном

По просьбе Д. Рудого, из интервью исключены все фрагменты, касающиеся рудоизма. – Прим. редактора В…

Причины популярности Сергея Есенина среди русских патриотов

Есенин называл себя "лучшим поэтом России", но при этом с трудом находил себя. Кем же…