Гитара в русской литературе XIX века

Гитара в русской литературе XIX века

Гитара – особенный музыкальный инструмент. В русской культуре и литературе она является символом романтики, свободы, самовыражения и поиска смысла жизни. Будучи инструментом народным и доступным, гитара легко находит позитивный отклик в русской душе, нередко создавая стойкие ассоциации на долгие годы. Пение гитары одинаково хорошо поведает о сентиментальной любви, безумной страсти, беспощадном бунте или беспросветной меланхолии, и эта универсальность сделала гитару полезным помощником для рядя русских писателей и поэтов. В данной статье речь пойдет о роли гитары в русской литературе 19-го века, а если вас интересуют гитарные аккорды и бой песни Батарейка, вы можете ознакомиться с ними, перейдя по ссылке.

Краткий исторический контекст

Гитара в классическом виде пришла в Россию относительно недавно. Её предшественниками были различные струнные инструменты, среди которых традиционной народной любовью пользовались балалайка и гусли. Однако, благодаря стараниям Екатерины II, к концу 18-го века в России расцвела мода на западноевропейскую музыку и искусство, и гитара, как инструмент, который легко перевозить, и на котором можно играть как соло, так и аккомпанемент, быстро набрала популярность и стала конкурировать с фортепиано среди дворянства и прекрасного пола благодаря своей репутации изысканного и женственного инструмента.

Ключевым отличием русской гитары 19-го века была её семиструнность. Семиструнная гитара звучала глубже и мелодичнее, идеально подходя для исполнения романсов и олицетворения романтических идеалов той эпохи. Неудивительно, что многие писатели и поэты упоминали гитару в своих произведениях как символ страсти, любви, ностальгии и дум.

Гитара в произведениях А. Пушкина

Слово «гитара» в сочинениях Пушкина встречается одиннадцать раз, тогда как, скажем, «пистолет», «пистоль», «пистолетный» – более шестидесяти, «любовь» же со всеми ее производными формами – едва ли не полторы тысячи раз.1

Как понятно из цитаты выше, Пушкин не был с гитарой на короткой ноге, однако все-таки использовал ее образ. Так в поэме “Цыганы” гитара является символом свободы, непринужденности и цыганской души. Цыганы традиционно ассоциируются с музыкой, свободным духом и независимостью. Гитара в этом произведении служит мостом между миром главного героя Алеши и миром цыган: с ее помощью Пушкин показывает контраст между героем и его окружением, подчеркивая его чужеродность цыганской среде.

Гитарные мотивы также присутствуют в романе “Евгений Онегин”. Гитара здесь — символ романтизма, молодости и горячности чувств. Ленский, воплощающий романтические идеалы, поет под гитарный аккомпанемент свои стихи, выражая чистосердечные, горячие и возвышенные чувства к Ольге.

Гитара у А. Островского

В комедии «Не в свои сани не садись» (1852) гитара занимает место на окне среди цветов в небольшой комнате дома купца Русакова (действ. II, вводная ремарка). В комедии «Бедность не порок» (1853) инструмент является частью интерьера «небольшой приказчичьей комнаты» – находится «подле кровати» Мити, молодого приказчика богатого купца-«фабриканта» Гордея Карпыча Торцова, влюбленного в дочь своего хозяина. В комедии «Трудовой хлеб» (1874), жанрово обозначенной Островским как «сцены из жизни захолустья», гитара присутствует во вводной ремарке первого действия, привнося оттенок некоторой легкомысленности и намек на артистизм натуры хозяина убого обставленной «бедной комнаты» Иосафа Наумыча Корпелова, учителя, «промышляющего дешевыми частными уроками» [4, IV, с. 61]. И, наконец, в драме «Бесприданница» (1878) гитара вместе с фортепиано вписана в интерьер дворянского дома Огудаловых, обставленного «приличной мебелью».2

Если во времена Пушкина и Лермонтова гитара ассоциировалась с элитарной культурой, то начиная с 1840-х годов, когда романтизм стал массовым, она спустилась и к «нижним» слоям российского общества. Именно благодаря этому гитара так часто упоминается в пьесах Островского, выступая не только как любимый музыкальный инструмент персонажей, но и как маркер определенных эпох и символ демократизации русской жизни. Через гитару Островский изображает столкновение двух культур: патриархально-народной и благородной, ориентированной на Европу. Это столкновение определяет кризис обеих культур и специфику русского мещанства середины и конца XIX века. В образе русской гитары, впитавшей в себя культуру цыган, в более поздних работах Островского также отражается начало формирования новой субкультуры, расцвет которой придется на Серебряный век – русской богемы.

Источники

1. Родионов В. К. “Гитара в литературе романтизма”. Proza.ru

2. Бакалейская Е. С. “Феномен гитары в театральном тексте русской культуры (на материале произведений А. Н. Островского). Cyberleninka.ru